Возможно, они ушли в вакуум, имеющийся сегодня между бизнес-подразделениями. К их нехватке могла привести незначительная на первый взгляд ошибка персонала (погрешность в рецептуре или в тексте меню), которая в масштабе крупной сети розничной торговли или сети ресторанов обернулась значительными потерями. Сегодня, когда даже небольшая оптимизация в рамках крупных компаний может привести к нешуточной экономии, вопрос эффективности управления бизнесом, возможно с применением средств автоматизации, как нельзя более актуален.
Принято считать, что автоматизация должна повышать эффективность, но чего? Выполнения бизнес-процессов. Например, средства управления бизнес-процессами (Business Process Management) позволяют оптимизировать межпроцессные взаимодействия, а значит, и взаимодействие между людьми и организациями. Потенциально BPM может обеспечить единое, формализованное, а главное, выполнимое описание бизнес-процессов, которое затем используется в различных инструментах (BPM suite) — новом классе программного обеспечения, появлению которого мы обязаны росту популярности процессного управления. BPMS могут, например, помочь обнаружить или изначально устранить случаи дублирования, когда сотрудники разных бизнес-подразделений делают одинаковую работу, а это уже прямая экономия.
Однако, как следует из статей этого номера журнала, посвященного инструментарию BPM, гибкость управления бизнес-процессами предприятия не гарантируется автоматически после покупки BPMS. Способность конкретной системы развиваться в необходимом темпе должна проектироваться, реализовываться и постоянно контролироваться. Как и здоровье человека, все это нельзя купить. Мало того, по мнению наших авторов, а также участников проводимых при поддержке журнала ежегодных конференций по тематике BPM, управление без автоматизации возможно: если у менеджеров в голове сложилась схема бизнес-процессов, то и с автоматизацией проблем не будет. BPM — это прежде всего система управления, и не выйдет ничего путного, если подменять ее автоматизацией, да и не все процессы можно автоматизировать, а лишь сквозные, повторяющиеся, воспроизводимые, интегрированные в корпоративный документооборот и опирающиеся на те или иные ИТ-приложения.
Невозможно внедрение BPM «под ключ» — мастерство процессного управления в деталях и точности, но несмотря на то, что каждый BPM-проект уникален, некорректно считать BPM технологией для избранных. Однако, как неоднократно подчеркивают авторы этого выпуска журнала, нельзя все сделать раз и навсегда — все сложнее, чем кажется, сегодня вы купили, завтра вас. Кроме того, BPM-проектам свойствен так называемый «аналитический паралич» — пока идет анализ бизнес-процессов, предмет изучения может измениться, и смоделированные схемы устареют еще до их претворения в жизнь.
Сегодня много говорится о сокращении ИТ-бюджетов, однако такие отрасли индустрии высоких технологий, как бизнес-аналитика и BPM, напротив, переживают подъем, сопровождаемый ростом спроса на соответствующие решения со стороны реального бизнеса, свободного от государственного протекционизма и действительно работающего в конкурентной среде, например торговых сетей или предприятий сервисной сферы. Несмотря на то что BPM не является чем-то принципиально новым, а объединяет уже существующие технологии, данная дисциплина перестала быть кулуарной и превратилась в мэйнстрим, подтверждением чему служит, в частности, появление в этой сфере систем класса Open Source.
Изучать иностранный язык лишь по словарю полезно, но недостаточно, поэтому, кроме обзора инструментария BPM, в данном номере анализируется опыт выполнения различных BPM-проектов, а также рассматриваются особенности подготовки бизнес-руководителей, готовых быстро и грамотно реализовать инновационную идею. Как отмечается в статье Натальи Дубовой, многие известные ИТ-компании появились на свет не в самые простые для экономики времена, но именно в эти периоды молодые специалисты задумываются о собственном бизнесе. Действительно, когда «теплые» места в банках или консалтинговых компаниях теряют свою привлекательность, для принятия такого решения больше шансов, причем это актуально и в российских реалиях. Бизнес-инкубаторы на базе университетов сегодня работают и в России, распространяя практики обучения студентов технологическому предпринимательству, проводя конкурсы студенческих инновационных проектов, создавая альянсы компаний и финансовых институтов для поддержки стартапов, зарождающихся в том числе и в вузовской среде.
Какие имеются подходы к организации процессного управления на предприятии? В чем организационная специфика BPM-проектов и как превратить BPM в работающую систему? Как подготовить кадры для бизнеса? Ответы на эти вопросы, полученные из статей этого номера журнала, возможно, помогут разобраться и с другим: куда уходят деньги и где найти средства, чтобы вернуть их в дело?