Когда более трех миллиардов человек имеют доступ к Сети, это неизбежно означает появление новых покупательских привычек, рождение новых потребительских запросов, вызванных, в частности, постоянной коммуникативной связью заказчиков и производителей. Значимые события происходят уже не за недели и месяцы, а за минуты и часы, а то, что задумано вчера, сегодня оказывается уже ненужным. В этой ситуации без замены фиксированных затрат переменными и без системного подхода к любой деятельности, исключающего образование швов на стыке различных бизнес-процессов, отсутствие значимого результата гарантировано. Например, организация современного промышленного производства уже немыслима без средств комплексного управления жизненным циклом изделий и вовлечения в него широкого круга разных специалистов и групп потенциальных потребителей, буквально «из уст в уста» обменивающихся между собой информацией.
Вместе с тем, как отмечают авторы этого выпуска журнала, посвященного практике PLM, попытки, например, приспособить российские компании, построенные по модели 60-х годов, к современным методам ведения бизнеса заведомо провальны — за разные этапы жизненного цикла изделия отвечают разные подразделения и руководители, которые не хотят и не могут договориться, каждый имеет свои интересы и проводит свою независимую политику. Необходим ли PLM российским предприятия? Кому следовало бы задуматься над эти вопросом? Что сдерживает внедрение систем управления жизненным циклом изделий в отечественной промышленности?
Как отмечает в своей статье Николай Нырков, с PLM у отечественного сообщества проектировщиков, производственников и профильных ИТ-специалистов было связано много надежд на повышение эффективности работы, выход на международные рынки и участие в глобальных цепочках кооперации. Однако все вышло не так масштабно, как хотелось, — при ближайшем рассмотрении PLM оказался не просто очередной методологией со своими механизмами абстрактного управления жизненным циклом изделия, а средством повышения эффективности всех процессов проектирования, производства и обслуживания, достижимой однако только в случае интеграции всех сторон предприятия, включая его архитектуру и персонал всех уровней. Теоретически все заложенное в концепцию PLM вполне разумно и должно было бы сработать в России, однако так произошло далеко не везде. К сожалению, современные тенденции глобализации и широкого вовлечения всех субъектов производственной цепочки в единое онлайн-сообщество не относятся массово к нашей промышленности. Например, как отмечается в статьях этого номера, расчет логистических цепочек на этапе проектирования не применяется, а если и применяется, то не фиксируется в документах, что приводит к разрыву между проектировщиками и снабженцами, порождающему серьезные ценовые риски. Кроме того, конфигурирование изделий, так необходимое для быстрого удовлетворения запросов заказчика, на отечественных предприятиях не применяется.
В течение ряда лет активно продвигалась идея обязательности дисциплины управления бизнес-процессами для успешного развития любого бизнеса, повышения его конкурентоспособности и инновационности. Так ли это и какие реальные преимущества может извлечь компания из методологии и программного инструментария ВРМ? Что происходит на стыке ВРМ, бизнес-аналитики и средств интеграции, например PLM? Что привносят в мир ВРМ «мобилизация» бизнеса, проникновение в корпоративную практику социальных инструментов и облака? Ответы на эти вопросы также можно узнать в этом выпуске журнала. В частности, наши авторы отмечают, что вопреки устоявшейся практике, нельзя называть моделью бизнес-процесса диаграмму, описывающую только отдельные аспекты его поведения. Однако многие модели, используемые в нынешней практике реинжиниринга, именно так и построены, не дают полного представления об объекте и не содержат всей информации, требуемой для создания адекватной архитектуры предприятия. Возможно, именно в этом кроется неудача многих отечественных проектов реинжиниринга бизнес-процессов.
Еще совсем недавно участие сотрудников компаний в социальных сетях в рабочее время было лишь источником дополнительных забот системных администраторов и руководителей, а сегодня применение уже хорошо освоенных методов общения из репертуара социальных сетей для решения профессиональных задач, а тем более в системах PLM, сулит предприятиям реальную пользу. Как отмечают авторы статьи по социализации PLM, вовлечение всех заинтересованных сторон к обсуждению концепций новых изделий путем привнесения отдельных функций социальных сетей в системы PLM позволяет сотрудникам утолить дефицит общения на поприще профессиональной деятельности, что оказывается для крупных предприятий полезным источником новых идей.
Сегодня задача западных предприятий состоит в том, как быстро развернуть ИТ и побежать за бизнесом, а завтра — как оперативно предугадать желания бизнеса и с привлечением всех ресурсов оперативно реализовать новые идеи. Однако система мотивации отечественных предприятий обычно построена на организации соревнования между отдельными подразделениями, и о комплексном управлении речи пока не идет, а создание очагов автоматизации неизбежно будет требовать их дальнейшей интеграции. Вместе с тем, именно сегодня для отечественных предприятий, для которых возможность держать в штате собственную профессиональную команду разработчиков, аналитиков, архитекторов ушла в прошлое, единственный путь выжить — это внедрять комплексные решения и, в частности, PLM.