В середине мая 2007 года прошла пятая открытая всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации», на которой вновь оказались в центре внимания вопросы качества преподавания ИТ в России и способы решения проблемы острой нехватки ИТ-специалистов.
В конференции приняли участие более двухсот представителей вузов, средних специальных учебных заведений, школ и бизнеса. Генеральный директор компании «1С» Борис Нуралиев, выступивший главным спикером от Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), под эгидой которой проходит конференция, назвал ключевыми факторами современного развития ИТ в России кадры и образование.
Основными направлениями работы комитета по образованию АП КИТ в прошедшем году были: исследование потребностей ИТ-индустрии в кадрах; разработка профессиональных стандартов для отрасли; участие в организации и проведении «Делового рейтинга высшего образования»; организация и проведение конференции «Преподавание ИТ в РФ». В исследовании отраслевой потребности в кадрах комитет АП КИТ по образованию исходил из того, что отечественная ИТ-индустрия занимается поставками аппаратных средств, консалтинговых услуг и программного обеспечения для внутреннего рынка и рынка офшорного программирования. Взяв в качестве исходных результаты работы Анатолия Шкреда и Александра Гиглавого по оценке количества студентов, получающих образование по ИТ-специальностям (см. «Анализ контингента студентов ИКТ-специальностей в высших учебных заведениях Российской Федерации в 2005 году», www.osp.ru/wp/direct/2415358.html), Нуралиев предложил методику расчета отраслевой потребности в ИТ-специалистах.
Продажами ИТ-оборудования в России занимаются около 16 тыс. человек, что дает две трети объема рынка в денежном выражении, консалтингом занимаются 69,9 тыс. человек, поставками программного обеспечения на внутренний рынок — 46,7 тыс., офшорной деятельностью (по данным «Руссофт») — 25,8 тыс. человек. При этом общее число специалистов, занятых в отрасли, составляет 72,5 тыс. человек, из них 38,4 тыс. работают на крупных и средних предприятиях, а 34,1 тыс. — на малых предприятиях по контракту. Потребность в специалистах на 2007 год составляет 137,9 тыс. человек, и к концу года в отрасли должно работать 262,8 тыс. В качестве ориентиров для оценки потребности в специалистах для ИТ-отрасли были приведены данные по Соединенным Штатам и странам Евросоюза, где в ИТ-индустрии занято 3,4 и 2,7% соответственно от всех работающих. Рассматривая как пример собственную компанию, Нуралиев отметил, что основным фактором, тормозящим развитие бизнеса, сегодня является кадровый голод и лишь затем проблемы франчайзинга, пиратство и конкуренция. По результатам исследования АП КИТ, в ближайшее время наиболее востребованы будут специалисты по автоматизированным системам управления предприятиями.
В области стандартов в качестве основного направления АП КИТ рассматривает создание профессиональных стандартов, например уже подготовлен стандарт «Специалист по информационным системам». В образовательном плане подготовка такого специалиста предполагает фундаментальную вузовскую составляющую, но с учетом требований бизнеса.
«Деловой рейтинг высшего образования» представляет собой проект, в котором АП КИТ участвует совместно с Министерством науки и образования РФ. Проект направлен на определение степени взаимодействия образования и бизнеса, в частности, на конференции было отмечено отсутствие положения о базовых кафедрах коммерческих компаний, что затрудняет совместную работу бизнеса и образовательных учреждений. Вместе с тем имеются и положительные примеры взаимодействия образования и бизнеса, в их числе поддержка олимпиад для студентов и школьников и проведение совместных конференций.
В своем выступлении Нуралиев высказал ряд пожеланий в адрес Министерства науки и образования РФ, обратив внимание на необходимость расширения поддержки подготовки ИТ-специалистов за счет государственного бюджета.
На пленарном заседании конференции выступили член-корреспондент РАН Виктор Иванников и профессор СПбГУ Андрей Терехов. Первый представил в своем докладе позицию профессора-ученого, а второй — профессора-бизнесмена. Иванников обратил внимание на то, что в России пока наблюдаются лишь внешние, финансовые показатели выхода из катастрофического положения образования. Остаются серьезные проблемы, связанные со старением педагогического состава, низкой занятостью преподавателей, исследовательской работой, трудностями интеграции образовательной и исследовательской деятельности, отсутствием перспективы трудоустройства по специальности у выпускников вузов. Иванников также остановился на проблемах формирования рынка ИТ-специалистов и обеспечения качества образования, отметив явную диспропорцию между количеством выпускников вузов и числом принятых на работу. При этом большинство выпускников не готово ни к проектной, ни к научной деятельности, а время их адаптации занимает от полугода до года. По мнению Иванникова, реализованная в МФТИ и повторенная в Новосибирском государственном университете модель открытия в вузе базовых кафедр научных институтов остается действенным средством повышения качества образования. При этом нельзя забывать, что университетское образование дает фундаментальные знания, которые являются долговременным преимуществом.
