Как бы ни была хороша кухонная плита, еду на ней не приготовишь, пока не зажгутся горелки, — примерно такой фразой можно было бы завершить вводную заметку к любой статье про очередное ИТ-новшество, будь то система управления бизнес-процессами или хранилище данных. Само по себе приобретение очередного чуда высоких технологий не сделает сразу невозможное — например, обработку в реальном масштабе времени сотен тысяч запросов в минуту к петабайтным объемам данных — возможным, но тем не менее зажигать горелки многофункциональной и масштабируемой «плиты» все-таки комфортнее. Хранилища данных второй генерации в какой-то степени представляют собой такую удобную «плиту» для всесторонней аналитической и оперативной обработки корпоративных данных. Возможности современных хранилищ могут быть ограничены сегодня уже не технологиями, а фантазией пользователей, но только если построены они были с учетом накопленных индустрией знаний, а не по принципу «мы книжек про хранилища не читали, но хранилище для своего банка все-таки построили».
Сегодня совокупность аккумулированных компаниями данных представляет собой чуть ли не единственное их достояние: нет данных — нет и бизнеса, поэтому средства оперативного доступа к кладезю корпоративной информации становятся все более востребованными, причем не только со стороны крупных компаний. Вкус к хранилищам ощутил малый и средний бизнес — возможности сервисной архитектуры позволяют уже сегодня всем желающим достучаться до самых современных технологий. Вместе с тем, как отмечают авторы этого выпуска журнала, применение традиционных хранилищ данных и систем, построенных на основе универсальных технологий, для решения нынешних задач бизнеса оказывается слишком неуклюжим, как если бы на кухне современного многоквартирного дома для приготовления пищи применялась керосинка.
Действительно, от современных хранилищ требуют смешанной нагрузки, предполагающей одновременное выполнение на одной конфигурации как аналитических запросов, так и функций операционной и транзакционной обработки. Вместо работы со множеством источников аналитики и руководители бизнеса требуют сегодня доступа к одному корпоративному хранилищу, позволяющему получить ответ на любой вопрос. За ворохом сырых данных топ-менеджеры от бизнеса хотят видеть цель своей деятельности и качать идеи из корпоративного хранилища, как нефть из скважины. Для ИТ-директора в этой ситуации важно добиться адекватности хранилища задачам бизнеса и, потратив разумные средства, справиться со все возрастающими объемами данных, одновременно сведя к минимуму риски.
ИТ-индустрия пришла здесь на помощь в виде коммодитизации, которая теперь докатилась и до хранилищ данных, предложив рынку аппаратно-программные приставки, собранные из стандартных компонентов и оптимизированные для решения конкретных информационных задач. Такие приставки уже сегодня способны выполнять сложные запросы в терабайтных архивах, допускают масштабирование и главное — имеют гибкие средства настройки, ведь конфигурация хранилища для стратегической аналитики или раскопок данных обычно существенно отличается от конфигурации, ориентированной на решение тактических задач бизнеса. Традиционные игроки рынка хранилищ данных, имеющие опыт создания аппаратных платформ, создают свои собственные приставки, но к ним подбираются другие ИТ-игроки, вступающие в альянсы с нишевыми поставщиками.
Концептуальным ответом на требования бизнеса к хранилищам стало появление новых принципов их построения, о которых специально для читателей этого выпуска журнала рассказывают сразу два ведущих эксперта в этой области: Билл Инмон и Ральф Кимбалл. Без упоминания этих двух оппонентов, с противоположных полюсов взирающих на проблематику хранилищ данных, сегодня не обходится ни одно значимое для этой области событие. Если Кимбалл, например, считает, что хранилище представляет собой объединение всех корпоративных витрин данных, то Инмон отвечает, что интеграция витрин не создает хранилище — «собрав всю мелкую рыбешку океана и спрессовав ее в один стек, нельзя получить кита».
Как бы то ни было, почетно идти по дороге, а не выбирать то или иное конкретное направление. Каким бы ни был отличным инструмент, не стоит ждать от него чуда — покупателям СУБД, как, собственно, и других систем типа ERP, CRM, BPM и т.п. следует помнить, что они приобретают лишь «голое» ПО, возможно, настроенное на оборудование в его текущей конфигурации, но не обязательно в текущем состоянии способное решать задачи конкретного бизнеса. Иными словами, чтобы невозможное сделать возможным, следует применять «плиту», снабженную рецептами и средствами настройки на работу по заданному бизнес-сценарию.