Сегодня, когда преимущества продуктов и услуг, предлагаемых различными поставщиками, зачастую неразличимы, важнейшим фактором успеха становится совершенствование деятельности компаний. В чрезвычайно подвижной и изменчивой среде бизнеса с короткими циклами жизни продуктов и услуг, глобальными рынками и сложными цепочками производства и сбыта предприятия и организации непрерывно ищут методы и способы снизить издержки, увеличить доходы и улучшить качество продукции. Традиционных методов и инструментов анализа, нацеленных на исследование текущих результатов и ретроспективной деятельности, оказывается явно недостаточно. Чтобы выявить тенденции и спрогнозировать как положительные, так и отрицательные варианты развития, заранее внести коррективы в соответствующие бизнес-процессы, необходимо целостное представление о складывающейся ситуации, увязанное со стратегическими целями и направлениями развития компании.
Руководству, наряду со стремлением улучшить управление бизнесом, необходимо понимать факторы, влияющие на прибыли и затраты, и возможности их использования. Однако в реальности непросто оценить, в правильном ли направлении идет развитие и насколько компания приблизилась к намеченным целям. Фактические данные о результатах деятельности и плановые показатели рассеяны по многочисленным базам данных, отчетам и электронным таблицам подразделений и отделов — нет целостного и наглядного представления о текущем положении дел. Нередки случаи, когда цели одних подразделений «ортогональны» задачам других, а то и идут вразрез со стратегией компании. Возможны и чисто технологические проблемы. Процессы подготовки и корректировки планов длятся по нескольку недель, так как всякое изменение требует пересчета бюджета, а нестандартный запрос невозможно обработать без постановки «мини-задачи» и прикладного программирования.
Становление концепции
С 60 —70-х годов для анализа результатов деятельности компаний применялись системы поддержки принятия решений на мэйнфреймах — «сырые» данные брались из файлов учетных и производственных автоматизированных систем или вводились вручную, а для проведения аналитических расчетов ставилась задача программисту-аналитику, который готовил исходные данные, подправлял имевшуюся или писал новую программу, после отладки происходил «счет», результаты которого в виде листингов передавались финансистам, экономистам, плановикам, производственникам, кадровикам и т.д. Полученные материалы изучались, менялись параметры, проводились дополнительные расчеты и в результате составлялись аналитические сводки и рекомендации для руководства. В следующем десятилетии в компаниях начали развертываться системы, обеспечивающие планирование, управление и производство, появились управленческие информационные системы, главными пользователями которых стали руководители компаний и их аппарат. Именно тогда были разработаны прикладные решения, позволявшие решать аналитические задачи, не прибегая к услугам программистов. Постепенно доступ к таким системам распространился вниз по иерархии организаций и все сотрудники получили подключенные к сети предприятия ПК, разрозненные информационные системы были заменены транзакционными системами управления ресурсами, в задачах планирования, анализа и подготовки отчетов стали применяться средства бизнес-анализа. Однако вскоре выяснилось, что обилие детальной информации не помогает руководителям принимать, а главное — воплощать в жизнь стратегические решения.
Поиск выхода из этого положения привел к простой на первый взгляд идее — система показателей, на основе которых принимаются решения, должна быть иерархической и сбалансированной и охватывать не только экономику и финансы, но и такие аспекты деятельности предприятия, как четкость поставок, оптимальность складских запасов, реальность стоимости каждого процесса, работа службы маркетинга, лояльность клиентов и т.д. Подобные методики дают возможность получать серии «моментальных снимков», с нужной степенью детализации отражающих состояние компании. Однако, чтобы можно было реально строить работу, постоянно оценивая полученные результаты, и, исходя из стратегии, корректировать курс компании, нужно было решить, как и где брать или измерять фактические параметры и как оценку их адекватности целям соотнести с соответствующими процессами управления, чтобы при необходимости осуществить управляющее воздействие. Иначе говоря, требовался замкнутый цикл управления с обратной связью (рис. 1).
