Вполне возможно, особенно если учесть, что к 2015 году к Сети будет подключено 15 млрд устройств для работы 3 млрд людей. Однако главное отличие мобилизации от предыдущих технологических прорывов — смещение акцента с технологий работы с данными на пользователя. Действительно, как отмечается в этом номере журнала, посвященном мобильным предприятиям, активное использование сотрудниками компании и ее партнерами мобильных устройств для работы размывает привычное понятие корпоративного периметра, ограниченного стенами офиса. Это касается и безопасности, и деления времени на личное и рабочее, а с вовлечением армией мобильных пользователей, работающих вне офисов, в производственный процесс ресурсов социальных сетей — и грани между персональной и публичной информацией.
Мобильные предприятия — преимущества или риски, экономия или дополнительные затраты? Какое общее влияние на корпоративную информационную среду оказывает массовое появление у сотрудников компаний мобильных устройств? Какие задачи требуется решать ИТ-департаменту мобильного предприятия? Как для таких предприятий обеспечивать соблюдение корпоративных требований и стандартов информационной безопасности? В данном номере журнала можно найти ответы на эти вопросы.
Как отмечает в своей статье Леонид Черняк, многолетние споры на предмет того, какими должны быть клиентские устройства, завершились вполне логично — такими, какими они нужны конкретному пользователю: мощная рабочая станция, офисный десктоп, ноутбук или смартфон. Сегодня же более актуальна для компаний задача управления всем разнообразием таких устройств, большинство из которых мобильные. Действительно, количество платформ в ИТ-инфраструктурах нынешних предприятий не превышает одной-двух, но динамичный рынок мобильных устройств создает для ИТ-подразделений серьезную проблему — мобильных платформ уже более пяти, и для каждой надо одинаково эффективно обеспечить соблюдение политик безопасности и доступность корпоративной информации.
Для решения задач управления «зоопарком» мобильных платформ и обеспечения сохранности конфиденциальных данных индустрия предложила ряд решений, обзор которых представлен в этом номере. Однако, как обращает внимание читателей Валерий Коржов, отечественный рынок решений управления мобильными устройствами еще только формируется и будет отличаться от международного. Это связано как со специфичным пониманием роли мобильных устройств в российских компаниях, так и с отсутствием в стране многих поставщиков таких решений. Сейчас продукты данного класса продвигают либо международные компании, занимающиеся разработкой средств защиты информации (поэтому за этими продуктами однобоко закрепляется роль защитных механизмов), либо поставщики систем управления предприятием и ИТ-инфраструктурой. В любом случае такие решения пока продвигаются на местном рынке слабо, и найти, например, в объемном перечне продуктов поставщиков необходимые решения по управлению мобильными устройствами потенциальному покупателю трудно. Кроме того, в России мобильные устройства пока воспринимаются не как основной инструмент бизнеса, а, скорее, как дополнительное удобство для руководства компании, поэтому крупных систем управления мобильными устройствами на отечественном рынке пока нет.
Возможность неограниченного доступа к информационным ресурсам сделала ИТ важнейшим фактором влияния на все стороны человеческого существования, а мобильность привела к тому, что новации стали рождаться не внутри ИТ, а вне. Как отмечают наши авторы, сегодня формируется диктат клиента и сотрудника — не технологии и подразделения ИТ, а пользователь диктует, на чем и в каком режиме он хочет работать. Как следствие, бизнес-модель индустрии ИТ переориентируется от «рынка продавца», где независимо от технологических новшеств до сих пор главенствовал владелец товара, в «рынок потребителя», где правила игры задает клиент.
Данное положение стало также следствием перехода количества используемых населением Земли мобильных устройств в качество. Все люди уникальны, отсюда и стремление работать именно со своим, а не с обобществленным устройством, причем везде и в любой момент. С другой стороны, все люди составляют единое целое и в конечном счете взаимосвязаны между собой, что как раз на физическом уровне и реализуется посредством мобильных устройств. Действие этих, возможно, не осознаваемых нами факторов приводит, в частности, к тому, что стоимость компании, предлагающей «эфемерные» программные сервисы и мобильные устройства доступа к ним, оказалась в несколько раз выше рыночной стоимости, например, «Газпрома», предлагающего весьма осязаемую продукцию.
Эпоха настольных ПК заканчивается — наступает эпоха мобильных устройств, и компании неизбежно станут более гибкими и без четко обозначенного периметра. Нынешним руководителям предприятий придется принять вызов мобилизации и искать способы минимизации рисков и получения максимума преимуществ из стремления своих работников к свободе, а руководителям ИТ-подразделений, оказавшимся в тисках мобилизации, следует задуматься над развертыванием технологий, которые обеспечивают комфортные условия для сотрудников и либерализуют порядок использования для работы личных устройств.