Для коммерческих компаний и госучреждений eLearning — прежде всего инструмент экономии средств на обучение сотрудников, позволяющий получать необходимые в работе новые знания непосредственно на рабочем месте, без затрат на логистику и участие в очных учебных курсах. Задачи, которые пытаются решать вузы, обращаясь к средствам электронного обучения, более разнообразны и сложны.

Процесс проникновения технологий и методик электронного обучения (eLearning) в стены университетов всегда непрост, и стоит попробовать разобраться, почему традиционное образование все чаще рискует встать на этот путь.

Впрочем, говоря о риске, мы имеем в виду прежде всего отечественную высшую школу. Для американских и европейских университетов сегодня практически нет альтернативы — в той или иной форме eLearning присутствует в каждом из них, и есть немало примеров западных вузов, практикующих обучение только в электронной форме. В силу ряда причин, и прежде всего из-за слабой поддержки государства и несовершенства законодательной базы, для России такое положение вещей — дело будущего, и даже эксперты по электронному обучению не берутся предсказать, насколько отдаленного. Однако государственная политика по оснащению образовательных учреждений новейшими компьютерами, средствами связи и программным обеспечением, кампания всеобщей «интернетизации» школ и вузов России, а также тот факт, что студенческая аудитория всегда представляла собой одну из самых передовых социальных групп в отношении использования новых технологий, не оставляют сомнений в том, что тема eLearning актуальна и для российского университетского сообщества.

eLearning в университетских стенах

Термин «электронное обучение», или его английский, говорящий сам за себя эквивалент eLearning практически вытеснил привычное для многих из нас понятие «дистанционного обучения». И это вполне обоснованно. Говоря о eLearning, мы имеем в виду самые разные формы обучения с помощью компьютерных технологий и различных современных средств связи и доставки информации, которые могут происходить и в стенах университета, то есть совсем не обязательно подразумевают освоение учебного материала на расстоянии и в полном отрыве от традиционного учебного процесса.

С точки зрения технологий ситуация в области eLearning стабильна и, скорее всего, не претерпит каких-либо серьезных трансформаций в ближайшее время. Чуть больше трех лет назад в нашем журнале подробно рассказывалось об основных технологических компонентах электронного обучения, и за это время их состав принципиально не изменился. Основой электронного обучения являются размещенные в сети или представленные на различных носителях курсы. За их организацию в последовательный учебный процесс, предоставление нужных курсов нужным группам слушателей, контроль знаний и различные административные задачи отвечают системы управления обучением (Learning Management System, LMS). Для разработки учебных курсов собственными силами, что наиболее распространено именно в вузовской среде, используются разнообразные авторские средства, часто достаточно простые в применении, что позволяет реализовывать собственные учебные программы преподавателям с базовым уровнем компьютерной грамотности. Развиваются также инструменты для проведения занятий в режиме онлайн, так называемые «виртуальные классы», которые позволяют с помощью средств синхронной видеосвязи создать иллюзию присутствия студентов, сидящих за своими компьютерами, на реальном учебном семинаре.

Как поясняет Елена Тихомирова, генеральный директор компании «Центр eLearning», специализирующейся на консалтинге в области электронного обучения, основная ниша применения классического дистанционного обучения на базе университетов в западных странах — это предоставление образовательных услуг различным категориям взрослого населения, нуждающимся в повышении своей квалификации, или стремящимся найти или сменить профессию, а также людям с ограниченными физическими возможностями, которым средства eLearning позволяют получать высшее образование, не выходя из дома. В Европе, где университетские проекты электронного обучения в большинстве случаев активно поддерживаются государственным финансированием, их глобальная миссия декларируется как обеспечение доступности образования, предоставление возможности включиться в образовательный процесс любым категориям взрослого населения независимо от их жизненных обстоятельств. С помощью комплексных программ дистанционного обучения не потерять, а развить свои профессиональные навыки или приобрести новую специальность могут молодые мамы в декретном отпуске, представители малого и среднего бизнеса, не имеющие средств и времени на дорогостоящие очные бизнес-школы, работающие в посменном режиме служащие промышленных предприятий, нуждающиеся в повышении своей квалификации, и т.д.