Для поддержки цикла управления появились концепции и методики, программные продукты и армии консультантов, «жонглирующих» эффектными названия: Enterprise Performance Management (EPM — название от компании Hyperion), Corporate Performance Management (CPM — термин аналитиков IDC и META Group), Business Performance Management (BPM).
Аналитики Gartner сходятся в том, что CPM следует рассматривать как рамочную структуру, охватывающую интегрированные методологии оценки деятельности компании, включающую систему показателей и метрик и образующую замкнутый цикл управленческих и аналитических процессов — вместе с поддерживающими их системами — мониторинга и управления деятельностью компании. Рынок решений и систем этого класса, по оценке аналитиков Forrester, составивший в 2006 году 900 млн. долл., будет неуклонно расти и составит к 2010 году не менее 1,4 млрд. долл. В свою очередь, ИТ-сообщество заинтересовано в выработке общей концепции, архитектуры и стандартов систем корпоративного управления результативностью и эффективностью деятельности компаний. В 2004 году была создана ассоциация BPM Standards Group, в которую вошли основные поставщики прикладных решений, инструментальных средств; консультанты по управлению компаниями и внедрению решений; эксперты по технологиям бизнес-аналитики и хранилищам данных; аналитики и системные интеграторы. Учредителями ассоциации стали компании Applix, CPM Partners, Hyperion Solutions, IBM, IDC, Robert Frances Group, SAP AG и Data Warehousing Institute, а в подкомитеты вошли представители Cartesis, Cognos, Deloitte, Extensity, OutlookSoft, PricewaterhouseCoopers и Unisys. (В результате многочисленных слияний и поглощений, происшедших в 2004-2007 гг. этот список изменился.) Результатом работы BPM Standards Group стал вариант технологической архитектуры системы корпоративного управления [1].
Замкнуть цикл управления
В модели [1] выделяются четыре основных процесса, составляющие единый цикл управления результативностью бизнеса компании (рис. 2): определение (формулирование стратегии); планирование (согласование целей, показателей и метрик по всем уровням); мониторинг, измерение и всесторонний анализ результатов; оптимизация, корректировка стратегии и выдача управляющих воздействий.
Рис. 2. Общая архитектура системы CPM. Ядром является репозиторий данных и метаданных. Технологические компоненты обеспечивают связь между исходными данными, моделями, ключевыми процессами управления и представлениями данных в пользовательском интерфейсе
Цикл управления начинается с формулировки стратегии, основанной на общекорпоративном видении бизнеса. Необходимо построить бизнес-модель и определить главные двигатели и «тормоза» успеха, отталкиваясь от понимания тенденций рынка, от данных конкурентного анализа и обратной связи по результатам реализации текущей стратегии. В качестве меры продвижения на пути к достижению стратегических целей рассматриваются ключевые показатели результативности KPI. При построении модели выявляются и описываются связи и зависимости между ключевыми показателями. После того как они согласованы, моделируются различные сценарии развития, оцениваются факторы риска и задаются метрики и целевые значения показателей. Модели позволяют быстро анализировать варианты развития компаний.
Затем наступает этап составления и согласования планов. Его задача — распространить корпоративную стратегию на более низкие иерархические уровни организации. Руководители направлений и подразделений в процессе сотрудничества с высшим руководством на основе заданных целевых показателей уточняют локальные ориентиры и критерии их достижения. На этой основе в привязке к глобальным целям формируются оперативные планы и распределяются ресурсы и средства.
Основными методами контроля исполнения планов являются мониторинг, измерение и анализ фактических значений показателей. Источники данных — корпоративные (учетные) системы управления ресурсами, взаимоотношениями с клиентами, цепочками поставок и т.д. Фактические данные о ходе работ накапливаются в репозитории CPM. Следует отметить, что информационная среда мониторинга может характеризоваться разнородностью, рассогласованием и фрагментарностью источников, поэтому особое значение приобретает интеграция и обеспечение качества данных. Сопоставление целевых и фактических значений показателей позволяет обнаружить отклонения от планов и выдать соответствующие сигналы-предупреждения, на основе которых могут быть установлены причины отклонений, а для этого может потребоваться привлечение методов и инструментов традиционного бизнес-анализа.
