Лучший способ построения инфраструктуры для реализации своих новационных идей — обходиться без посредников. Именно так поступает, например, компания Google, из лабораторий которой выходит все необходимое для развития и поддержки ее бизнеса, начиная от серверов и кончая ОС и приложениями. Лучшая возможность обеспечить надежный обмен транзакциями при выполнении финансовых или бизнес-операций — устранить посредников.

В любой бизнес-системе, объединяющей многих заинтересованных лиц, всегда возникает задача синхронизации информации между субъектами, для чего традиционно требовалось участие доверенной третьей стороны для проверки и защиты транзакций. И блокчейн позволяет эту задачу решать: после подтверждения транзакции результат сразу становится доступным всем участникам сети, идет ли речь о регистрации активов и прав собственности, о делопроизводстве, системах идентификации и управления доступом, организации голосований или о торговле криптовалютами.

Дмитрий ВолковБлокчейн полностью захватил внимание ИТ-специалистов. Одни ассоциируют с ним новые возможности, способные вызвать перемены во многих областях жизни общества, другие отмечают незрелость технологий, третьи обращают внимание на угрозу существующим институтам — например, возможность появления одноуровневой банковской системы на базе технологий блокчейна воспринимается как плохая новость в традиционных финансовых учреждениях. Действительно, именно блокчейн позволил создать цифровую децентрализованную валюту, сделав историю транзакций достоянием всех участников финансовой системы. Однако его потенциал не ограничивается только поддержкой криптовалют — это может быть инструмент сопровождения практически любой деятельности, правда, для этого потребуются не разрозненные разработки, как сейчас, а устойчивая платформа, которой бы доверяли все участники сети. И на пути создания такой платформы имеется ряд препятствий.

На первый взгляд, процесс разработки ПО для криптовалют напоминает процесс создания коробочных продуктов — количество установок обычно велико, а основная масса пользователей обладает минимальными навыками администрирования. Поэтому приложения должны быть максимально простыми и достаточно надежными, чтобы информационные каналы службы поддержки сети блокчейна не пропустили важные события, открывающие ворота для ее компрометации. Иначе говоря, типичная для коробочного продукта тактика выпуска версий «как можно раньше», причем иногда в ущерб качеству, для разработки платформ блокчейна не подходит.

Несовершенство моделей консенсуса Proof-of-Work и Proof-Of-Stake блокчейна также говорит об ограниченности практических реализаций. Первая предполагает необходимость расходования вычислительных мощностей для выполнения бессмысленной работы по решению некоторой задачи, не имеющей практической ценности. Для исключения постоянного преимущества самого быстрого узла сети при выборе победителя, получающего заветный «койн», учитывается уникальный для каждого узла параметр, например его публичный ключ, что делает весь процесс похожим на лотерею. Вторая модель лишена этих недостатков, хотя лотерея здесь также имеет место, но шансы получить криптовалюту зависят от ее объемов, уже имеющихся на счету узла, что мотивирует участников сети наращивать эти объемы. Однако пока и эта модель еще «сыровата» и не прошла проверку временем.

Но и это еще не все — у технологии блокчейна на данный момент имеются серьезные проблемы, связанные с пропускной способностью сети и размером используемого пространства узла. Максимально возможное число транзакций в единицу времени в блокчейне ограничено протоколом: частота генерации блоков не может быть больше заранее определенной величины, а число транзакций в одном блоке также ограничено. По мере непрерывной генерации блоков требуется все больший объем памяти, необходимой узлам для хранения данных, что обостряет проблему масштабирования дискового пространства. Многочисленные попытки решения этой проблемы к консенсусу пока не привели, и, несмотря на разнообразие предлагаемых вариантов, децентрализованная архитектура пока еще проигрывает централизованной, да и до объемов, с какими справляются традиционные платежные системы, криптовалютам далеко.

Как бы то ни было, блокчейн потенциально способен стать катализатором изменений — усовершенствование традиционных централизованных архитектур не может продолжаться бесконечно. Нельзя, например, постоянно модернизировать швейцарский нож, рано или поздно им будет просто неудобно пользоваться, а навороченный автомобиль, как и все остальные, также стоит в пробке. Прогресс каждой конкретной вещи или архитектуры имеет свой предел, и важно вовремя отследить оптимальную эффективность решения.

В основе большинства нынешних компьютеров лежит концепция хранимой программы, составленной людьми. Программирование — это искусство передачи знаний от человека компьютеру с помощью электромеханических интерфейсов (клавиатура, мышь) через набор команд. Люди в этой цепочке стали сегодня тормозом: передача информации ограничивается способностями человека к составлению логических инструкций и скоростью работы интерфейсов. По мере того как машинный интеллект приближается по эффективности к человеческому, для ускорения динамики взаимодействия с машинами надо отказаться от нынешних интерфейсов их программирования, а не заниматься их усовершенствованием. Можно, например, перейти на интерфейсы «мозг-компьютер», декодирующие сигналы мозга с помощью электроэнцефалограмм.

Блокчейн, так же как и новые интерфейсы, исключающие посредников, заставляет изменить представление о способе взаимодействия. Собственно, эти процессы начались уже давно: если раньше речь шла о системах учета, то теперь — о системах взаимодействия и анализа; раньше архитектура предприятий ориентировалась на ИТ, а теперь — на бизнес; ранее акцент делался на отказоустойчивых инфраструктурах, а теперь — на отказоустойчивых приложениях.

«Открытые Системы.СУБД»