Почти все основные направления ИТ потихоньку обзавелись к сегодняшнему дню модным атрибутом — индексом 2.0. Не стало исключением и Business Intelligence. Обсуждению концепции и перспектив BI 2.0 посвящены сейчас десятки конференций и сотни публикаций, а ряд компаний вообще сделали эту аббревиатуру символом своих новых продуктов. Что же собой представляет BI 2.0? Что новые технологии смогут предложить массовому пользователю?

Термин Business Iintelligence был введен еще в 1989 году аналитиком компании Gartner Ховардом Дреснером взамен расплывчатого понятия информационной системы управления и поддержки принятия решений. Однако до сих пор ведутся дискуссии, что же он означает — методы и средства анализа, прогнозирования, бизнес-разведки или все вместе взятое.

Основное назначение технологий Business Intelligence (BI)  выявить потенциал, скрытый в данных, накапливаемых в процессе операционной деятельности предприятий и компаний и преобразовать их в информацию для принятия решений. Для этого необходимо последовательно пройти как минимум три этапа — создать прочный методологический и технологический фундамент для накопления данных и их аналитической обработки, научиться управлять данными и контролировать эффективность операций и на этой основе совершенствовать бизнес-процессы и операции. Стимулом к применению технологий бизнес-анализа служит желание компаний идентифицировать направления роста, глубже понимать рыночные процессы и механизмы, оптимизировать цепочки поставок, производства и сбыта, предсказывать поведение конкурентов и потребителей, снижать риски и выполнять нормативные требования.

Ключевые компоненты технологий BI сформировались в эпоху расцвета реляционных баз данных: извлечение, очистка, преобразование и интеграция данных; хранилища и витрины данных, средства многомерного анализа и прогнозирования, обработки запросов, поиска и представления результатов. Основой считались общекорпоративные средства управления информацией и хранилища, которые должны были обеспечить целостную картину деятельности компании. Получив средства консолидации данных самых различных источников в единое хранилище, компании стремились эффективно использовать совокупные информационные ресурсы для управления и прогноза развития бизнеса. Основным средством стала подготовка отчетов и аналитических сводок, и, не без поддержки основных ИТ-поставщиков, предполагалось, что чем масштабнее будут корпоративные системы и хранилища данных, тем больше конкурентных преимуществ получит компания или предприятие.

Постепенно средства анализа стали более производительными и гибкими, появились индикаторные панели и системы оценки сбалансированных показателей, вписанные в современные пользовательские интерфейсы, однако основной подход — сначала собрать и подготовить данные, подвергнуть их обработке и затем предоставить результат — остался неизменным.

Черты новой аналитики

Первым вызовом, потребовавшим перемен, стала необходимость сократить разрыв между реальными событиями и процессами и реакцией на них.

Оперативность и сквозное взаимодействие — одна из главных черт нового поколения аналитических средств для бизнеса. Например, на экране у руководителя или менеджера могли бы быть закладки, представляющие стратегические цели, эти закладки были бы связаны с закладками для функциональных направлений продаж, производства, центров обработки вызовов и т.д. Менеджеры среднего звена могли бы, наблюдая за результатами работы линейных сотрудников, анализировать данные о расходах, потерях и прибылях, и своевременно «обнародовать» корректирующие предложения по сценарию «что — если» или предупреждающие сигналы.

Встраивание в процессы. Для поддержки принятия решений недостаточно просто предоставить информацию конкретному лицу. Технологии BI нового поколения должны интегрироваться в технологические процессы и потоки работ, таким образом, чтобы можно было соединить анализ и действия. Сотрудники, процессы, сервисы и транзакции, заинтересованные в результатах анализа, должны иметь доступ к соответствующим сервисам. Оперативному анализу не обязательно должна предшествовать подготовка каких-либо отчетов: аналитические решения могут встраиваться в прикладные системы или работать совместно с ними, часто без вмешательства человека. Сообщения, которыми обмениваются системы, сканируются «на лету», и тут же предпринимаются соответствующие действия, например бронирование мест или авторизация доступа.