Приходит время, когда нужно привести в соответствие цели, планы, реальные возможности, внутренние и внешние ограничения бизнеса и скорректировать стратегию и планы (этот этап не завершает цикл, а замыкает очередной его виток). Для оценки деятельности компании, ее партнеров и клиентов применяются соответствующие аналитические методики (алгоритмы и процедуры), рассчитывающие показатели по накопленным в репозитории CPM данным и сохраняющие в нем полученные результаты. Скрытые закономерности помогают обнаружить инструменты глубинного анализа данных (data mining), а с помощью механизмов OLAP осуществляется сквозной контроль, анализ и подготовка отчетов о показателях. Для исследования сценариев развития используются зависимости между показателями, зафиксированные в настраиваемых многократно используемых моделях, при этом возможность корректной подстройки показателей и планов «на лету» обеспечивает гибкое и непрерывное управление.
Чтобы замкнуть процессы управления в единый цикл и обеспечить между ними четкое взаимодействие, необходимы: единая модель данных и метаданных, механизм управления аналитическими данными и согласованный набор инструментов бизнес-анализа и аналитических приложений.
Технологическая архитектура
В предложенном авторами [1] варианте технологической архитектуры система CPM должна взаимодействовать с потоками данных между руководящими подразделениями, оперативными, учетными и плановыми системами, а также функциональными отделами. Кроме того, должна поддерживаться обратная связь между процессами управления результативностью и скорректированными целями, планами и бизнес-процессами (рис. 2). Основные прикладные модули CPM должны обеспечивать сквозную поддержку таких процессов управления как: разработка стратегии, планирование, мониторинг результатов, а также оптимизация, корректировка стратегии и выдача управляющих воздействий.
При разработке стратегии потребуются программные средства, с помощью которых руководители могли бы составлять стратегические карты, определять двигатели создания дополнительной стоимости и ценности, задавать ключевые показатели и метрики для измерения результативности и эффективности бизнеса, а также обсуждать формализованное представление стратегии с планировщиками, финансистами и специалистами других подразделений.
В процессе планирования необходимы программные средства управления проектами и планами, с помощью которых руководители подразделений могли бы детализировать стратегические цели, разрабатывать варианты оперативных планов и программ, определять бюджеты и распределять ресурсы. Здесь нужны средства коллективной работы для создания, сбора и консолидации плановых показателей по финансовым и другим аспектам деятельности, средства подготовки отчетности, механизмы обработки бизнес-правил, допущений и предположений, прогнозирования и моделирования процессов.
При мониторинге показателей и анализе результативности в первую очередь будут использоваться инструменты интеграции данных различных источников и транзакционных систем, обеспечивающих сбор, проверку, очистку и консолидацию данных. Одно из промышленных решений по интеграции и консолидации данных предлагает компания Informatica. Существенное требование — сохранение уровня производительности оперативных систем при сборе данных. Затем потребуются инструменты многомерного анализа, создания в репозитории «рабочих» витрин данных, средства подготовки отчетов, визуализации данных, индикаторные панели и, наконец, средства индивидуальной и коллективной работы показателей.
Для корректировки стратегии и планов и выработки управляющих воздействий прежде всего нужен механизм быстрого реагирования на значимые изменения показателей, обеспечивающий задание граничных условий, вида и способа доставки предупреждений, сервисов «самообслуживания» для генерирования корректирующих воздействий, в том числе изменения целевых показателей.
Решение CPM должно взаимодействовать с внешними приложениями, данные которых используют основные процессы управления. Для непрерывной реализации стратегии необходимо, чтобы система CPM своевременно обновляла модели и значения показателей, которые управляют корпоративными приложениями. Точно так же нужно своевременно «подгружать» в систему фактические значения показателей, которые генерируют внешние системы и бизнес-процессы. Только при наличии такой обратной связи можно построить полноценный процесс управления.
