Массовый рынок демонстрирует сегодня повышенный интерес к роботизации бизнес-процессов (Robotic Process Automation,  RPA). Крупные  предприятия убедились в том, что частных и быстрых  решений, реализованных  на базе домашних разработок  с использованием  продуктов с открытым кодом или коммерческих  платформ,  недостаточно для достижения поставленных целей. В ряде случаев такой подход срабатывал: проект реализовывали быстро  и  дешево, —  однако проблемы начинали возникать, как только увеличивалась нагрузка на решение, появлялись новые задачи либо увольнялись разработчики. В этой связи возникла потребность в роботизированных технологиях на базе промышленных платформ. Такие платформы не могут быть дешевыми, и это привело к качественному росту рынка RPA и появлению  на нем  новых игроков.

Рынок решений роботизации бизнес-процессов показывает стабильный рост во всем мире. В России только в 2020 году бизнес RPA вырастет на 57%. Появились отечественные разработки, что открыло доступ соответствующим решениям  в государственный сектор. Вместе с тем стоит отметить, что  рабочая сила  в России пока еще относительно  дешевая, что  и  объясняет  достаточно скромный масштаб применения RPA. Но это временная ситуация, тем  более что стране приходится конкурировать и на мировом уровне. Как бы то ни было, большинство компаний-пионеров, развернувших у себя решения  RPA,  уже окупили свои затраты, причем  большинству это удалось сделать  менее чем за год. Наибольшая плотность RPA-решений наблюдается сейчас в банках, страховых компаниях, телекоме и ретейле, где окупаемость решений достигается в кратчайшие сроки. Однако точная оценка срока окупаемости зависит от ряда факторов: объем замещаемого автоматизацией ручного труда, размер инвестиций, совокупная стоимость владения роботизированной системой. Но наиболее важный — это оценка эффекта от роботизации: сокращение производственного цикла, исключение ошибок, повышение уровня соответствия требованиям регуляторов и минимизация штрафных санкций.

Исторически роботизацию бизнес-процессов первыми стали использовать страховые компании и банки, но постепенно RPA приходит на предприятия реального сектора экономики (энергетика, машиностроение, нефтегаз, транспорт и логистика),  вставшие  на путь цифровой трансформации. Например, для нефтегазовой отрасли характерна глобализация  бизнеса  и, следовательно, наличие больших систем для обработки разнообразной информации [1]. Как правило, нефтегазовые  компании  построены по принципу совместных предприятий, дочерних или зависимых обществ, что определяет  их  учетную политику и отчетность. Поскольку  эксплуатируются разнородные информационные системы, созданные в разное время и на разных технологических платформах, появляются «острова  автоматизации», между которыми надо «наводить мосты», а это открывает новые перспективы для применения RPA [2].

Кроме того, в компании всегда имеется значительный объем операций, необходимых для поддержки основных бизнес-процессов, таких как  обеспечение взаимодействия корпоративной учетной системы с рабочими таблицами сотрудников, работа со справочной информацией в Интернете и с системами управления технологическим оборудованием, синхронизация данных в корпоративных учетных системах и т.д. Подобные операции стоит реализовывать с помощью технологий RPA, позволяющих организовать эффективную работу в разнородной информационно-технологической среде. Например, компания Pegasus Systems предлагает комплексный подход к  реализации  BPM и RPA, а компания Kofax интегрирует инструменты роботизации и пакет быстрой разработки приложений на  основе  концепций BPM  —  Kofax Transformation Agility (KTM).

 

RPA на практике

Глобальному сервисномутелекоммуникационному холдингу потребовалось оптимизировать взаимодействие с ИФНС путем роботизации процесса ответов на запросы: сократить затраты труда персонала на подготовку ответов регулятору, снизить время  такой  подготовки и повысить качество ответов. В холдинге  используются  корпоративная система управления финансово-хозяйственной  деятельностью и  система управления бизнес-контентом  (ЕСМ). Кроме того, отлажены  процессы обмена электронными документами с контрагентами на основе юридически значимого документооборота (ЮЗДО).

Запросы в формате PDF поступают по закрытому каналу системы «Контур-Экстерн» и имеют стандартную структуру. Для подготовки ответа необходимо взаимодействие нескольких систем и программных продуктов: «Контур-Экстерн», Adobe Acrobat, Microsoft Word/Excel, ERP, система архивного хранения документов и специализированная отраслевая учетная система. На момент начала проекта за прием, регистрацию, обработку запросов и подготовку ответов на  них отвечало отдельное подразделение. 

