Существует масса способов развлечь человека, например предложив ему купить новый компьютер, построить кластер или приобрести одну из модных трехбуквенных систем автоматизации, но нет ни одного, как сделать его счастливым. Понимание счастья у каждого свое, построенное им лично, — это для многих очевидно, но при чем, казалось бы, тут журнал? Да, здесь каждый может найти описания новых технологий вместе с примерами их использования, изложение различных взглядов на судьбы ИТ и даже рекомендации по построению оптимальной связки «ИТ-бизнес» от признанных гуру. Но это лишь внешняя оболочка — нас интересуют не столько выдающиеся примеры решений, сколько выдающиеся проекты. Можно быть на устах у всех, ничего не знача. Нас интересует искусство построения взаимоотношений ИТ и бизнеса. Нас интересует интрига, поворот, произошедшие в бизнесе, которые в конечном итоге и двигают ИТ, а их субъектов — наших читателей толкают на дорогу, ведущую, возможно, к своему счастью.
Сегодня слишком много информации выбрасывается на рынок — больше, чем способен переварить человек. Как следствие, исчезает ясность мира. Читатель получает либо ворох советов, которые хороши лишь в конкретном случае (чужой опыт вообще вещь ненадежная: это опыт не ваш и получен он был совсем в другой ситуации), либо море фактов, которые уже не умещаются в голове, — возможно, интересно про них прочитать, но бесполезно. Попробуем вместе с читателем вынырнуть из моря противоречивой информации и обнаружить тенденции в ИТ-мире и его окрестностях.
В этом номере мы поговорим, например, об английском инженере Джеймсе Уатте, гений которого, вопреки общепринятому мнению, проявился не в создании паровой машины — известно, что такие агрегаты существовали задолго до него, — на самом деле Уатт открыл возможность автоматического управления. Он предложил незатейливое устройство, которое позволило машине работать без вмешательства человека. В последующем массовое распространение многих систем и приборов, от самолетов до стиральных машин, становилось возможным только тогда, когда в дополнение к основной функции они снабжались средствами управления. Однако, в отличие от уже автоматизированного материального мира, современные корпоративные системы управления, поддержанные сложнейшим компьютерным оборудованием, все еще пребывают в «доуаттовском» периоде — обязательной составной частью этих систем остается человек.
Автоматизация бизнеса началась на фрагментарном уровне, с передачи компьютерам отдельных функций, поддержанных стеком приложений. Затем бизнес начал внедрять ERP, где уже наблюдались попытки интеграции функций и, главное, появилась возможность оценить эффективность тех или иных управленческих действий — анализируя данные по своей деятельности, бизнес начал задавать вопрос: «Что произошло?» Так возникли первые системы бизнес-анализа, добавившие в корпоративное управление обратную связь. И хотя поначалу эта связь, основанная на архивных данных, имела большую задержку, призрак Джеймса Уатта уже возник над корпоративным ландшафтом. Со временем бизнес «дорос» и до вопроса «Почему это произошло?», а потом и даже «Что произойдет дальше?», создав с помощью систем комплексного управления (Business Performance Management, BPM) предпосылки для появления систем управления с минимальной задержкой по обратной связи, без которой невозможно управление ни одной системой.
Современный бизнес быстро осознал значимость BPM — с внедрением систем автоматизации отдельных функций ускорились все бизнес-процессы, что вызвало потребность в совершенных средствах управления и обработки информации в реальном времени. Как следствие, «бизнес-аналитика» получила широкое распространение на практике, и таким системам отдают самый высокий приоритет многие директора информационной службы. В недавнем опросе, проведенном Gartner, большинство из полутора тысяч CIO ведущих компаний мира самой приоритетной технологией этого года назвали именно бизнес-аналитику. Исследователи IDC оценили в прошлом году объем рынка систем бизнес-аналитики в 19,3 млрд. долл., а в последующие пять лет прогнозируют ежегодный средний рост этого рынка на 10,3%. При этом отмечается, что BI-решения станут неотъемлемой частью всех систем управления бизнесом. Особое развитие на фоне снижения доли приложений, отвечающих за формирование разного рода отчетности, получат приложения бизнес-аналитики, решающие задачи прогнозирования, а самыми привлекательными кусками пирога на рынке программного обеспечения в ближайшее время будут средства корпоративной бизнес-аналитики (enterprise intelligence), интеграции данных и повышения их качества.
Отношениями между ИТ и бизнесом, в том числе путем их совершенствования за счет анализа обратной связи, надо заниматься с первого дня их знакомства, иначе эти отношения медленно угаснут. Возможно, это один из намеков, как научиться стать счастливыми и поверить в себя в эпоху интеллектуального управления, когда уже более или менее решены проблемы автоматизации отдельных функций и нет сложностей с вычислительной мощностью и хранением данных.