Общий настрой – технологии, в последние несколько лет вызывавшие широкий интерес, осваивались наиболее «рисковыми» пользователями и оборачивались производителями в яркую обертку «хайпа», но в 2010 году они вплотную приблизились к статусу действительно широкого использования, а в 2011 году станут определяющими на мировом ИТ-ландшафте. По выражению аналитика Джудит Гурвиц, в 2011 году семена, посеянные за последнее время, дадут наконец всходы и даже зрелые плоды, став основной движущей силой для инноваций и кардинальных изменений в бизнесе.
Но наиболее определенно высказались, пожалуй, аналитики IDC: в 2011 году группа прорывных технологий, таких как облака, мобильные устройства и приложения, социальные сети и аналитика нового поколения, окончательно выйдут из категории применяемых лишь своими «первыми последователями» и достигнут достаточной степени зрелости, для того чтобы сформировать новое магистральное направление в развитии не только индустрии ИТ, но и общемировой экономики в целом. В IDC предсказывают, что эта тенденция откроет новые возможности «интеллектуального» экономического развития для различных отраслей, в том числе энергетики, финансов, госсектора, дистрибуции, здравоохранения и производства.
Новое направление в ИТ приведет к созданию технологической платформы, отдельные компоненты которой начнут все более тесно интегрироваться друг с другом, тем самым обеспечивая значительно более высокую отдачу для бизнеса. Фундаментом интеллектуальной экономики, старт которой дает 2011 год, станет зрелая виртуальная, мобильная и социальная ИТ-среда. Для потребителей ИТ этот прогноз означает прежде всего то, что им необходимо менять отношение к технологиям новой магистрали — из стадии экспериментальной «песочницы» они переходят в статус определяющих развитие рынка.
1. Облака? Забудьте этот термин
На первом месте в прогнозах аналитики, конечно, облака, по количеству анонсов в 2010 году эта тема не знала себе равных: Microsoft как поставщик облачных сервисов любых типов; EMC провозглашает «путешествие в мир частного облака»; Oracle «заталкивает» облако в коробку Exalogic Elastic Cloud; IBM предлагает богатый инструментарий разработки в облаке; VMware, Google, Saleforce.com предлагают облачные системы хранения, базы данных, средства резервирования в облаке. В итоговых обзорах аналитики сходятся в том, что 2010 год стал переломным в развитии парадигмы облаков, а год наступающий продолжит и укрепит тенденцию все более широкой ее адаптации. В IDC считают, что облачная модель станет фундаментом развития ИТ на ближайшие 20 лет и определит глубокую трансформацию технологий и предложений ИТ-производителей и бизнес-моделей их потребителей. Именно облачные сервисы станут основой новой магистрали в ИТ, а 2010 год, по наблюдениям аналитиков, был годом, когда большинство ведущих игроков ИТ-рынка поставили облачные технологии в центр своей стратегии перспективного развития, своих текущих предложений и маркетинга.
Forrester Research утверждает, что компании, которые по-прежнему рассматривают установку очередного сервера в собственный ЦОД как оптимальный вариант для развертывания нового приложения, рискуют безнадежно отстать от тенденций времени и получить в итоге наиболее дорогое и малопроизводительное решение для стоящей перед ними задачи.
Все еще остается дилемма – публичное или частное облако выбрать. Возможен и третий вариант – интеграция того или другого с локальными инфраструктурами и создание так называемого гибридного облака. Для всех случаев в наступающем году есть свои прогнозы развития. В электронном журнале Enterprise Systems специалисты высказываются в пользу модели частного облака и полагают, что в 2011 году тенденцией станет массовый переход частных облаков со стадии эксперимента на этап «продуктивной эксплуатации» – многие пользователи решатся сделать их основной платформой для развертывания своих приложений и реализации корпоративных инфраструктур. По мнению аналитиков Gartner, поставщики все активнее будут предлагать готовые платформы для реализации частных облаков, которые объединят необходимые программные и аппаратные технологии c методологиями, помогающими найти оптимальный способ создания и выполнения облачных сервисов. Потребность в таких методологических предложениях в связи с массовым переходом заказчиков к облачным инфраструктурам будет очень острой.