Данную задачу решают четыре робота на платформе Kofax RPA, последовательно проверяющих корпоративные кабинеты каждого юридического лица  холдинга. В  случае появления запроса из ИФНС  они  регистрируют его, извлекают реквизиты с помощью системы оптического распознавания и сохраняют в корпоративной системе ЕСМ. На основании  полученных  реквизитов формируются запросы в соответствующие информационные и технологические системы холдинга, готовится текст ответа для регулятора, который передается по каналу ЮЗДО. Все выполняемые операции протоколируются и регистрируются в корпоративных реестрах.

Роботы  функционируют  асинхронно,  в ночное  время. Они выполняют работу  в рамках одной из ролей сотрудников. Полный цикл обработки одной транзакции  они выполняют  в три раза быстрее, чем человек, хотя однажды  в ходе эксплуатации был выявлен исключительный  по сложности  и объему  запрос, для обработки которого потребовались сутки.

Данный проект иллюстрирует типичный сценарий применения RPA:

  • исходные данные поступают роботу в электронном виде, имеют стандартизированную структуру, а дополнительные преобразования выполняются с помощью известных алгоритмов;
  • процедура обработки информации строго регламентирована и определена отраслевыми или корпоративными стандартами;
  • информационные потоки, подлежащие обработке, отличаются высокой интенсивностью, однако нет точного графика поступления данных;
  • критичными факторами являются  оперативность, качество и соблюдение сроков;
  • информация, необходимая для подготовки  ответов,  содержится в корпоративных технологических и информационных системах;
  • для обработки информации используются не менее двух информационных систем, причем некоторые из них не имеют публично доступного программного интерфейса.

Все отечественные промышленные компании получают многочисленные запросы от различных контролирующих органов,  в том числе от налоговой службы, пенсионного фонда  и  прочих исполнительных органов,  поэтому данное решение может представлять интерес  для широкого круга  компаний различных форм собственности.

 

Все компании решают задачи экономии ресурсов, соблюдения регуляторных норм, управления качеством выполнения бизнес-операций и обеспечения собственного развития.  Например,  в компаниях нефтегазового сектора RPA позволяет оптимизировать решение  следующих задач:  закрытие учетных периодов и поддержка изменений в финансовых операциях для совместных предприятий; сбор и анализ данных о ходе и результатах бурения  и о техническом состоянии оборудования; аудит, включая анализ рисков технического обслуживания и ремонта; автоматизация отчетности по охране труда и технике  безопасности (для чего  традиционно  требуется сбор  информации из разнородных  источников); выплата  аренды за лицензионные участки и  подготовка отчетности  по  ним  и  пр. 

Вместе с тем не следует забывать о том, что время исполнения одного процесса с применением  систем RPA по сравнению с использованием API  может быть существенно  больше (правда,  речь идет не о часах и минутах, а о секундах и миллисекундах). Кроме того, в ряде случаев некоторые бизнес-процессы невозможно либо слишком сложно реализовать без RPA. Такие потребности возникают, когда для  выполнения  процесса необходима информация, находящаяся в системе, не имеющей  открытых  программных интерфейсов либо расположенной  вне административного контроля компании-пользователя.  Иногда эксплуатируются системы, программный доступ к которым невозможен из-за технических ограничений (например, отраслевые системы обеспечения юридически значимого межкорпоративного документооборота, системы «клиент-банк» и  др.). Источником  информации может быть  унаследованная система, работающая  на мэйнфрейме, либо принадлежащая  сторонней организации  (поставщику,  заказчику и т. п.). 

Путь внедрения  RPA не устлан  розами,  и  в ходе  распространения роботизированных решений  могут встретиться  две основные проблемы:

  • недостаточное взаимодействие с контролирующими  службами (ИТ,  безопасность,  аудит); 
  • слабая вовлеченность в процесс ключевых сотрудников и владельцев бизнеса.

Такие проблемы возникают на всех проектах  внедрения средств автоматизации, однако именно в  проектах  RPA их преодоление сопряжено со значительными  сложностями, поскольку  программный робот  обязан  получить регистрационную запись в корпоративной системе наравне с остальными  пользователями и  по роду своих  функций  должен взаимодействовать с множеством критически важных для бизнеса информационных систем. Кроме  того, назначение роботу  учетной записи может  потребовать приобретения  дополнительной лицензии на работу с  данной  корпоративной информационной системой.  И  напротив,  применение одного робота,  благодаря более  эффективному использованию  продукта,  позволит  сэкономить  средства на приобретение 3–4 лицензий. 