Инфраструктурные компоненты технологической архитектуры CPM включают механизмы управления данными и метаданными (средства организации хранилищ данных, реляционные и многомерные СУБД, средства извлечения, преобразования, загрузки, обеспечения качества, интеграции и моделирования данных), аналитические инструменты (базового и глубинного анализа данных, подготовки отчетов, интеграции с электронными таблицами и средства индивидуальной и коллективной работы), системное программное обеспечение и технические средства.
Чего ждут заказчики?
Консалтинговая компания BPM Partners с 2003 года ведет проект Pulse Survey — мониторинг инициатив в сфере EPM/CPM/BPM [2], проводимых 500 компаниями–участниками проекта.
Почти 55% компаний наиболее важным приложением CPM считают поддержку бюджетного процесса, поскольку в качестве основного инструмента во многих случаях используются разрозненные электронные таблицы, и вполне уместно начать с упорядочения финансового планирования и формулирования значимых для компании целей как базы для анализа результативности и эффективности. Около 36% компаний заинтересованы в приложениях, нацеленных на обработку карт показателей и применение приборных панелей, при помощи которых отображаются целевые и фактические значения ключевых показателей эффективности. Более 21% компаний хотели бы улучшить управление продвижением товаров и услуг на рынок и увеличить сбыт, примерно столько же заинтересованы в повышении отдачи от сотрудников.
В ответ на эти пожелания поставщики предлагают в основном два варианта решений: «конструкторы» в виде набора инструментов (например, многомерный механизм хранения данных и средства обработки запросов, визуализации результатов и подготовки отчетов) или готовые наборы приложений, включающие отлаженные модели, алгоритмы загрузки, интеграции и формирования витрин данных и аналитических таблиц, наборы шаблонов, процедур, модулей и функций, реализующих типовые процессы управления и отображения результатов анализа, ориентированных на конкретную предметную область и адаптируемых для заказчика. Последний вариант предпочитают средние и малые компании, и ряд поставщиков ориентируется на них. Например, компания SAS, нацеленная в основном на корпоративный сектор, разработала наборы программных продуктов для среднего и малого бизнеса, в том числе по управлению результативностью.
В зависимости от специализации поставщиков CPM-решений можно разделить на четыре категории: приложения CPM, инструментарий бизнес-аналитики, приложения CPM и инструменты, поставщики систем планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP). В целом наибольшее предпочтение отдается поставщикам первой и второй категорий: 44% компаний предпочитают продукты и услуги, предлагаемые разработчиками и инструментов анализа, и приложений для управления результативностью, а 38% склоняется в пользу тех, кто предлагает специализированные приложения CPM. Крупные предприятия и организации хотели бы иметь дело с одним поставщиком, на базе продуктов которого можно было бы унифицировать программное «хозяйство», а небольшие компании приобретают полнофункциональные решения за приемлемую цену. Средний бизнес проявляет интерес к решениям, которые могут хорошо работать с уже имеющимися в компаниях учетными и аналитическими системами.
Рынок и заметные игроки
По мнению аналитиков Forrester, современные версии интегрированных решений отличаются сбалансированностью и функциональной полнотой [3], чему в немалой степени способствуют активные слияния и поглощения: Oracle приобрела Hyperion Solutions, SAP поглотила OutlookSoft и Pilot Sofware, Cartesis и ALG Sofware стали частью Business Objects, Cognos купила Applix, SAP поглотил Business Objects. Таким образом, на рынке CPM сегодня наиболее заметны шесть «тяжеловесов» с ежегодными доходами свыше 1 млрд. долл: Microsoft, Oracle, SAP, Infor, SAS Institute и Cognos, хотя остались еще и «чистые» игроки, среди которых лидирует Clarity Systems.