По прогнозам IDC, в 2011 году 15% ИТ-расходов придется на публичные и частные облачные сервисы, а рост этого сегмента в четыре-пять раз превысит темпы роста всего ИТ-рынка. Аналитики отмечают, что публичные облака незначительно опередят частные по объемам выделяемых на них средств, но это скорее последствия позднего старта. Предложения для частных облаков начали появляться позднее, но в 2011 году ожидается взрывной рост интереса к ним, подтверждают в IDC. Прогнозируется, что в дополнение к готовым инфраструктурам для развертывания частных облаков, круг поставщиков которых в будущем году будет расширяться, появятся версии публичных облачных сервисов для корпоративного использования. Для того чтобы сделать привлекательные предложения, лидеры рынка общедоступных облаков, такие как Salesforce.com или Google, будут заключать партнерские соглашения с поставщиками инфраструктуры.
В IDC предупреждают, что пика в своем развитии частные облака достигнут, скорее всего, к 2015 году. К этому времени в сфере публичных облаков сформируется критическая масса интересных решений, и в конце концов они станут более предпочтительным вариантом для пользователей. Уже в ближайший год ожидается устойчивое расширение использования общедоступных облачных сервисов во всех трех основных категориях: SaaS, PaaS и IaaS, и к хостингу электронной почты, платформам разработки и тестирования приложений, а также к сервисам ИТ-инфраструктуры добавятся примеры новых облачных бизнес-приложений. По прогнозам IDC, в 2011 году свыше 80% новых программных продуктов будут реализованы в облачной модели, к 2014 году более трети всех приобретений бизнес-приложений будут следовать облачной парадигме, в частности использовать подход SaaS. В наступающем году разработчики прикладных пакетов уже не смогут не учитывать облачные требования – новые версии их решений будут выпускаться с поддержкой многопользовательской аренды, функций самообслуживания и средств измерения уровня использования. Продолжится тенденция выпуска готовых облачных платформ, объединяющих необходимые компоненты инфраструктуры облака, от серверов и систем хранения до операционных систем, средств виртуализации и ПО управления. Список «облаков в коробке», которые в 2010 году попытались представить IBM, Oracle, HP, альянс EMC, Cisco и Acadia, пополнится новыми именами.
Облачный бум с неизбежностью обостряет конкуренцию облачных платформ. В этой сфере, уверены аналитики, развернется нешуточная битва, и ее игроки хорошо известны – IDC называют Amazon, Google, IBM, Microsoft, Saleforce.com, Oracle, VMware, а также некоторых представителей рынка телекоммуникаций. В стремлении усилить свои позиции как поставщиков различных категорий облачных сервисов они будут идти на все новые приобретения и партнерства. Приз в этой борьбе стоит усилий: по мнению IDC, влияние лидера облачной гонки на рынок можно сравнить с влиянием Microsoft в сфере ИТ в последние десятилетия. И добавляют, что, учитывая активность последней в отношении развития своей облачной платформы Azure, ответ на вопрос «Кто станет Microsoft облачной эры?» может оказаться очевидным.
Распространение облаков разной природы и их гибридов поставит на повестку дня, и это уже было замечено в нашем журнале, задачу эффективного управления сервисами, интегрирующими облачную инфраструктуру и традиционную локальную ИТ-среду компаний. Развитие этого направления предсказывают все ведущие аналитики. Например, в IDC отмечают, что в 2011 году активизируются как традиционные поставщики инструментария управления ИТ, такие как HP, IBM, CA Technologies, Microsoft, EMC, так и относительные новички, например Cisco и Oracle, а также сервисные компании типа Accenture, Infosys, PwC и др.
И наконец, самый неожиданный прогноз IDC. Словосочетание Сloud Сomputing будет постепенно уходить из употребления – просто потому, что облака станут доминирующей моделью реализации ИТ-сервисов и в конце концов отпадет необходимость в их специальном обозначении.
2. Бизнес «на лету»
Мобильность – следующий ключевой компонент нового мэйнстрима ИТ. В IDC предсказывают закат «эры ПК» — в ближайшие полтора года объемы продаж интеллектуальных мобильных устройств с возможностями выхода в Интернет и выполнения различных приложений перекроют реализацию персональных компьютеров. Ожидается, что в 2011 году в мире будет продано 330 млн смартфонов и свыше 42 млн планшетов, из более чем 2 млрд пользователей Интернета свыше половины будут регулярно выходить в сеть с помощью мобильных устройств, а не ПК.