Качество обслуживания. Уровень производительности и качества услуг, предоставляемых оперативными BI сервисами должны соответствовать аналогичным параметрам целевых систем, поэтому о настройке и тем более создании каких-либо моделей или алгоритмов в процессе работы не может быть и речи. В механизмах анализа будут применяться интеллектуальные агенты и семантические методы.

Доступность. Должна претерпеть изменения ценовая и лицензионная модель поставки аналитических решений, функциональные возможности которых должны в зависимости от потребностей организации-пользователя варьироваться в широких пределах и гармоничным образом сочетаться с информационными системами организации и ее внешних партнеров. Пользователям следует предоставить возможность сконцентрироваться на конкретных задачах и оперировать объектами и показателями высокого уровня.

Технологические аспекты

Средства BI нового поколения будут «приближены» к процессам деятельности и ориентированы на поддержку бизнес-транзакций и взаимодействия между различными системами. Они будут управляться событиями и смогут выявлять аномальные ситуации и возникающие проблемы, для этого в них будут встроены соответствующие интеллектуальные и адаптивные возможности.

Данные. В качестве источников данных для анализа будут служить не только хранилища, но и данные самых разнообразных внутренних и внешних для компании источников. Наряду с традиционными методами ETL будет применяться виртуальная интеграция, а также механизмы регистрации событий с помощью самонастраивающихся и самообучающихся агентов. Сами хранилища данных будут играть важную инфраструктурную роль и их операционные характеристики будут значительно улучшены.

Методы работы. Сегодня аналитики обычно сначала готовят результаты, а затем «защищают» их перед заказчиками (руководителями), предоставляя документы или электронные формы. В технологиях нового поколения этот «разрыв» сократится — преобладающими станут коллективные методы работы в сети с использованием виртуальных форумов, блогов, вики, социальных сетей.

Реализация приложений будет опираться на сервисную архитектуру с применением общедоступных решений и активных элементов Web 2.0 (например, AJAX) и функционально богатого внешнего интерфейса. Будут усовершенствованы стандарты взаимодействия и представления информации и получат распространение методы предоставления аналитических услуг по требованию, в том числе и на основе аутсорсинга. Ряд решений, в особенности в части потоковой обработки данных и фиксации событий, будет реализован в виде специализированных программно-аппаратных устройств. Аналитики, например, отмечают достижения компании Celequest, предлагающей перспективные технологии агентов реального времени и специализированное BI-устройство LAVA. Компания SeeWhy предложила механизм SeeWhy Interpretation Engine для оперативной фиксации и интерпретации бизнес-событий.

Итого: BI 2.0

Итак, вместо того, чтобы тратить миллионы на управляемые ИТ-подразделениями хранилища данных, доступ к которым имеет избранный круг аналитиков, можно будет «просто» расширить круг пользователей, пригласить их к участию, продвинуть к ним ключевую информацию, предоставить привычный Web-интерфейс и на этой основе принимать согласованные решения в реальном масштабе времени? Предполагается, что пакетные — по существу — системы получения отчетов по «историческим» данным в современных условиях должны уступить место новому поколению технологий BI, которые встраиваются в бизнес-процессы. Способность «истинного проникновения» (true insight) в суть событий обеспечит овладение информацией о движении товарных и материальных потоков и действиях клиентов, администраторов и сотрудников с точностью до минуты и даже секунды, а перекрестный многоаспектный анализ обеспечит переход от реактивной к упреждающей стратегии.

Основные надежды в BI 2.0 связываются с сервисной архитектурой (Service-Oriented Architecture, SOA) и открытыми, основанными на стандартах технологиями. Дейл Стробел, старший аналитик компании Teradata, вкладывающей значительные средства в развитие «активных» технологий и разработавшей протокол Teradata Application Protocol (TAP) для обращения к хранилищам данных с помощью Web-сервисов, полагает, что среда сервисной архитектуры неизбежно устранит разрозненность и будет способствовать согласованности информации, предоставляемой корпоративными системами. Другие эксперты идут дальше и утверждают, что зависящие от центрального хранилища технологии просто мигрируют в среду Internet, которая будет открытой, прозрачной и распределенной. Например, уже сегодня множество функций аналитической платформы SAS доступно в качестве Web-сервисов, и в дальнейшем этот механизм будет усовершенствован, в частности, будет обеспечена безопасная передача больших двоичных объектов (это значит, что сервисы реально получат возможность обмениваться данными для анализа).