В новой модели шестилетней подготовки специалистов (бакалавриат и магистратура) Иванников предлагает сочетать усиленную математическую подготовку и дисциплины по программной инженерии. Так, бакалаврам можно читать общематематические курсы и специализированные программы, включающие знания, необходимые программисту. К примеру, программа общей математики может содержать такие традиционные дисциплины, как уравнения математической физики, численные методы и функциональный анализ, а специальная часть — математическую логику, языки и автоматы и комбинаторику. ИТ-составляющую курсов предлагается формировать из предметов по программной инженерии и специализированных курсов. Первая группа включает в себя курсы по технологии программирования, объектно-ориентированному программированию, формальным методам проектирования, приемам верификации и тестирования, а также обобщающий курс по программной инженерии. К специализированным курсам относятся курсы по базам данных, криптографии, языкам программирования, распределенным операционным системам, компонентам сервиса, параллельной обработке и др.
Терехов посвятил свое выступление представлению книги «Рекомендации по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах», содержащей перевод документа Software Engineering 2004: Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering. Терехов использовал рекомендации Computing Curricula еще в 90-х годах при описании методических направлений преподавания на кафедре системного программирования СПбГУ. В дальнейшем было подготовлено собственное предложение по совмещению Software Engineering 2004 с российскими образовательными стандартами, представленное на ряде конференций и опубликованное в журнале «Открытые системы», 2006, № 8 (www.osp.ru/os/2006/08/328281). Терехов с сожалением констатировал, что в университетах России и стран СНГ пока не произошло становление программной инженерии как самостоятельной дисциплины.
Выступление профессора Тверского государственного университета Владимира Биллига высветило картину состояния преподавания ИТ в провинциальном вузе. Несмотря на серьезные трудности с преподавательским кадрами, трудоустройством выпускников в регионе, налаживанием связей с промышленностью, университет, благодаря хорошему уровню подготовки студентов, поставляет на рынок труда качественных специалистов, которых охотно принимают на работу в компании всех крупных городов страны, включая обе столицы.
Кроме параллельных секционных заседаний и круглых столов участники конференции имели возможности для активного общения, во время которого обсуждался ряд интересных вопросов. Например, вопрос оценки уровня сотрудничества вузов с индустрией. Это взаимодействие, с одной стороны, характеризуется большой заинтересованностью бизнеса в повышении качества подготовки выпускников вузов, а с другой — сильно замешено на маркетинге, когда в выпускнике видят проводника технологий конкретной компании. Но это находится в серьезном противоречии с основными целями вузовского образования, призванного дать хорошее представление об ИТ в целом. Тем не менее рыночные требования инновационного подхода к бизнесу позволяют и вузам строить образование на новом качественном уровне, решая задачи фундаментальной подготовки и одновременно готовить приемлемых для бизнеса выпускников. В этом отношении весьма интересным был доклад профессоров Романа Стронгина и Виктора Гергеля из Нижегородского государственного университета об университетском опыте инновационной деятельности в области ИТ. Хорошо известны связи этого университета с корпорациями Intel и Microsoft, а благодаря созданию современной ИТ-платформы, интегрирующей факультеты и лаборатории, в университете добились международного признания не только своих образовательных программ, но и бизнес-проектов регионального и национального масштаба. О весьма успешном опыте индивидуальной подготовки ИТ-специалистов для бизнеса рассказали представители кафедры кибернетики МИФИ.
Еще об одном впечатлении от конференции следует упомянуть особо — речь идет об интересе, который проявили представители как образовательного, так и бизнес-сообщества к фундаментальным вопросам. В беседах нередко возникало обращение к философии ИТ. Оказывается, бизнес сегодня весьма серьезно заинтересован в понимании глубинных проблем информационных технологий, прежде всего, потому, что эффективность бизнеса зависит от того, как им управляют, и понимание управления уже не может сводиться к представлению системных моделей лишь с технологической точки зрения. Меняется системная парадигма бизнеса, требующая иного, более философского осмысления.