Эта всеобщая «мобилизация» уже оказывает и в следующем году только усилит свое влияние на мир корпоративных приложений. По мнению аналитиков Gartner, удобство использования и богатая функциональность мобильных устройств нового поколения подталкивают их владельцев к тому, чтобы сделать эти устройства основным инструментом связи с корпоративной средой и ключевым средством работы с бизнес-приложениями. Сотни тысяч приложений для одного только iPhone – своего рода стимул для поставщиков корпоративных прикладных решений модернизировать свои платформы и создавать интерфейсы для эффективного включения мобильных пользователей в работу с их продуктами.
Вклад мобильных сотрудников в корпоративные процессы ежедневно на целый час превышает возможности тех, кто работает в традиционном режиме. Столь впечатляющее повышение продуктивности не может не стимулировать бизнес к расширению поддержки мобильных пользователей. Оптимальным вариантом здесь может оказаться интеграция с облачной парадигмой — облачные среды бизнес-приложений, такие как Salesforce.com, уже обеспечивают необходимые условия для предоставления критически важных функций на мобильные устройства. В Juniper Research прогнозируют, что объемы мобильных облачных сервисов в мире к 2014 году достигнут 9,5 млрд долл. При этом серьезной головной болью для администраторов корпоративных ИТ становится задача управления всем спектром пользовательских устройств доступа в среду бизнес-приложений, в том числе задача реализации развитых политик и инструментов безопасности на ролевой основе.
3. Социальная природа инноваций
О проникновении социальных сетей в корпоративную практику говорится уже давно, и тенденция, очевидно, нарастает, однако неоспоримым свидетельством победного шествия инструментов Web 2.0 в мире бизнеса стали социальные сети ведущих производителей PLM-решений — одной из сложнейших областей корпоративного ПО. Гранды отрасли PTC, Dassault Systemes, Siemens PLM поддерживают свои публичные социальные сети для организации общения проектировщиков, инженеров и потребителей. И это не дань моде — многие заказчики PLM, и традиционные, такие как авто- или авиаконцерны, и сравнительно новые, например представители индустрии моды, работают в жесткой конкурентной среде и жизненно заинтересованы в поиске прорывных идей. Но, во-первых, озарения чаще случаются в процессе неформального общения, а, во-вторых, инновационные идеи в создании продуктов должны исходить не только от дизайнеров и инженеров, но и от всех участников процесса, включая потенциальных заказчиков.
Упростить рождение и распространение инноваций – одна из целей внедрения инструментов социальных сетей в корпоративную среду. Социальные сети в бизнесе – это возможность сделать более эффективной совместную работу сотрудников над своими задачами, способствовать распространению опыта наиболее успешных коллег, создать полноценную среду управления знаниями в компании, расширить круг участников бизнес-процессов, сделать бизнес более динамичным и восприимчивым к тенденциям рынка.
По прогнозам IDC, в следующие пять лет рынок социального инструментария для бизнеса вырастет на 38%, а 2011 год будет характеризоваться консолидацией поставщиков социального ПО. В частности, аналитики предсказывают, что такие крупные игроки, как Oracle, SAP, Microsoft, HP, Cisco и IBM, купят кого-либо из нишевых производителей инструментария Web 2.0 с целью либо выйти на этот рынок, либо усилить свое присутствие на нем. В Gartner считают, что к 2016 году социальные технологии будут интегрированы в большинство бизнес-приложений, и рекомендуют компаниям сформировать скоординированную корпоративную социальную стратегию на базе своих инициатив по «социализации» инструментов CRM, внутренних коммуникаций и совместной работы и активностей на общедоступных социальных сайтах.
4. Очень большие данные
Мобилизация и социализация корпоративных приложений становятся дополнительным источником накопления данных, объемы которых и без того продолжают расти. В IDC называют «цифровой вселенной» (digital universe) данные и неструктурированный контент, которые создаются и хранятся в цифровом формате. Размеры этой вселенной, предсказывают аналитики, в 2011 году вырастут по сравнению с 2010 годом на 47% и достигнут 1,8 Збайт, а к 2015 году уже составят 7 Збайт. В будущем году 90% этого роста произойдет за счет цифрового видео и изображений.
