Говорят, что, в конечном итоге, нирвана — состояние, обеспечивающее переход человека между инкарнациями, позволяющее освободить человека от уз цикла земного воплощения. А что есть нирвана для ИТ, если сами по себе ИТ-компоненты — серверы, программы и хранилища данных, под какими бы обертками они не преподносились, никому, собственно, не нужны ни в одной из их инкарнаций?
Давно известно, что «знание — сила», а информация — основа деятельности любого предприятия или организации. Способность организации лучше понимать потребности своих клиентов и партнеров, эффективно управлять процессами и предлагать новые решения зависит от ее возможности точно и быстро получать актуальную информацию. Однако сейчас мы вступили в новый мир, который совершенно иначе структурирован, чем до эпохи информатизации — отдельные, казалось бы, малосвязанные или вообще не связанные между собой напрямую новации и факты уже бессмысленно рассматривать изолировано. Вместе с тем в течение нескольких десятилетий усилия разработчиков ИТ-решений для бизнеса были сосредоточены исключительно на задачах хранения и управления данными. И в результате сегодня имеются миллионы разрозненных баз данных, принадлежащих отдельным подразделениям, прикладным системам и центрам обработки. Мало того, созданная по старинке корпоративная информация, используемая менеджерами в надежде на принятие инновационных решений, часто имеет низкое качество, недостоверна и не всегда актуальна.
Как отмечают авторы этого выпуска журнала, посвященного технологиям поставки информации по требованию (IaaS), сегодня для обслуживания информационных запросов различных групп пользователей уже недостаточно классического набора интеграционных технологий (enterprise information integration), средств выделения, преобразования, загрузки (extract, transform, load) и репликации данных. Есть надежда, что сервисная технология IaaS поможет не только решить задачу обработки огромных массивов распределенных данных, но и обеспечит доставку заказчикам требуемой информации в нужное время и в нужную географическую точку, в конце концов приблизив ИТ к нирване, характеризуемой высоким качеством данных и их доступностью на адекватном уровне.
Наши авторы утверждают, что в конечном итоге результатом внедрения IaaS будет обеспечение единого и целостного видения корпоративных информационных ресурсов, позволяющее получить хотя бы одну версию правды о состоянии бизнеса или ситуации в организации. Правд, конечно, может быть больше, чем одна, — но получить с помощью IaaS хотя бы одну, достаточно полную, уже немало.
Вообще говоря, сервисная модель явно претендует сегодня на роль поводыря на пути к ИТ-нирване. В одной из статей этого выпуска обращается внимание на кардинальные изменения в отрасли корпоративного программного обеспечения — известные производители наряду с лицензиями на ПО начинают предлагать сервисы, рассчитывая таким образом компенсировать снижение своих доходов. Все большее значение для компаний, выпускающих программные продукты, сервисы начали приобретать еще 15 лет назад — рост популярности свободно-распространяемого программного обеспечения привел к снижению цен, а Internet-бум и последующее массовое закрытие или поглощения компаний, работающих по традиционной модели бизнеса, усилили эту тенденцию. В целом, начиная примерно с 2000 года, все больше предприятий и индивидуальных пользователей стали отказываться платить большие деньги за стандартизованные или массовые программные продукты.
Объем продаж высокотехнологичных решений и продуктов по традиционной модели лицензионных выплат неуклонно сокращается, причем эта тенденция проявляется уже и в России — все больше доходов ИТ-компаний, выпускающих продукты, приходится на сервисы. В будущем мы, вероятно, изменим свое восприятие программного бизнеса и ряда других секторов, таких как Internet-сервисы, телекоммуникации и цифровые носители. Хотя, вероятно, всегда будут существовать традиционные компании-монстры, оформляющие технологию в пакеты и продающие миллионы копий своих продуктов. Однако наши авторы утверждают, что число этих компаний сокращается, а остальные будут вынуждены помимо инвестиций в разработки тратить огромные средства на организацию продаж и рекламу. В результате большинство традиционных компаний, предлагающих программные продукты, будут зарабатывать мало для своих инвесторов, и это еще одна причина их исчезновения.
Ожидается, что в случае внедрения в следующих поколениях корпоративных архитектур сервисного подхода, позволяющего гибко применять одни и те же данные по разным назначениям, удастся обеспечить распределенный контролируемый доступ к информации в режиме реального времени и открыть путь для повышения производительности и масштабируемости приложений по ее обработки. И тогда, возможно, наступит нирвана ИТ.