Clarity Systems — ветеран среди «чистых игроков» в секторе CPM. Компания предлагает с 1995 года программные продукты для управления бюджетными процессами, прогнозирования, планирования, подготовки отчетов, консолидации финансовых данных и анализа. Их функциональные возможности получили недавно высшую оценку аналитиков Forrester. Интегрированная платформа Clarity 6 имеет открытую архитектуру и поддерживает различные реляционные и многомерные базы данных и подобный Excel Web-интерфейс для доступа к ним пользователей. Поскольку в комплект поставки включены модели данных и шаблоны отчетов, а также предлагается широкий спектр консалтинговых услуг и возможность обучения специалистов заказчика, продукты Clarity пользуются спросом у средних и крупных банков, юридических, розничных и производственных компаний.
Cognos наряду с инструментами бизнес-аналитики предлагает аналитические приложения и уже несколько лет лет, благодаря собственным разработкам и активной политике приобретения интеллектуальных активов (поглощены технологические компании Adaytum, Frango и Celequest), занимает в сегменте CPM лидирующие позиции. Разнообразные аналитические приложения интегрированы с единым набором BI-инструментов и адресованы различным отраслям и направлениям деятельности, в том числе и CPM: поддержка управления по ключевым показателям, консолидация данных и формирование внешней финансовой отчетности, управление по событиям, реализация функционально-стоимостного анализа (Activity Based Costing, ABC), динамические индикаторные панели и клиентское программное обеспечение. Однако для успешного внедрения решений Cognos компаниям необходим высокий уровень культуры корпоративного управления. Наряду с готовым приложением Workforce Performance предлагаются шаблоны и модели Performance Blueprints для финансовой сферы, здравоохранения, производства, государственного сектора и розничной торговли, разрабатываемые и поддерживаемые подразделением Cognos Innovation Center. Загружая эти шаблоны, заказчики, а это в основном крупные компании, получают возможность расширять функциональность своих систем управления результативностью без какой-либо модернизации основных программных средств.
Infor, известная своими ERP-решениями, после приобретения компании Extensity (Geac) получила зрелое CPM-решение Infor Performance Management. Помимо развитой поддержки бюджетного процесса и консолидации финансовых данных, его отличает своеобразный механизм визуализации иерархических структур показателей. Наиболее вероятными покупателями нового продукта станут, скорее всего, многочисленные пользователи Infor ERP.
Microsoft выпустила новый продукт PerformancePoint Server 2007, который полностью опирается на функциональные возможности Microsoft Office, SharePoint Server и SQL Server. Первые пользователи положительно оценивают средства моделирования и работы с показателями. Поскольку стоимость решения будет значительно ниже, чем у конкурентов, можно предположить, что его будут приобретать те, кто хотел бы усовершенствовать доморощенные решения на базе Excel, и приверженцы SQL Server и SharePoint Server. Однако, по оценке Forrester, данное решение в ближайшие полтора года может составить серьезную конкуренцию продукции признанных лидеров CPM.
Oracle позиционирует свой аналитический портфель как платформу: здесь есть и механизм управления данными, и набор инструментов бизнес-аналитики, и аналитические приложения. Наступление на этом фронте продолжается, и недавно была приобретена компания Hyperion Solutions, решения которой и составят теперь ядро интегрированной системы CPM с развитыми функциями поддержки стратегических карт, планирования, консолидации финансовых данных, составления отчетности по системе показателей на базе мощных BI-инструментов. Напомним, что Hyperion в свое время поглотила компанию Upstream Software, располагавшую технологиями сбора, верификации, преобразования и загрузки финансовых показателей в аналитические приложения, и компанию Decisioneering, известную своими решениями по аналитическому прогнозированию. Таким образом, «сумма» CPM-решений, которыми теперь располагает производитель семейства продуктов 11g — Oracle Corporate Performance Management, PeopleSoft Enterprise Performance Management и Hyperion Performance Management — не может не впечатлить. Дело «за малым» — интегрировать все решения в единую платформу.