Однако прежде, чем возможностями технологий BI можно будет воспользоваться в реальном масштабе времени, сами хранилища данных должны будут пройти несколько фаз развития, чтобы принципиально можно было получать ответы на ключевые вопросы: что случилось, почему это произошло, что еще может произойти, что происходит вообще в компании, и что должно произойти. И конечно, никакие сервисы сами по себе не смогут обеспечить, чтобы данные, системы показателей и критерии принятия решений были непротиворечивы в масштабах всей компании. Многое будет, как и прежде, определять методология, информационные модели, управление данными, метаданными и слабоструктурированным контентом.

По мнению Колина Уайта, президента компании BI Research, основными особенностями технологий BI 2.0 станут средства контроля производительности, интегрированного планирования и прогнозирования, встраиваемые в операции, аналитические порталы, рабочие пространства для коллективной работы и интеграция с Microsoft Office, расширенные технологии поиска и визуализации данных, реализация функций BI в качестве сервисов, стандартизация и расширение применения открытых решений, развитие семантических методов, средства работы со слабо структурированными данными и специализированные высокопроизводительные программно-аппаратные решения не только для хранилищ данных и задач BI.

Рынок отвечает на такие заявления консолидацией. Из ключевых «чисто BI-игроков» остались Business Objects, Cognos и Informatica. Крупные компании настойчиво вторгаются в пространство технологий бизнес-аналитики как на основе собственных разработок, так и слияний и поглощений (Hyperion поглощена Oracle, Hewlett-Packard приобрела компанию Knightsbridge).

Продолжается развитие предлагаемых решений. Так, корпорация Microsoft выпустила новый сервер PerformancePoint, усиливает аналитические возможности Excel и инструментов контроля производительности.

Hewlett-Packard представила специализированное программно-аппаратное решение для корпоративных хранилищ данных NeoView на базе серверов HP Integrity rx2620 (поддержка массивно-параллельного механизма управления базами данных и обработки SQL запросов), HP ProLiant (хостинг сервисов параллельной загрузки и экстракции данных Neoview Loader) и отказоустойчивой технологии HP NonStop.

Начинает ощущаться присутствие решений сегмента Open Source (продукты компаний Pentaho и Jinfonet Software, средства подготовки аналитических отчетов Business Intelligence Reporting and Tools для среды Eclipse).

Нейл Рейден, президент консалтинговой компании Hired Brains, полагает, что по мере проникновения бизнес-аналитики в системы планирования ресурсами предприятия и отношениями с клиентами и партнерами Business Intelligence перестает быть самостоятельной дисциплиной, поскольку дальнейшее разделение аналитических и оперативных систем непродуктивно. Некоторые предприятия даже начинают рассматривать компоненты бизнес-аналитики в качестве центральной части своих корпоративных систем на уровне как интеграции данных, так и бизнес-процессов. При этом встраиваемые средства, составные приложения и технологии активного оперативного анализа должны обеспечить совместную обработку операционных и аналитических данных, укрепление корпоративных платформ электронного взаимодействия будет способствовать предоставлению аналитических услуг наряду с прочими прикладными сервисами, когда это необходимо, а монолитные программные комплексы BI, лицензии на которые необходимо оплачивать за каждый развернутый сервер и рабочее место, постепенно уйдут в прошлое.

***

Широкое применение BI 2.0 будет зависеть не только от базовых технологий — исследование данных без привлечения средств управляемого семантического поиска и более абстрактного представления объектов и их отношений вряд ли привлечет массового пользователя. Аналитики и специалисты сходятся и в том, что количество базовых стандартов и технологий Business Intelligence должно быть сведено к минимуму. И если их прогнозы и обещания разработчиков оправдаются, то вполне возможно, что сложные интерфейсы бизнес-аналитика как удел таинственных гуру и «коробочные» решения останутся в эпохе, на смену которой придет эра BI 2.0.