Реальность становится виртуальной — все четыре ведущих игрока ИТ-индустрии (IBM, HP, MS и примкнувшая к ним Oracle) заявили о своих претензиях на роль международных провайдеров глобальных облаков и их национальных подмножеств, хотя до недавнего прошлого облака не выходили за рамки локальных запросов крупного и среднего бизнеса. Ситуация изменилась после того, как Федеральное правительство США, безрезультатно потратив на автоматизацию своих структур 600 млрд долл., озаботилось в конце 2010 года созданием современного электронного правительства именно на платформе облаков. Действительно, ИТ уже дано изменили почти все стороны жизни общества — сегодня не вставая с кресла можно проследить выполнение сделанного заказа, совершить покупки и оформить услуги, зарезервировать круиз, организовать взаимодействие с коллегами и т.д., но высокие технологии еще не преодолели пороги государственных учреждений. Во всем мире налогоплательщики вынуждены отстаивать очереди, ждать ответа по телефону, рассылать многочисленные формы, и все это по вине правительств, сохраняющих убогие методы работы и впустую тратящих ресурсы. Исправить это положение, по мнению федерального ИТ-директора США, можно лишь с переходом на технологии, меняющие правила, и такими технологиями сегодня стали облака.
Как отмечает Леонид Черняк в этом номере журнала, посвященном практике облаков, национальные проекты по созданию электронных правительств изначально были обречены на провал — все они разрабатывались чиновниками, которые нормировали затраты, давали общие рекомендации, а главное, не имели общего технологического плана. В какой-то степени, даже без учета национальных особенностей конкретной страны, все эти неудачи были запрограммированы — до появления облаков ни в одном государстве не существовало достаточных технологических предпосылок для создания дееспособных систем электронного правительства. Только облака с их безграничной возможностью к масштабированию открывают простор для создания систем управления глобальными гетерогенными инфраструктурами.
Одновременно с американским проектом Cloud First, как следует из статей данного номера журнала, облака "накрыли" правительственные учреждения и других государств. В Великобритании начался проект G-Cloud как часть стратегического плана по объединению 400 министерств, ведомств и неправительственных организаций этой страны, Япония разворачивает правительственное облако Kasumigaseki ("туманный проход"), и даже Вьетнам привлек одного из крупных международных провайдеров облаков к реализации своей национальной облачной стратегии. Первая фаза британского проекта G-Cloud была запущена в эксплуатацию в 2010 году, промежуточный финиш намечен уже на 2013-14 годы, а от его реализации ожидается экономия правительственного бюджета в 3,2 млрд фунтов ежегодно. Среди задач, решаемых в рамках этого проекта, — избавление от предрассудков по отношению к облакам, повышение доверия к ним и устранение сомнений в их безопасности. Иначе говоря, чиновники к «in god we trust» добавили теперь «in cloud we trust», а граждане надеются, что такие проекты заставят политиков лучше выполнять свою работу.
Возвращаясь с небес на землю, наши авторы отвечают в этом номере журнала на многие вопросы, связанные с практическим применением облаков: на каких платформах строятся частные облака, в чем трудности перевода в облака таких тяжелых приложений, как САПР, в чем будет состоять роль системных интеграторов в новых условиях (продажа облаков в розницу, создание собственных частных облаков или диверсификация бизнеса), когда их основные партнеры — компании-производители с помощью сервисной модели теперь сами могут дотянуться до конечных пользователей. Возможно, за ними останется консалтинг, однако и здесь, в результате реализации таких инициатив ведущих ИТ-игроков, как Smarter Computing или конвергенция облачных инфраструктур, между потребителем и поставщиком сервисов останется все меньше пространства для посредников. Некоторые аналитики даже назвали такое движение крупнейших высокотехнологичных компаний очередным шагом к абсолюту, результатом чего становится возможность непосредственного доступа потребителя ко всем необходимым ему знаниям и информационным сервисам.
Облака сулят ИТ-индустрии заметное оживление — провайдеры облаков из числа ведущих ИТ-игроков активизируют кампанию по убеждению общественности в преимуществах именно своих предложений, их многочисленные региональные партнеры всех рангов будут уверять клиентов, что без их специфического облачного консалтинга, использования административного или еще какого-либо ресурса никуда конечный пользователь не денется, а поставщики контента будут всеми способами бороться за право получать прибыль от него. Как бы то ни было, рынок в условиях, когда ИТ становятся товарным ресурсом, распределит роли — потенциал облаков действительно открывает широкие возможности для создания, например, реально работающих систем электронного правительства, однако, как бы ни были важны облака, они лишь средство, а не стратегическая самоцель, не регулирующая сила, а лишь высвобождающая мощь.