Необходимость управлять всей этой массой информации будет стимулировать, полагают аналитики, инновационную активность в области создания эффективной информационной инфраструктуры. Нужны будут новые подходы к интеграции, распределению и управлению корпоративными данными, которые могут размещаться в среде, объединяющей публичные и частные облака с локальной инфраструктурой, и запрашиваться с самых разных типов устройств. Одним из таких перспективных подходов может стать виртуализация данных – создание дополнительного логического слоя, скрывающего детали физического размещения данных и унифицирующего процессы доступа к ним. Подобный виртуализационный слой, например, реализовала компания Informatica в выпущенной в 2010 году платформе интеграции данных Informatica 9.
Технологию виртуализации данных хорошо дополняет сервисный принцип их предоставления: по прогнозам, архитектура Information as a Service будет все шире входить в практику компаний в ближайшие годы. Как считают в Forrester, помимо гибкой платформы интеграции, поддерживающей доступ к данным любых типов из произвольных источников, информационная инфраструктура, основанная на сервисных принципах, обеспечивает еще ряд преимуществ, и среди них возможность осуществлять на базе IaaS аналитику в реальном времени, эффективный корпоративный поиск, высокопроизводительные транзакционные приложения, единое представление данных для бизнес-приложений и надежная система безопасности. В Forrester также отмечают растущий интерес поставщиков и пользователей к интеграции в среду IaaS неструктурированных данных.
Аналитики IDC пока скептически оценивают возможность реализовать все необходимые функции управления информацией на платформе одного поставщика, но замечают, что ключевые производители хорошо понимают стратегическое значение формирования такой платформы. Отсюда вероятность приобретения грандами индустрии нишевых компаний, которые специализируются на задачах управления данными. Среди возможных кандидатов называются Informatica, Pervasive Software, Autonomy, OpenText и др.
В IDC отмечают также важную тенденцию в сфере управления данными в облаках. В условиях роста объемов цифровой информации становится актуальным обеспечение ее безопасности и соблюдение требований регулятора, что подтверждает сертификация в 2010 году ряда облачных предложений (в том числе от Google, IBM и Verizon) на соответствие отраслевым и государственным регулятивным нормам в сфере управления информацией. Ожидается, что в 2011 году такие сертифицированные облачные сервисы будут предоставлять все основные поставщики, и это станет дополнительным стимулом для более широкой интеграции облачных инфраструктур в корпоративную среду.
5. Семь раз отмерь
Следствием лавинообразного роста объемов информации являются новые требования к аналитическим инструментам — по количеству анонсов и заметных событий бизнес-аналитика в 2010 году если и уступила облакам, то незначительно. В этой сфере тоже наступает переломный момент, за которым последует кардинальное изменение роли аналитики как в ИТ-ландшафте, так и в бизнесе в целом.
Общепринято объяснять причину повышенного интереса к аналитическому ПО возможностью с его помощью принимать более обоснованные решения при работе в не самых «дружеских» внешних экономических условиях. Аналитика дает инструменты для интеллектуальной обработки накапливающихся данных и получения результатов и прогнозов, ориентирующих на эффективное развитие. «Семь раз отмерь, один раз отрежь» — это как раз про применение аналитических инструментов в бизнесе. Причем речь здесь идет об аналитике в более широком понимании по сравнению с тем, что обозначают аббревиатурой BI: следует разграничивать эти понятия, понимая под бизнес-аналитикой весь спектр аналитических средств, от относительно простых отчетов и визуализации до сложного моделирования сценариев будущего развития.
По мнению Гурвиц, 2011 год будет годом аналитики. Необходимость извлекать знания из гигантских объемов данных и делать это максимально эффективно ведет к развитию новых аналитических технологий, таких как аналитика в оперативной памяти, аналитика, встроенная в базы данных, прогнозная аналитика. При этом традиционные хранилища данных как платформа для аналитики нового поколения оказываются медленными и малоэффективными. По прогнозам IDC, все традиционные поставщики аналитического ПО и хранилищ данных в 2011 году реализуют в том или ином виде поддержку технологий обработки так называемых больших данных (Big Data) – Hadoop или MapReduce.