Для вузов с развитой инфраструктурой электронного обучения такие услуги для внешней аудитории могут стать хорошим источником дохода. В качестве примера реализации подобного дистанционного обучения на базе университетов в России можно привести совместные программы Интернет-университета информационных технологий (ИНТУИТ) с Нижегородским и Новосибирским государственным университетами и Российским новым университетом по профессиональной переподготовке или повышению квалификации в различных областях ИТ с получением государственных дипломов. На этих программах студенты изучают материал самостоятельно с помощью электронных курсов, выложенных на сайте ИНТУИТ, имеют возможность в дистанционном режиме получать консультации преподавателей соответствующих университетов и только на сдачу зачетов и экзаменов приезжают непосредственно в вуз.

Подобные комплексные программы электронного обучения, практически полностью перенесенные в режим он-лайн — хороший инструмент для реализации идеи непрерывного образования, то есть образования на протяжении всей жизни, позволяющего специалисту постоянно поддерживать свой профессиональный тонус и менять квалификации при желании или необходимости. Однако, наверно, наиболее распространенной формой включения средств eLearning в учебный процесс вуза остается так называемое смешанное обучение (blended learning), объединяющее традиционные подходы к проведению занятий с современными ИТ-инструментами доставки и работы с учебным контентом. По мнению западных аналитиков, смешанное обучение позволяет повысить эффективность обычных классных занятий и дать больший простор для внеклассных дискуссий, получения, осмысления и обработки информации.

Смешанное обучение превалирует в моделях использования eLearning над чистым электронным обучением даже в западных университетах. Но и при полномасштабном варианте eLearning, и при реализации различных форм смешанного обучения приходит понимание, что обучение по целостной программе, направленное на получение образования определенного уровня, например, степени бакалавра или диплома о повышении квалификации — это, как правило, социальный процесс, который должен направляться и управляться преподавателем. Радикальные идеи конца 90-х о том, что роль университетского преподавателя в конце концов сведется к нулю, и студенты все смогут осваивать сами в электронной среде, пока не получили реального воплощения.

Простейший вариант eLearning — доступные в Internet расписание, лекции и материалы к семинарским занятиям — присутствуют не только в любом западном вузе, но, наверно, и в большинстве российских, и часто инициаторами такой электронной поддержки являются сами студенты. Однако начинать говорить об электронном обучении можно, видимо, лишь тогда, когда мультимедийные объекты становятся неотъемлемыми компонентами лекционных занятий, когда в интерактив переносится часть семинарских занятий, появляются возможности промежуточного контроля знаний студентов с помощью компьютерного тестирования, реализуются виртуальные лаборатории и практикумы для закрепления теоретического материала. В компании Competentum, известном российском разработчике электронных курсов и систем управления обучением для корпоративной и академической аудитории, электронные образовательные ресурсы, которые могут использоваться в учебном процессе, классифицируют от простых графических изображений и видеофрагментов, интерактивных анимаций и моделей, иллюстрированных текстовых материалов до интерактивных задачников, включающих в себя тематические наборы задач с средствами автоматической проверки и организации тестирования и контрольных работ, поддержки определенных траекторий обучения и полностью электронных курсов, объединяющих остальные типы цифровых ресурсов в различных комбинациях.

Вуз самостоятельно определяет, какая модель электронного обучения в нем реализуется, какой процент теоретического и практического материала может быть перенесен в онлайн. Лекции из электронного репозитория, например, с открытого ресурса Intuit.ru или из университетской электронной библиотеки становятся для многих преподавателей хорошим вводным материалом для более углубленного разговора со студентами, а виртуальные лаборатории иногда оказываются единственной возможностью добавить наглядную практическую составляющую к лекционному материалу, например, по физике или экономике. От целей и аудиториии проекта eLearning в университете зависит, какая часть интерактивных материалов изучается студентами в свободном режиме, а какой процент курсов в онлайн ведется в соответствии с строгой последовательностью прохождения траектории обучения.

