Так сложилось, что большинство статей данного номера, посвященного, по сути, обсуждению перспектив «толстых» клиентов — настольных компьютеров, оснащенных многоядерными процессорами, многочисленной периферией, системным и прикладным ПО, которое львиную долю времени обычно не используется, — попали в его состав по рекомендации наших читателей, рецензентов и ИТ-экспертов.
Статья «Эволюция систем, насыщенных данными» привлекла внимание рецензентов благодаря наличию «незаезженных» мыслей — в ней не описываются какие-либо новые идеи, но она посвящена очень актуальной для практиков проблеме эволюции приложений, использующих базы данных больших объемов. Статья написана в доступной форме, без каких-либо «умствований», и ее с пользой для себя прочитает много практиков приложений баз данных. Возможно, она наведет на интересные мысли студентов и аспирантов, ищущих темы для самостоятельных исследований в сфере динамичных инфраструктур, которые способны гибко реагировать на внешние изменения, базируясь при этом на жестком оборудовании и статичных базах.
Тема статьи «Управление данными в корпоративных системах», по мнению наших экспертов, «не придуманная, а выстраданная», и конкретные идеи у ее автора вполне здравые. Действительно, информационные системы стали сегодня не только средством повышения эффективности бизнес-процессов, но и их основным элементом, однако несмотря на совершенствование таких систем, здесь остается много архитектурных проблем, решить которые инструментальными методами не всегда возможно. Однако, по мнению автора-практика, в ряде случаев для повышения эффективности достаточно просто вспомнить о фундаментальных основах управления данными.
Проблема подготовки кадров для ИТ-индустрии неоднократно поднималась на страницах нашего журнала, и тому есть объективные причины — бывшие выпускники вузов часто не только не знают основ, но и не готовы к работе с реальными задачами обработки и анализа больших объемов данных, на которых сегодня базируются все Интернет-проекты. Молодым специалистам не хватает практических навыков, а также глубоких теоретических знаний в ряде областей, которые составляют основу Сети и являются неотъемлемой частью современной компьютерной науки. Возможно, инициатива одной из крупнейших российских Интернет-компаний, направленная на создание во взаимодействии с рядом ведущих вузов страны Школы анализа данных, поможет не только решить проблему подготовки грамотных кадров для одной компании, но и будет способствовать, по мнению Натальи Дубовой, заполнению серьезных пробелов университетского образования в области computer science, предоставлению студентам возможности получить глубокие знания, востребованные не только в сфере поиска, но и в самых разнообразных приложениях: финансовой индустрии, медицинской и биоинформатики, геоинформационных системах и т.п.
Информатика претерпевает сегодня огромные перемены вследствие слияния вычислительных и коммуникационных систем, доступности огромных объемов данных в цифровом виде и появления сенсорных сетей. Перемены затронут многие жизненные сферы, включая характер нашей деятельности, представление о социальном взаимодействии, а также экономику. Однако образование в области ИТ не успевает за этими изменениями, а усилия отдельных передовых ИТ-компаний не делают погоды на образовательном пространстве страны — неспешность адаптации университетских программ к новейшим тенденциям в ИТ, в частности, к требованиям в производстве качественных и надежных программ, не только ставит под сомнение амбициозные планы модернизации национальной экономики, но и непосредственно повышает вероятность техногенных катастроф. В апреле 2010 года на буровой платформе Deepwater Horizon произошла авария, которая нанесла огромный материальный и экологический ущерб. Не могла ли одной из причин бедствия стать ошибка в программном обеспечении, задаются вопросом наши авторы?
На осколках былых империй трудно построить новое, высокотехнологичное общество, а «кремниевые долины», как уже неоднократно отмечали наши авторы, не возникнут по мановению волшебной палочки, пусть даже золотой. В статье «Правовой «катализатор» Кремниевой Долины» Григорий Громов ставит вопрос: какая же особенность Калифорнийской Кремниевой Долины оказалась определяющей для ее успеха? Безусловно, неповторим Стэнфордский университет, конечно, сама Долина занимает удивительно комфортное место, немаловажен и финансовый фактор — золотой дождь оборонных программ пика «холодной войны». Однако, по мнению автора, именно особый «юридический климат» Калифорнии оказался тем местным отличием, которое предопределило опережающее развитие и уникальный статус в прошлом одного из обычных североамериканских технопарков.
А что же «толстые» клиенты? Как следует из тематических статей этого номера, в большинстве случаев их заменят виртуальные десктопы, предоставляемые в виде сервиса. ИТ-индустрия сейчас вступает в эпоху post desktop — настольные компьютеры в их традиционном понимании исчезают из вида, встраиваясь в окружающие нас устройства, способные самостоятельно обмениваться информацией. Отличительная особенность данной эпохи — отказ от физических устройств, предоставляющих ставшие привычными функции хранения данных, визуализации, расчета, и замена их облачными сервисами. Важнейший инструмент этого процесса — десктоп как сервис. Однако, как отмечает Леонид Черняк, речь идет не о полной замене ПК, а о постепенном лишении персональных компьютеров их монопольного права быть единственным средством общения с сетевыми ресурсами.
Технологии виртуализации десктопов и их представления в виде сервисов, позволяющие избавиться от локальных вычислений и использовать удаленные ресурсы, дадут возможность значительно расширить функциональные возможности устройств, выполняющих, как и ИТ в целом, лишь роль «окна в мир». Многие идеи высоких технологий, как и вообще науки, изначально известны людям на интуитивном уровне, и в общем случае человечеству не нужен ПК, так же, как, например и шумерам, которые без всяких телескопов знали все о Солнечной системе.