За период с 2011 по 2019 год мировой объем розничной торговли через Интернет вырос на 352,3%, а общий объем рынка ретейла — только на 28,2%. При этом росту электронной коммерции способствует расширение применения мобильных устройств для шопинга: за тот же временной интервал объем мобильной электронной коммерции вырос сразу на 3265%! Еще один фактор — рост доступности Интернета: по данным на середину 2020 года, Интернетом пользовались 4,57 млрд человек, или 60% населения земного шара. При этом для привлечения к онлайн-шопингу представителей различных поколений применяются разные технологии, стратегии и бизнес-модели; в частности, для более молодых покупателей важны быстрота обслуживания и возможность сэкономить. Масштабный переход рознично-торгового и других видов бизнеса в Интернет привел к ускорению развития соответствующих технологий.

Мартовский выпуск журнала Computer открывает статья «Сравнение нативных и кросс-платформных фреймворков для разработки мобильных приложений» (A Comparison of Native and Cross-Platform Frameworks for Mobile Applications), которую подготовили Петр Навроцки (Piotr Nawrocki) и группа авторов. Статья посвящена анализу популярных сред разработки и сопоставлению идентичных приложений для разных мобильных платформ. Авторы отмечают наличие потребности в методах, которые помогли бы определить, какая из сред разработки наилучшим образом подойдет для создания мобильного приложения конкретного типа.

Чэнь Лю (Chen Liu) представил статью «Визуализация логической корреляции данных трассировки при отладке систем» (Visualizing Logical Correlation in Trace Data for System Debugging), в которой описывается механизм, позволяющий наглядно представлять логические связи между событиями или сообщениями, регистрируемыми при трассировке. Инструмент дает инженерам возможность анализировать при отладке только те пакеты трассировки, которые имеют отношение к решаемой проблеме, отбрасывая большую часть объема сохраненных журналов. Описываются изменения, которые потребуется внести в различные компоненты системы и ее архитектуру в целом, чтобы обеспечить ведение и анализ журналов трассировки.

Статья «Синтез жестов индийского языка глухонемых» (Indian Sign Language Generation System), которую подготовили Суганди (Sugandhi) и соавторы, представляет автоматизированную систему перевода естественного языка в жесты, работающую в режиме реального времени. В ней задействованы универсальная Гамбургская система нотации, язык Signing Gesture Markup Language и анимированный трехмерный аватар. Прототип системы позволяет переводить с английского и хинди. В ходе испытаний по методике Bilingual Evaluation Understudy ее точность составила 95%.

Статьи апрельского выпуска журнала Computer объединяет тематика взаимодействия и взаимного влияния общества и технологий, в том числе их проникновение во все сферы жизни, отставание законотворческой области от технического прогресса и вопросы доверия к технологиям, которые влияют на жизнь и гражданские свободы людей.

Лю Лю (Liu Liu), Цзе Тан (Jie Tang) и др. подготовили для издания публикацию «Архитектурно-независимый фреймворк энергоэффективного компьютерного зрения для роботов, действующих в режиме реального времени» (п-RT: A Runtime Framework to Enable Energy-Efficient Real-Time Robotic Vision Applications on Heterogeneous Architectures). В статье обсуждается проектирование эффективных систем автоматического вождения и других робототехнических средств с учетом жестких ограничений по ресурсам и энергозатратам. Отмечается, что разработка специализированных ускорителей для конкретных применений была бы дорогостоящей и затратной по времени, в связи с чем предлагается использовать незадействованные мощности современных процессоров общего назначения. Описывается высокоэффективный слой этапа выполнения, который динамически распределяет трудоемкие операции компьютерного зрения между простаивающими ресурсами и тем самым обеспечивает значительные преимущества с точки зрения производительности и энергоэффективности. По данным разработчиков, такой слой позволяет мобильным роботам параллельно выполнять навигацию, обнаруживать препятствия, планировать маршрут, строить общую карту местности, распознавать обстановку — и выполнять все это, не выходя за пределы теплопакета 11 Вт.

Цзянтао Ван (Jiangtao Wang) и группа авторов опубликовали статью «Человеко-машинное взаимодействие в слежении за обстановкой в городах» (Crowd-Machine Hybrid Urban Sensing and Computing). По мнению авторов, благодаря прогрессу в области Интернета вещей, искусственного интеллекта и облачно-периферийных вычислений, такое взаимодействие позволяет решать важные проблемы современных городов. Описывается универсальный фреймворк человеко-машинного взаимодействия, представлены его применения в сфере здравоохранения и мониторинга окружающей среды.

Эйва Лу (Ava Lew) подготовила статью «Социотехнический подход к анализу непредвиденных применений платформ социальных сетей» (Flipping the Script: A Sociotechnical Approach to Platforms and Unanticipated Uses). Автор отмечает, что социальные сети обладают уникальными характеристиками, открывающими дополнительные возможности применения этих платформ. При этом использование человекоориентированных оценок и интерпретаций в отношении таких применений, по ее мнению, не оправдано. Автор считает, что архитектуру, функции и использование платформ социальных сетей нужно рассматривать в русле социотехнического анализа. Вопрос анализируется на реальных примерах, в том числе на примере использования социальных сетей для распространения ложной информации.

Майский номер Computer посвящен методам обеспечения надежности работы автономных систем, которые все шире применяются в жизни. Современные автономные системы должны поддерживать средства искусственного интеллекта и быть способными к выполнению интенсивных вычислительных нагрузок. Должны соблюдаться и определенные нефункциональные требования. В частности, для гарантированной автономии требуется, чтобы система обеспечивала отклик в режиме реального времени, что нужно не только для корректной и эффективной работы, но и для безопасности. Кроме того, важен учет ограничений по потреблению электрической мощности. Все большее значение приобретает проектирование ИТ-систем для беспилотных транспортных средств и группировок таких средств, совместно выполняющих общую задачу.

Джой Алрурадж (Joy Alruraj) и соавторы посвятили свою статью «Горизонты эволюции облачно-периферийного континуума» (eCloud: A Vision for the Evolution of the Edge-Cloud Continuum) описанию системной архитектуры среды для поддержки одновременной работы множества беспилотных автомобилей. Такая архитектура, помимо традиционного централизованного облака, включает туманные и периферийные вычисления. В распределенной экосистеме задачи ускоряются за счет обработки данных вблизи датчиков.

В публикации «Группировки дронов: больше, чем сумма частей» (Multidrone Systems: More Than the Sum of the Parts), коорую подготовили Бернхард Риннер (Bernhard Rinner) и др., представлены примеры автономных систем на базе беспилотников, работающих в режиме взаимной координации действий. Каждый дрон в составе группировки должен действовать в режиме реального времени, работая в условиях ограниченного энергопотребления и производительности датчиков. Выполнение сложного задания такой группой требует предварительной подготовки до начала миссии и онлайн-координации в процессе ее выполнения.

Сэмюел Кристи (Samuel H Christie V) и соавторы опубликовали статью «Повышение отказоустойчивости с помощью расширяемых протоколов прикладного уровня» (Bungie: Improving Fault Tolerance via Extensible Application-Level Protocols). Авторы описывают возможности разработки отказоустойчивых автономных программно-аппаратных агентов с использованием специального протокола прикладного уровня Bungie. Обычно задача устранения сбоев связи возлагается на инфраструктуру, а Bungie позволяет приложениям указывать методы восстановления после отказов в соответствии со своими индивидуальными потребностями.

Александр Тыренко (shoorah@osp.ru) — независимый эксперт (Москва).