Одной из очевидных задач электронного обучения является поддержка самостоятельной работы студентов, но, как отмечает Тихомирова, в жесточайшем заблуждении относительно eLearning находятся те, кто считают его сугубо индивидуальным инструментом. Не случайно в развитых странах электронное дистанционное обучение — одно из главных средств социализации инвалидов, которые с его помощью получают возможность не только овладевать знаниями, но и общаться с другими студентами и профессурой. Процесс eLearning в вузе, поддерживающий очное обучение или используемый для реализации полностью дистанционных программ, подразумевает проведение групповых занятий, где преподаватель использует те же методы вовлечения студентов в общий процесс обсуждения и решения практических задач, что и на традиционных семинарах, и точно так же способен поощрять лучших, но используя при этом специальные компьютерные инструменты совместной работы и дискуссий в онлайн. Средства современных поисковых решений, информационное богатство Internet и развитые LMS-инструменты открывают перед преподавателями даже более широкие возможности мотивации студентов, коммуникаций с ними и ведения интересных обсуждений, чем при традиционной аудиторной работе.

Однако, как замечает генеральный директор компании Competentum Наталья Соболева, для большинства преподавателей в российских вузах внедрение инструментов электронного обучения представляет проблему, и немалую. Если для современного студента работа с различными Internet-сервисами совершенно естественна, то для преподавателей, средний возраст которых в наших университетах едва ли не переваливает за шестьдесят, это сложно и из-за необходимости освоения новых технологий, и с психологической точки зрения. Очень часто они воспринимают eLearning как дополнительную нагрузку, не видя в электронном обучении потенциала освобождения от рутинной работы, преимуществ доступности учебных ресурсов в Internet, возможностей для повышения эффективности восприятия материала с помощью интерактивных элементов и для упрощения промежуточного контроля знаний студентов с помощью автоматизированных тестов и контрольных работ. Правда, по мнению Тихомировой, эти проблемы носят скорее технический характер и в принципе преодолимы. А вот сломить инертность студентов, их неумение и нежелание учиться самостоятельно (даже при условии включенности преподавателя в процесс электронного обучения активность и инициатива студентов здесь необходима) оказывается гораздо сложнее, и потому Тихомирова считает студенческую аудиторию российских вузов большим «тормозом» для внедрения eLearning, чем преподавателей.

Библиотеки электронных курсов

В каких бы формах не реализовывалось электронное обучение в корпоративных или академических университетах, его центральным компонентом, как и в обучении традиционном, остается учебный курс. Возможности реализации электронных курсов в средах eLearning варьируются от простого выкладывания Internet текстов учебников до сложных программ, насыщенных мультимедийными элементами, с поддержкой автоматизированной связи между теоретическим материалом и решением задач, тестированием и контролем прохождения необходимой последовательности занятий. Курсы такого типа, как правило, являются частью комплексного LMS-решения для управления учебным процессом в вузе.

По мнению Соболевой, создание электронного курса для вуза и разработка корпоративного курса — два совершенно разных жанра. Курсы для обучения сотрудников в компании — это, как правило, краткосрочные, на несколько часов, программы для получения или закрепления определенных навыков, связанных с бизнесом компании, например, техники продаж. Академический учебный курс — это сочетание фундаментальной подготовки по определенной дисциплине с насыщенными практическими занятиями, рассчитанный на один или даже несколько семестров, что составляет десятки часов занятий. Отсюда и разные подходы к так называемому педагогическому дизайну этих курсов, определяющему цели обучения и методику выстраивания последовательности теоретических и практических занятий, отработки полученных навыков и контроля знаний. Создание интерактивных курсов с элементами мультимедиа такой большой длительности — очень дорогое удовольствие, поэтому российские вузы, как правило, не имеют возможности обращаться для этого к внешним разработчикам. Более популярно, отмечает Соболева, использование специальных авторских средств, с помощью которых преподаватели могут сами разрабатывать курсы по своим предметам. В Competentum, например, рекомендуют использовать такой простой инструментарий Competentum.CourseWizard, не требующий программистских навыков, вместе с библиотекой готовых интерактивных компонентов, в том числе виртуальных практикумов, которые преподаватель может вставлять в курс в соответствии с принятой методикой и собственными представлениями, как должен изучаться предмет.