Потребность не просто исследовать исторические данные, а оперативно реагировать на происходящие события и предоставлять инструменты аналитики различным категориям сотрудников для поддержки принятия решений на всех уровнях бизнеса побуждает к развитию технологий аналитики в реальном времени и потоковой (stream) аналитики. В IDC полагают, что в 2011 году и традиционные игроки рынка, и новички выпустят свои решения в этой области. В стремлении закрыть бреши в продуктовом портфеле в ответ на требования рынка гранды индустрии будут продолжать покупать производителей недостающих технологий. Среди кандидатов на приобретение в IDC называют Appistry, Aster Data Systems, DataSift и Teradata. Кроме того, тенденцией будущего года станет реализация средств потоковой аналитики и аналитики в реальном времени в форме облачных сервисов.
Еще одним активно развивающимся направлением станет социальная аналитика — процесс сбора данных, их анализа и интерпретации результатов в отношении взаимодействий и ассоциативных связей между людьми, темами и идеями. Такие связи возникают при использовании инструментов социальных сетей в корпоративной среде, при личном общении сотрудников в рамках компании или вне ее и в социальных сетях. Как поясняют в Gartner, социальная аналитика охватывает широкий спектр специализированных аналитических методов, включая социальные фильтры, анализ социальных сетей, настроений (sentiment analysis), социальных медиаресурсов.
Как отмечают в Forrester Research, для аналитики нового поколения характерно ее проникновение в самые разные аспекты корпоративной деятельности: управление бизнес-процессами, различные бизнес-приложения, рабочие места сотрудников и среды разработки. Такая всепроникающая аналитика потребует реализации функций самообслуживания для разных категорий пользователей, а не только специалистов. Кроме того, в Forrester прогнозируют развитие текстовой аналитики в связи с ростом значимости для бизнеса неструктурированной информации, поступающей как из внутренних корпоративных источников, так и из внешних социальных ресурсов.
6. На грани разумного
Устройства с метками радиочастотной идентификации – всего лишь слабые предшественники современных интеллектуальных (smart), или «разумных», ресурсов, которые становятся полноправными участниками масштабных информационных систем, способными собирать и генерировать данные, обрабатывать их и передавать результаты другим устройствам. Об этом новом «Интернете вещей» как еще одной тенденции ближайшего будущего рассуждают аналитики McKinsey, Forrester, Gartner. Другое название явлению дают различные вариации с прилагательным smart. Перевод последнего как «разумный», видимо, не является самым изящным и осмысленным, но он имеет право на существование хотя бы потому, что наиболее глобальное развитие идеи в виде концепции smart planet продвигает IBM, а там настаивают именно на таком переводе.
Умные сенсоры в автомобильной отрасли, медицине, производстве, городском хозяйстве открывают путь для максимально автоматизированных и как следствие более эффективных процессов выпуска и обслуживания продукции, оказания медицинской помощи, функционирования различных городских служб. Из ИТ сюда проникают технологии работы с информацией и управления ресурсами, а обратно идет импульс для развития средств обработки событий, позволяющих регулировать работу системы на основе данных о ее поведении в реальном времени.
Ожидаемый эффект от применения «разумных» технологий – снижение отрицательного влияния на окружающую среду, и в этом смысле smart и green оказываются тесно связаны.
7. Компьютер-"фабрика"
Пожалуй, меньше всего внимания в своих прогнозах на ближайший год аналитики уделяют аппаратному обеспечению, и единственной заметной тенденцией, на которой сходятся многие, является выпуск программно-аппаратных комплексов. Гурвиц считает, что рынок постепенно уходит от стандартных конфигураций серверов и систем хранения. В этом году, по мнению аналитика, конкурентоспособность производителя во многом определялась интеграцией аппаратной платформы и специализированного ПО. Яркими примерами могут служить HP BladeMatrix, а также система vBlock альянса EMC и Cisco. Это направление будет развиваться, и 2011 год станет годом интеллектуальных машин с предустановленным ПО специального назначения.
Близкую общую идею формулируют аналитики Gartner, которые в качестве одной из стратегических технологий 2011 года называют fabric-based computer – модульную систему, компоненты которой связываются между собой с помощью коммутируемой матрицы (fabric) или объединительной панели (backplane). В этой модели все физические ресурсы системы (процессоры, среда хранения, сетевые соединения) абстрагируются в пул ресурсов, управляемый с помощью специального ПО. Такие аппаратные платформы нового типа могут быть реализованы, прогнозируют аналитики, как одним производителем, так и альянсом поставщиков, а также системными интеграторами.