Подзаголовок «Неочевидные аспекты облачных вычислений» в названии конференции Сloud Computing World 2011, организованной журналом «Открытые системы. СУБД» и агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con, весьма показателен – он явно отражает имеющиеся сегодня сомнения в возможностях и преимуществах облаков. Если верить в справедливость кривой Gartner, облака уже миновали пик предвосхищений и перешли в следующую за ним неблагоприятную зону – спад интереса со стороны общественности. Об этом и говорили выступающие на конференции, среди которых были представители компаний Accentute, Cisco, EMC, Microsoft, HP, провайдеры облачных сервисов и интеграторы. Вместе с тем интерес к облачным вычислениям подогревает тот факт, что технологии готовы к массовому использованию – полномасштабной миграции в облака не избежать, считают эксперты, и уже сейчас нужно готовиться к переходу в облачные инфраструктуры. Возникает все больше вопросов, связанных с многочисленными организационными, юридическими, финансовыми и технологическими барьерами при переходе в облака.
Только 5-10% российских компаний сегодня готовы к переходу в облако, а еще 60-70% компаний будут готовы внедрять эти технологии в течение года-полутора, а то и двух лет. Путь в облака требует внимательной проработки в каждом конкретном случае – внедрение облачных решений влечет за собой заметные изменения в работе не только ИТ-службы, но и бизнес-пользователей, и к этому необходимо подготовиться. Докладчики конференции были солидарны в том, что по ряду причин пока сделано гораздо меньше, чем обещано, однако глобальной смены парадигмы в ИТ не избежать – так обычно бывает с различными технологиями после выходов из любых кризисов. В данном случае собственный кризис в ИТ, вызванный перераспределением инвестиций в сторону сервисов и, как следствие, сокращением затрат на новые технологии, удачно совпал с общемировым, что усугубило положение. Выход можно искать в облаках, открывающих возможность сокращения затрат на эксплуатацию ИТ и инвестиции в ПО и оборудование. По мнению участников конференции, задержка перехода в облака связана с неготовностью, а порой и нежеланием компаний что-то менять в своей ИТ-инфраструктуре. Переходить в облака можно, только если в компании существует хорошо подготовленная корпоративная ИТ-служба, которая четко понимает, какие задачи необходимо решить при переходе на облачные сервисы. Необходимо ясно представлять себе, как переход в облако отразится на работе руководителей и рядовых сотрудников, какие организационные и психологические проблемы могут при этом возникнуть. Корпоративная ИТ-служба должна привести бизнес-пользователям действенные аргументы в пользу внедрения облачной модели и осуществить переход на нее максимально эффективно и практически безболезненно. Главным при создании облака является точность понимания нужд конкретного пользователя и актуальной ситуации: чего именно компания хочет добиться от применения облака. А средств для технической реализации проекта достаточно уже сейчас.
Конференция в очередной раз показала явное отставание в восприятии новых компьютерных технологий в России по сравнению с развитыми странами, где эффективность бизнеса напрямую связана с качеством систем управления, и потому процесс восприятия новых технологий выглядит более естественным.