Обращение к авторским средствам позволяет решить и еще одну задачу — поддержку уникальности содержания и принципов преподавания курсов в определенном вузе. Соболева считает, что создание и тиражирование готовых курсов для высшего образования имеет мало перспектив, поскольку каждый вуз гордится своей научной школой, интеллектуальным капиталом профессорско-преподавательского состава и спецификой учебного процесса. Однако по мнению Тихомировой, для российского высшего образования (где внедрение eLearning пока слабо поддерживается государством и испытывает большие проблемы с финансированием) как нигде актуально создание различных отраслевых сообществ, способных выделять материальные средства для реализации стандартных электронных курсов по предметам с общей программой, например, курсов по экономике для экономических вузов или специализированных курсов определенной отраслевой направленности.

Правомерность такого подхода подтверждается и успехом проекта ИНТУИТ. Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ) почти на пять лет опередил знаменитый Массачусетский технологический институт, который только недавно предложил в открытом доступе электронные версии всех своих учебных курсов («Массачусетский виртуальный», Computerworld Россия, № 46, 2007, http://www.osp.ru/cw/2007/46/4604313/ ). Библиотека курсов ИНТУИТ (www.intuit.ru ), начало которой было положено в апреле 2003 года, гораздо более скромна по объемам, но для Рунета также уникальна, как проект MITOpenCourseware (http://ocw.mit.edu/OcwWeb/web/home/home/index.htm ) для академического сообщества вообще. Свои eLearning-среды университеты рассматривают обычно как интеллектуальную собственность и не склонны свободно делиться образовательными ресурсами в Internet с сообществом за рамками собственной учебной и научной аудитории. Почти две тысячи курсов на портале MITOpenCourseware по всем направлениям обучения в МТИ и более двухсот курсов ИНТУИТ по различным областям информационных технологий абсолютно открыты и могут бесплатно использоваться любым желающим учиться или преподавать по предложенной в них программе. И, как отмечает ректор ИНТУИТ Анатолий Шкред, курсы ИНТУИТ прочно входят в стандартную систему обучения по ИТ во многих отечественных вузах. Отдельные преподаватели и целые факультеты не считают для себя зазорным воспользоваться знаниями и методическими подходами ведущих специалистов в своей области (одним из принципов ИНТУИТ является сохранение в печатной и электронной форме лучших образцов преподавания ИТ в России) и опираются на курсы ИНТУИТ в собственных программах.

ИНТУИТ представляет собой электронный ресурс преимущественно для самообразования и с точки зрения возможностей eLearning — это простая библиотека выложенных в Internet курсов со средствами тестирования для промежуточного контроля и сдачи итоговых экзаменов. Учебный процесс базируется только на самоконтроле: любой курс можно осваивать сколь угодно долго и неограниченное число раз пересдавать контрольные тесты и экзамены или не сдавать их вообще, используя материалы курса просто для восполнения пробелов в знаниях. По данным ИНТУИТ, сегодня в Интернет-университете учится 270 тыс. человек, ежедневно на сайте регистрируется примерно 300-400 новых пользователей, а до конца доводят процесс обучения порядка 20-30% студентов. Для каждого курса издаются и традиционные учебники, многие из которых имеют сертификацию учебно-методических советов Министерства образования и науки РФ и рекомендованы к изучению на соответствующих специальностях.

