Минула эра «один компьютер – одно домохозяйство», наступила эпоха «мобильное устройство каждому», а что это означает для ИТ-отрасли? Если честно, то ничего хорошего, ИТ стали обыденным явлением, а изделия ИТ-индустрии уже не воспринимаются как диковинки, на которые можно потратиться хотя бы ради любопытства или чтобы не отстать от других: высокие технологии стали восприниматься лишь как рядовой поставщик постоянно доступных услуг по удовлетворению насущных информационных потребностей. Впору говорить о форс-мажоре в ИТ, грозящем исключить эту индустрию из сферы повышенного внимания общества, как это произошло, например, с индустрией углеводородов или с энергосистемами гидро-, тепло- или атомных электростанций, о существовании которых вспоминают лишь при авариях или появлении угрозы потери привычных сервисов.
Как в такой ситуации ведущим ИТ-производителям, сравнимым по капитализации с грандами из других областей экономики, поддержать интерес потребителей к себе и, как следствие, сохранить, а то и приумножить свои прибыли? До сих пор рецептом от охлаждения интереса к ИТ, который падал вследствие затруднений при решении той или иной задачи бизнеса, было появление очередного класса решений, как правило имеющих трехбуквенную аббревиатуру и сулящих бизнесу избавление от проблем. Однако постепенно оказывалось, что облегчение есть, но проблемы все-равно бизнес решает сам, правда, все более опираясь на ИТ-инфраструктуру. Сloud computing пришелся здесь как нельзя кстати, и не зря иногда говорят о третьей революции в ИТ-индустрии после появления персональных компьютеров и Интернета, однако точнее было бы назвать эту парадигму средством преодоления последствий форс-мажора.
Облака сулят потребителям экономию при эксплуатации инфраструктуры за счет ее передачи на аутсорсинг, ускорение реактивности бизнеса благодаря выводу на рынок новых сервисов, масштабируемость к реальным нагрузкам, однако для достижения всего этого прежде надо организовать работу с облачным контентом, обеспечить взаимодействие сервисов и ПО на разных физических устройствах, причем без вмешательства человека. Иначе говоря, для преодоления публичного форс-мажора ИТ требуются эффективные средства управления публичными и всеми другими облаками. Что уже сделано в этой сфере и что предстоит, можно понять из данного номера журнала.
Программное обеспечение для управления облаками, по мнению Леонида Черняка, без особой натяжки можно назвать операционной системой современных виртуальных мэйнфреймов – метафоры нынешних публичных облаков. Действительно, эволюционный виток ИТ, начавшийся вместе с мэйнфреймами полвека назад, замкнулся?– вместе с облаками вернулась и централизация ресурсов. Кроме того, как и раньше об ИТ в лице мэйнфреймов широкая общественность почти ничего не знала, получая «сервисы» в виде запусков баллистических ракет и АСУ разного уровня, так и сейчас не хочет знать, откуда берутся облачные сервисы.
Каким образом провайдер облачных сервисов может контролировать не только свои, но и внешние ресурсы в их взаимосвязи? Как организовать интеграцию облачных ресурсов для их предоставления пользователям? Ответы на эти и другие вопросы даны в статье Натальи Дубовой, которая утверждает, что беспрецедентная гибкость предоставления ИТ-ресурсов в облаках возможна благодаря абстрагированию инфраструктуры, автоматизации операций и управлению сервисами. Абстрагирование реализуется сегодня с помощью средств виртуализации различного уровня, однако существующие решения приводят к крайне неэффективному расходованию операционных ресурсов и несовместимы с облачными реализациями – нужны комплексные средства, объединяющие управление виртуальными и физическими системами, разнородными платформами, а также решающие задачи выделения и перераспределения виртуальных ресурсов, миграции виртуальных машин, диагностики сбоев в виртуальных платформах, причем все это в контексте предоставления бизнес-сервисов.
Аналитики говорят сегодня о необходимости комплексной платформы для автоматизации рутинных операций управления ЦОД, имеющей инструменты оркестровки потоков работ персонала и процедур межмашинного взаимодействия. По данным IDC, в ближайшие 10 лет компании будут все активнее внедрять гибридные инфраструктуры, в которых предусмотрены развитые политики, средства управления производительностью и контроля уровня сервисов. На базе таких инфраструктур можно автоматизировать принятие решений об оптимальном распределении рабочей нагрузки между частными и публичными облаками. Важная характеристика облака – возможность самообслуживания, и этот год, по мнению Дубовой, стал переломным в сфере адаптации технологий управления бизнес-сервисами к задачам управления облаками – крупные и нишевые игроки уже представили здесь свои решения.
Оценили преимущества облаков и поставщики приложений – ряд статей этого номера посвящен особенностям создания программ для облаков и анализу первого опыта компаний, вступивших на тропу переноса своих приложений. Оказалось, что облачная модель выгодна производителям ПО: в облаке исключена ситуация пользования программой без оплаты; значительно уменьшается время разработки и внедрения новых версий; модернизация программного обеспечения осуществляется в реальном времени.
Уже в 2009 году доход от предоставления публичных облачных ИТ-сервисов, по данным аналитиков, IDC составил 16 млрд долл., а в 2014 году ожидается 55,5 млрд – этот ежегодный рост (около 27%) в пять раз превышает темпы роста предложения традиционных ИТ-продуктов (5%). Для современных ИТ-поставщиков облака критически важны по двум причинам, что бы ни заявляли сегодня их топ-менеджеры: растущий рынок сбыта и боязнь потери лидерства. Именно облачная модель будет в ближайшие десятилетия выталкивать ИТ-индустрию из форс-мажора.