ИТ-подразделения могут саботировать внедрение RPA  — ведь  такие проекты подталкивают руководство компании к ревизии их задач, решаемых преимущественно с использованием API. С другой стороны,  для поддержки  решений RPA  ИТ-персонал должен освоить новые технологии, изучить основы  BPM и более  тесно взаимодействовать  с бизнес-подразделениями.

Устранению перечисленных проблем способствуют конкуренция  между производителями RPA-платформ и развитие ИТ в  целом, а также —  уже на уровне  проектирования, —  выбор правильной проектной методологии,  привлечение  квалифицированного подрядчика и  использование  достаточно гибкой платформы. Глобальные  поставщики промышленных  ИТ-систем (например,  IBM и SAP,  имеющие  богатый опыт развертывания автоматизированных решений корпоративного  уровня)  постепенно интегрируют технологии RPA в свои  продукты. 

Выбор платформы во многом зависит не только от ее технических параметров, но и от корпоративной политики,  а также от локальной  конъюнктуры  рынка.  Сегодня  в различных аналитических обзорах наибольший рейтинг демонстрируют системы Automation Anywhere, BluePrism и UiPath, что,  однако,  вовсе не гарантирует успеха проекта роботизации бизнес-процессов. Многое зависит от привлечения к проекту интегратора, имеющего опыт в сфере управления бизнес-процессами, знакомого с особенностями конкретной прикладной отрасли и способного оценить адекватность архитектуры платформы роботизации решаемой задаче. Например,  к недооцененным можно отнести  по крайней мере две платформы, потенциально способные занять достойные позиции в  рейтингах, —  Kofax RPA и SAP Intelligent RPA. Компания Kofax предлагает программного робота «из коробки», интегрированного с фирменными технологиями машинного обучения, а SAP в рамках технологического стека Leonardo  представляет  решение Intelligent RPA, интегрированное с системами машинного обучения, Интернета вещей и аналитики больших  данных через SAP Cloud Platform.  Обе  платформы  поставляются финансово устойчивыми производителями и  предполагают  интеграцию с другими  их  продуктами корпоративного класса  (ECM,  OCR,  ERP  и  пр.). 

Отечественные системы RPA также все активнее прокладывают путь на рынок, несмотря на  то  что их маркетинговые возможности заметно уступают западным. Однако пока  они имеют преимущество в конкуренции благодаря  более  низким ценам,  государственной  политике  импортозамещения, а также наличию  сложившихся связей между крупными заказчиками и отечественными интеграторами, предельно внимательно относящимися к запросам своих традиционных клиентов.

***

Решения RPA будут все шире применяться в отраслях, где  существует значительный  объем рутинной работы с данными для поддержки основных  бизнес-процессов и где  требуется собирать информацию из внешних, унаследованных или функционально ограниченных систем.  Используя  технологии  RPA, крупные компании-интеграторы смогут  расширить спектр услуг,  которые они предлагают  своим традиционным заказчикам. Число  глобальных лидеров на рынке RPA сократится, появятся региональные  игроки,  а решения  превратятся в промышленные технологии, предусматривающие  конвергенцию с системами искусственного интеллекта, машинного обучения, OCR и BPM. Вместе с  тем  не следует мистифицировать  RPA:  в этой технологии нет волшебства,  и речь идет лишь о еще одном способе автоматизации.

Литература

1. Владимир Турчанинов. Программная роботизация в нефтегазовой индустрии // Открытые системы.СУБД. — 2019. —  № 2.  —  С. 24–25.  URL: https://www.osp.ru/os/2019/02/13054963 (дата обращения: 21.03.2020).

2. Иван Середкин. Интеграция корпоративных систем: RPA // Открытые системы.СУБД. — 2019. —  № 3.  —  С. 30–31.  URL: https://www.osp.ru/os/2019/03/13055124 (дата обращения: 20.03.2020).

Александр Бейдер (www.terralink.ru/rpa)  —  директор направления RPA, компания TerraLink (Москва). Статья подготовлена на основе материалов, представленных для доклада на форуме «Роботизация бизнес-процессов  –  2020».