Свое пятилетие ИНТУИТ отметил введением новой формы подачи учебного материала, отвечающей, по мнению его ректора, самым современным тенденциям развития Глобальной сети. Теперь в ИНТУИТ есть возможность не только читать, но и смотреть лекции учебных курсов. В формате видео в дополнение к традиционному планируется представлять на сайте все вновь появляющиеся курсы, а кроме того вводные лекции уже существующих программ. Шкред уверен, что в Internet сегодня завершается эпоха текста и наступает время видео, которое становится обязательным атрибутом добротных сетевых проектов. Для реализации видеолекций в ИНТУИТ создается телестудия, силами которой будут сниматься «живые» занятия преподавателей — авторов курсов Интернет-университета. Не все идут на это с энтузиазмом, но, по мнению Шкреда, противодействие будет со временем преодолено само собой также, как было естественно преодолено нежелание авторов предоставлять в свободный доступ свои курсы.

Размещение лекций в видеоформате позволит повысить оперативность формирования новых учебных программ в ИНТУИТ, поскольку снять готовый курс проще, чем подготовить соответствующий материал для публикации на сайте. Но инициатива связана и с определенными сложностями. Лекции длятся не менее 45 минут — это непростой для восприятия формат видеоролика в Сети, и потому разработчики намерены дополнять их различными сервисами, например, возможностями одновременно просматривать презентацию по курсу или другие связанные с ним учебные объекты.

Размещение лекций в видеоформате позволит повысить оперативность формирования новых учебных программ в ИНТУИТ, поскольку снять готовый курс проще, чем подготовить соответствующий материал для публикации на сайте. Но инициатива связана и с определенными сложностями. Лекции длятся не менее 45 минут — это непростой для восприятия формат видеоролика в Сети, и потому разработчики намерены дополнять их различными сервисами, например, возможностями одновременно просматривать презентацию по курсу или другие связанные с ним учебные объекты. Также важно, отмечает Шкред, предоставлять возможность скачивать видеолекции на мобильные устройства наподобие iPod, поскольку изучение материала «в пути» сегодня становится все более распространенным среди самых разных категорий студентов.

Долгая дорога к светлому будущему

Как замечает Тихомирова, на Западе есть как вузы, которые работают целиком и полностью в режиме онлайн, так и такие университеты, которые не имеют и не собираются реализовывать каких-либо развитых форм eLearning. Все зависит от целей, которые ставит перед собой вуз. Но развитие филиалов, необходимость поддержки заочников, стремление студентов к большей свободе и самостоятельности в обучении, неизбежное проникновение современных ИТ-инструментов в учебный процесс создают все больше стимулов обращаться к возможностям электронного обучения.

Соболева называет целый ряд важных факторов, которые оправдывают вложения вузов в электронное обучение. eLearning часто рассматривается университетским сообществом как инструмент фиксации своих уникальных знаний и традиций научной школы. Сохранение лучших курсов и других учебных материалов в электронном виде обеспечивает защиту инвестиций вуза в образовательный и научный контент, необходимую в техническом и классическом образовании из-за проблемы возраста, а в бизнес-образовании — из-за высокого уровня мобильности преподавателей. Кроме того, инструменты eLearning позволяют освободить преподавателей от значительной части рутинной работы благодаря перенесению в электронное пространство процессов подготовки к занятиям и средств промежуточного контроля знаний. Работая с средствами электронного обучения, они получают больше возможностей реализовывать свой творческий потенциал на занятиях, улучшать восприятие материала с помощью медийных компонентов, поддерживать разнообразные виртуальные коммуникации и дискуссии со студентами и коллегами. Традиционные экзамены, которые в России законодательство не позволяет переносить в он-лайн, с помощью eLearning могут быть освобождены от стандартных вопросов, которые уже проверены на этапе автоматизированного тестирования, и превращены в «беседу двух умных людей».