SAP, известная благодаря своей ERP-платформе, в течение некоторого времени продвигала на рынок собственные приложения по стратегическому управлению предприятием (Strategic Enterprise Management, SEM). Однако скромный результат этих инициатив привел к решению заимствовать технологии. После приобретения Pilot Software и OutlookSoft компания SAP смогла предложить первоклассные продукты для стратегического управления и планирования. Недавно было объявлено о приобретении французской компании Business Objects, которая аккумулировала значительный потенциал в области CPM, в том числе за счет активов поглощенных ею компаний SRC Sofware, Cartesis, ALG Sofware и OutlookSoft. Теперь SAP, радикально обновившей свой аналитический инструментарий, предстоит сбалансировать функциональность собственных и приобретенных решений и интегрировать их в полноценный набор, соответствующий высокому качеству основной платформы.
SAS представила недавно портфель решений SAS Performance Management, высоко оцененный пользователями и аналитиками BPM Partners. Решение характеризуется как «полноценное на основе проверенной технологической платформы» и включает, помимо традиционных возможностей CPM (бюджетирование, планирование и консолидация финансовых данных), средства операционной и прогнозной аналитики, встроенные в инструменты обработки сбалансированных показателей, что позволяет расширить рамки управления результативностью и эффективностью бизнеса. SAS теперь предстоит укрепить свои позиции в сегменте среднего и малого бизнеса, для которого разработана специальная программы продвижения продукции.
Компания Intersoft Lab включила в состав программного комплекса «Контур Корпорация» CPM-систему «Финансовое управление банком» для автоматизации процессов стратегического и оперативного управления по циклу «выработка стратегии — оперативное планирование — мониторинг и контроль — анализ и регулирование». Акционеры и руководство банка могут определять стратегическое направление развития бизнеса, задавая ключевые показатели. Задачи оперативного управления призван решать набор инструментов финансового менеджмента для разработки финансовой структуры банка, планирования, бюджетирования, ведения управленческого учета, трансфертного управления ресурсами, подготовки управленческой отчетности и др. Модель управления банком разработана совместно с консалтинговыми компаниями и банками и аккумулирует опыт внедрения управленческих решений в крупнейших банках России и ближнего зарубежья. Система успешно работает в банках России, Казахстана и Украины.
Компания «Прогноз» предлагает одноименный программный комплекс в качестве платформы для создания информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений. В его состав входит блок расширенной аналитики, позволяющий решать задачи исследования данных, моделирования и прогнозирования процессов, а также инструменты построения корпоративных хранилищ данных. Используется единая для платформы модель представления метаданных, подсистема безопасности и разграничения доступа. Поддерживается широкий спектр источников данных: от промышленных СУБД (Oracle, Microsoft SQL Server, IBM DB/2) до плоских файлов в форматах XLS, TXT, CSV. Комплекс представляет собой открытую систему и включает средства разработки приложений и встроенную среду разработки, позволяющие создавать специализированные приложения с использованием библиотек высокоуровневых компонентов для платформы .Net.
***
Заслуживают упоминания и менее известные игроки CPM. Например, компания Adaptive Planning предлагает средним и малым компаниям сервисы и версии программ, разработанные по лицензии Open Source; компания Centage предлагает версии, рассчитанные на одного пользователя или небольшие рабочие группы для начинающего бизнеса; решение от ISIS Solutions придает уже имеющимся у пользователей системам прогнозные возможности; Bitam подготовила решение для средних компаний; Satori Group специализируется на системах для сервисных организаций, а Varicent — на системах управления результативностью и эффективностью для подразделений, занимающихся продажами.
Литература
-
BPM Sandards Group: BPM Industry Framework 5.0. September, 2005.
-
Craig Schiff, 2007 BPM Pulse Survey Results.
-
The Forrester Wave: Business Performance Solutions, Q4 2007.
Рис. 2. Общая архитектура системы CPM. Ядром является репозиторий данных и метаданных. Технологические компоненты обеспечивают связь между исходными данными, моделями, ключевыми процессами управления и представлениями данных в пользовательском интерфейсе