Улеглись эмоции вокруг облаков — пришло время взвешенного подхода к новой парадигме и поиска путей ее конвергенции с уже известными технологиями. Один из стимулов интереса к облакам — их модель потребления ИТ-сервисов, которая в ряде случаев оказывается экономически эффективней традиционной, например при переходе в облако не нужно покупать свои серверы или арендовать их у внешнего ЦОД. Однако, как оказалось, основные средства, отпускаемые бизнесом на ИТ, уходят не на серверы, а на обслуживание хозяйства десктопов компании — каждый персональный компьютер обходится организации в среднем в 3 тыс. долл. за три года эксплуатации. В отчете ESG «Virtual Desktop Infrastructure Market Trends», например, отмечается, что при увеличении числа корпоративных приложений администраторы в ИТ-департаментах более трети крупных компаний тратят 12-24 часов в год на обслуживание каждого клиентского устройства. А что если «перенести» их в облака, предложив сотрудникам работать на виртуальных устройствах?
Эффект от применения облаков к десктопам становится заметен уже через полгода, причем измеряется непосредственно в деньгах, язык которых понятен и хозяевам, и финансовому, и генеральному директору компании. Как следствие, аналитики в один голос твердят сегодня о преимуществах данной технологии, например исследователи EMA отмечают, что физические десктопы еще некоторое время будут доминировать, однако они уже не рассматриваются как статические оконечные устройства — современный бизнес требует новых решений для доступа к приложениям и информации со множества разнообразных устройств. Около 60% опрошенных EMA компаний планируют перенести на виртуальные десктопы более половины своих существующих клиентских рабочих мест. Аналитики IDC утверждают, что организации, перешедшие на виртуальные десктопы, могут за пять лет вдвое сократить свои расходы на содержание корпоративной группировки рабочих мест.
Предприятия видят в виртуализации десктопов способ контроля расходов и использования ограниченных ресурсов для управления крупномасштабными клиентскими инфраструктурами при обеспечении необходимого уровня надежности и безопасности. В качестве примера можно назвать проект, выполненный компаниями VMware, Fujitsu, Wyse и др., продемонстрировавший возможность быстрого развертывания конфигурации с 5 тыс. до 50 тыс. виртуальных клиентов. Что реально сегодня происходит с переживающими свой ренессанс десктопами, можно понять из этого номера журнала, посвященного тенденциям и решениям в эпоху post-PC.
Как отмечается в статье «ПК умер — да здравствует ПК!», отказ от традиционной клиент-серверной модели предполагает не простое «утончение» клиентов, а решение более масштабных задач. Действительно, требуется обеспечить различным устройствам равные возможности для доступа к приложениям и данным, а также развернуть поддерживающую облачную инфраструктуру, включающую разнообразные компоненты, от динамических ЦОД до публичных облаков. Все это стимулирует поиск новых подходов к унификации управления устройствами, работающими в физических и виртуальных средах. Вместе с тем, технологии виртуализации десктопов нельзя считать революционными, как утверждают некоторые аналитики, — еще к первым мэйнфреймам подключались алфавитно-цифровые терминалы различных умственных способностей, а к мини- и микро-ЭВМ прилагались клиентские устройства, способные самостоятельно выполнять различные функции. Например, стоит упомянуть детище советской промышленности середины 80-х годов ГРАФИТ (Графический Интеллектуальный Терминал), построенный на векторной графике и двух машинах «Электроника-60», и уже тогда решались задачи распараллеливания и организации коммунальных вычислений, ставшие прообразом нынешних технологий multitenant. В целом, все это были достаточно надежные, проверенные временем и безопасные технологии, которым не хватало лишь гибкости, широты возможностей и мобильности. Облака и новые протоколы позволили создать мобильные устройства, обладающие этими свойствами, а главное, как отмечает в своей статье Леонид Черняк, инициировавшие смену статической парадигмы «один пользователь — одна машина» на «один пользователь — много приложений и произвольных устройств, в том числе и собственных».
Вместе с тем, «консьюмеризация» поставила перед компаниями ряд новых проблем обеспечения безопасности конфиденциальных данных. Как отмечают наши авторы, основные риски связаны с тем, что корпоративные данные хранятся и обрабатываются теперь на устройствах, изначально не приспособленных для защиты со стороны корпоративных ИТ-служб. В случае утери или кражи устройства информация может стать достоянием злоумышленников, а утерянный смартфон или планшет может открыть доступ к корпоративным приложениям или позволить подключиться к внутренней сети предприятия.
Здоровье облачных сервисов часто зависит от предоставленных для них ресурсов, поэтому сегодня стала актуальной задача балансировки нагрузки в аппаратно-программных облачных конфигурациях. Авторы статьи «Балансировка в облаках» предлагают свой способ динамической балансировки, учитывающий текущую загрузку серверов и позволяющий настроить инфраструктуру облака, которая оптимально использует все имеющиеся ресурсы.
Аналитики Forrester считают эру post-PC социальным и технологическим феноменом, периодом, когда практика использования компьютеров доводится до бытового уровня, а управление корпоративными инфраструктурами максимально упрощается, что позволяет справиться с лавинообразным ростом объемов данных и уменьшить операционные расходы. Правда, в ситуациях, когда компаниям вместо экономии, наоборот, нужно показать высокую капитализацию, например при предпродажной подготовке, и в странах, где принято национализировать убытки, но приватизировать прибыль, эти преимущества неактуальны.