Присоединение России к Болонскому процессу и внедрение в вузах связанных с этим новых принципов отслеживания логистики учебных достижений студента (например, бально-рейтинговой системы) также выиграет от автоматизации, которую обеспечивают системы LMS. Как уже отмечалось, eLearning в вузах может стать источником дополнительных доходов при предоставлении в дистанционном режиме курсов для повышения квалификации, подготовки абитуриентов или курсов по отдельным предметам для индивидуального обучения.

Сегодня в России складываются предпосылки к более широкому внедрению инструментов электронного обучения в вузовский учебный процесс. Как отмечает Соболева, в рамках инновационных образовательных программ государство предоставило достаточно серьезное финансирование ведущим вуза м страны, и ряд из них воспользовался этими средствами для автоматизации учебного процесса и реализации возможностей eLearning (можно упомянуть, например, создание электронных учебников и пособий в МГТУ им.Баумана или проект «Институт дистанционного образования» в Томском госуниверситете). Кроме того, по инициативе государства в стране появляются новые федеральные университеты, ориентированные на использование самых современных технологий в учебном процессе.

Однако помимо достаточных денежных средств любой проект eLearning нуждается еще в целом ряде важных условий, определяющих его успех. Как отмечает Тихомирова, внедрение возможностей электронного обучения — это не просто овладение новыми инструментами, но и серьезная перестройка в сознании как преподавателей, так и студентов, требующая соотвествующей мотивации и поддержки со стороны университетского руководства. Нужна и развитая технологическая инфраструктура, в том числе достаточное число компьютеров в личном пользовании преподавателей, для того чтобы они могли без ограничений пользоваться возможностями системы, играть в ней определяющую роль.

Тихомирова считает, что проект eLearning обязательно должен быть комплексным и реализовываться в масштабе всего университета, поскольку различные факультеты и кафедры, как правило, пересекаются по определенным учебным дисциплинам, а локальные внедрения всегда грешат «кулуарностью». Правда, в компании Сompetentum считают вполне жизнеспособным масштабируемый проект внедрения eLearning, который начинается с отдельных кафедр или факультетов.

По мнению Шкреда, приход электронного обучения в российские вузы неизбежен, хотя этот процесс останется сложным и для обучающих, и для обучаемых. Реформы в образовании рано или поздно должны привести к сокращению числа вузов, выхода из игры тех, кто за громким званием университета скрывает отсутствие реального качества подготовки. Число вузов будет сокращаться, а значит, возрастет конкуренция среди них за студентов, и eLearning способен стать инструментом этой борьбы, открывая возможности вести обучение в отдаленных регионах и повышать привлекательность и качественный уровень курсов на основных площадках. Однако на пути реализации этих оптимистичных прогнозов в настоящее время остается еще много очень серьезных препятствий. По мнению Тихомировой, являющейся членом экспертных советов по вопросам образования при Государственной Думе и Совете Федерации РФ, главными среди них являются отсутствие продуманной государственной поддержки электронного обучения и недостатки законодательства. Если в Европе любые серьезные университетские eLearning-проекты, всегда очень недешевые, получают дотации от поддерживаемых правительством ассоциаций и организаций, то российским вузам об этом пока приходится только мечтать. Кроме того, законы страны не позволяют перевести в режим онлайн очень многие компоненты учебного процесса и требуют сложного нормативного сопровождения; многие вузы уже по этой причине не решаются на комплексные внедрения eLearning. Активнее, как считает Тихомирова, сотрудничать с высшим образованием в области электронного обучения мог бы и отечественный бизнес — реализация программ eLearning по определенной отраслевой тематике для компаний обойдется дешевле, чем создание собственных корпоративных университетов для доучивания новых сотрудников.

По словам Соболевой, eLearning в западных университетах поддерживается не только государством, но и ведущими издателями учебной литературы. Thomson Learning или Pearson Education уже не выпускают учебников не только без сопровождающего компакт-диска, но и без поддержки курса определенным инструментарием LMS. И если в российских «Просвещении» и «Дрофе» в последние годы появились подразделения по выпуску учебной медиапродукции, то это лишь первые шаги на пути к полноценной поддержке eLearning в учебной литературе.


Нижегородский опыт

Несмотря на ряд объективных сложностей, препятствующих активному развитию eLearning в России, в стране есть уже признанные «мэтры» электронного обучения (хорошо известен пример Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, где значительная часть учебных курсов и процессов переведена в электронную форму) и каждый год появляются новые интересные инициативы. Год назад стартовал пилотный проект дистанционного обучения на факультете вычислительной математики и кибернетики Нижегородского государственного университета.

Как поясняет доцент кафедры математического обеспечения ЭВМ ВМК ННГУ Сергей Карпенко, обратиться к электронному обучению ВМК побудило желание найти решение двух во многом противоречащих друг другу задач: повысить качество обучения и расширить возможности получения образования. Дело в том, что, как свидетельствует ситуация во многих российских вузах, увеличение числа студентов при неизменных преподавательских ресурсах неизбежно ведет к определенному снижению качества образования. Дистанционное обучение на ВМК ННГУ рассматривается как один из путей разрешения этого противоречия, поскольку оно позволяет «разгрузить» преподавателей и одновременно способствует более высокому качеству обучения. В рамках проекта преподаватель подготавливает электронные лекции и тесты, причем лекционные материалы готовятся только по тем темам курса, которые преподаватель может перевести в разряд дополнительных для самостоятельного изучения студентами. В результате у него остается больше времени для более глубокого раскрытия основных тем. А дистанционное тестирование может быть реализовано вообще без участия преподавателя, таким образом он освобождается от проведения и проверки контрольных работ.

С другой стороны, студент получает доступ к специально подготовленным материалам дополнительных тем, знание которых может стать условием получения высокой оценки по предмету. Регулярное, три-четыре раза в семестр дистанционное тестирование напоминает студенту, что учиться надо не только в сессию, дает объективную картину процесса обучения, может служить основой для допуска к зачету или экзамену.

Дистанционное обучение на факультете позиционируется как дополнение к традиционным формам очного и вечернего
обучения, а также как основная форма для заочного и дополнительного профессионального обучения. Кроме того, система дистанционного обучения является инструментом накопления образовательных знаний факультета и кооперации с заинтересованными организациями. В электронную форму к настоящему времени переведены ряд курсов факультета, в том числе курсы “Исследование операций и модели экономического поведения”, “Теория и практика параллельных вычислений”, “Графы и алгоритмы”, “Технология программирования на базе MSF”. В мае были проведены первые дистанционные тесты по нескольким базовым дисциплинам для студентов первого и второго курсов.

Проект на ВМК ННГУ реализуется на базе системы управления обучением Microsoft Learning Gateway. Комплексная структура системы дает возможность как из конструктора собирать из предоставляемых компонентов необходимое вузу решение, а ее открытость позволяет создавать собственные элементы автоматизации учебного процесса.

Отношение к процессу внедрения eLearning на ВМК ННГУ неоднозначное. Трудности возникают и со студентами, и с преподавателями. Среди первых с активным интересом к дистанционному обучению относятся “передовики” — для них это еще один способ проявить себя. Для студентов, которые привыкли учиться только в сессию, дистанционное обучение создает угрозу спокойной жизни.

Большая часть преподавателей воспринимают дистанционное обучение с настороженным любопытством, хотя есть и энтузиасты, и те, кто относится резко отрицательно. По словам Карпенко, ситуация не изменится до тех пор, пока преподаватели не увидят на практике, что дистанционное образование, дополняя традиционное, не должно ему противопоставляться и что оно обеспечивает больше времени для занятий с талантливыми и заинтересованными студентами.


eLearning — обучение с приставкой «е» http://www.osp.ru/os/2004/11/184806


Массачусетский виртуальный http://www.osp.ru/cw/2007/46/4604313