Пережив период нестабильности и повсеместной «удаленки», компании постепенно пытаются вернуться к прежней офисной культуре, однако докризисными эти практики работы назвать уже не получится. Поведение сотрудников серьезно изменилось, а предприятия успели внедрить инструменты поддержки удаленной работы и серьезно модифицировали корпоративные бизнес-процессы. Кроме того, цифровизация процессов сопровождается их интеллектуализацией. Похоже, что новые тенденции как в технологиях, так и в культуре сохранятся и после завершения породившего их санитарного кризиса.

1. Когда же в офис?

Две трети организаций, по мнению аналитиков Gartner, пока откладывают открытие своих физических офисов из-за появления новых штаммов коронавируса.

Возвращение в офис вызывает у сотрудников смешанные чувства. В то время как одни скучают по дружеской атмосфере, общению с коллегами и клиентами, другие испытывают тревогу и беспокоятся, что эффективность их работы снизится. Например, одной из самых острых тем для возвращающихся в офис сотрудников является шум, и это может вызвать разногласия в коллективе. Очевидно, произошедшие за два года изменения сохранятся надолго: 64% сотрудников, опрошенных компанией Poly, считают, что прежнюю офисную культуру уже не возвратить. И хотя многие из них намерены вернуться в офис, его роль и офисный этикет, скорее всего, изменятся.

Офисная культура никогда не станет прежней: практика удаленной работы слишком сильно изменила мировоззрение людей. Как следствие, сами офисы тоже должны сильно поменяться, и в этой связи любопытен прогноз агентства Savoy Stewart в отношении офисных тенденций 2022 года. На смену классическим офисам приходят помещения с минималистическим, а также сходным с ним «скандинавским» дизайном. Они обеспечивают ощущение большего пространства, и считается, что в них сотрудникам легче фокусироваться на задачах. И конечно, в хит-парад ворвался смарт-офис — для сотрудников, которые позволяют технологиям упрощать свою жизнь.

2. Гибридная работа и равноправие

Глобальная пандемия заставила компании радикально переосмыслить место и способ организации труда. Из опыта «удаленки» извлечены уроки, и многие руководители пытаются понять, как в их случае будет выглядеть будущая гибридная работа.

В целом по-прежнему ожидают, что физические офисы должны стать основным местом труда, так как организации хотят стабильности и устойчивости. Однако соотношение офисных, удаленных, неофисных и полевых сотрудников может сильно различаться в компаниях в зависимости от региона. Например, офис в качестве основного места работы по-прежнему доминирует в Азии, а в Европе более четверти компаний практически полностью работают удаленно.

Как подчеркивают в Gartner, соотношение различных механизмов для работы в рамках гибридного подхода, безусловно, еще будет меняться. Используемый компаниями микс призван решить проблемы, связанные с организационной, политической и социальной нестабильностью, но офис в любом случае будет его существенной частью.

Еще один аспект изменяющихся стратегий гибридной работы — попытка достичь «паритета опыта» у различных категорий сотрудников. Все сотрудники должны иметь примерно равные возможности безопасного и надежного взаимодействия с корпоративными ресурсами, в том числе с людьми. В большинстве организаций такой паритет не достигнут. Почти в половине компаний признаются в том, что технологии, политики и процессы гибридной работы находятся «в стадии формирования», а основные ресурсы удаленным сотрудникам доступны, но «с некоторыми проблемами». Отдельно стоит упомянуть еще одну грань паритета: более половины сотрудников, работающих в гибридном формате и удаленно, считают, что могут столкнуться с дискриминацией или неравным отношением по сравнению с теми, кто находится в офисе.

В любом случае инвестиции в технологии, трансформирующие работу сотрудников, и инициативы по оптимизации бизнес-процессов стали важнейшим направлением работы организаций. По данным различных российских компаний, почти половина из них внедряют или планируют внедрить автоматизацию корпоративных услуг для повышения удовлетворенности сотрудников. Предприятия видят в этом возможность повысить имидж и привлекательность собственного бренда и двигаются в целом в сторону автоматизации услуг большинства своих сервисных подразделений. Все чаще к системам Service Desk подключают HR- и административно-хозяйственные функции, а иногда юридическое сопровождение и маркетинг.

3. Облака — фундамент

Обновление «новой реальности»: «большая семерка» ОС, версия 2022

Использование компаниями облаков выходит на новый уровень зрелости, что стимулирует появление наборов кросс-функциональных сервисов. Такие фундаментальные облачные сервисы (foundational cloud services, FCS) — IaaS, PaaS, а также «системная инфраструктура как услуга» — становятся постоянной, но очень динамичной частью жизни общества.

FCS включают несколько ключевых направлений развития сервисов: вычислительные, управление данными, создание и управление приложениями. Кроме того, выделяют вспомогательные (часто бесплатные) сервисы, направленные на повышение эффективности и упрощение использования остальных сервисов. Эти ключевые направления в совокупности составляют более половины рынка IaaS и PaaS и будут расти и в дальнейшем.

Есть несколько причин того, что спрос именно на комплексные, «фундаментальные» облака растет быстрее, чем на отдельные решения IaaS и PaaS. Надежность, низкая цена и стандартизованная инфраструктура FCS позволяют оперативно создавать, тестировать и выпускать на рынок новые решения. Доступность гибридных облаков и технологии контейнеризации дают возможность выбрать среди облачных поставщиков наиболее подходящего для конкретной задачи. Оплата предусмотрена за потребленный объем ресурсов, что оптимизирует расходы и позволяет компании сфокусироваться на достижении цели, а не на выполнении рутинных задач.

Отдельно следует сказать про распределенность облачных сервисов, которую предлагают все больше провайдеров. Это позволяет заказчикам размещать свои виртуальные ЦОДы там, где удобнее, а также выполнять требования законодательства, связанные с размещением данных в определенной географической области.

4. Блокчейну — пока «нет», а биткоину — почти «да»?

Обновление «новой реальности»: «большая семерка» ОС, версия 2022

Несмотря на обсуждаемые уже на протяжении нескольких лет преимущества использования блокчейна в корпоративном ландшафте, эта технология так и не смогла найти широкого применения, а перспективы криптовалют обычно воспринимались как еще более туманные. Однако опрос, проведенный Gartner, показал, что 50% финансовых директоров намереваются оценить возможность использования криптовалют в своем бизнесе в 2022 году. Изменения разительные: в ходе февральского опроса 84% финансовых руководителей заявляли, что ни при каких условиях не будут использовать цифровую валюту в корпоративных активах, указывая на широкий спектр сопутствующих рисков. Аналитики подчеркивают, что настроения финансистов по отношению к цифровым валютам меняются: эти валюты «взрослеют», и, что еще важнее, появляются позитивные примеры их реального использования. Финансовые директора внимательно наблюдают за действиями компаний-конкурентов и пытаются понять, можно ли имеющуюся практику применить и в своей организации.

Реальное применение «прямо сейчас» в большинстве компаний, может, и не случится, но ясно, что над перспективами использования цифровых валют финансовые руководители задумываются. Конечно, на данном этапе интерес остается пока теоретическим: лишь четверть компаний планируют хотя бы небольшое личное участие в каких-либо инициативах, связанных с криптовалютами, и всего несколько процентов готовы полностью возглавить такой проект.

Основной риск связан с волатильностью цифровых валют, и, скорее всего, он останется таковым на протяжении всего 2022 года, однако картина может резко измениться из-за растущей озабоченности финансовых директоров в связи с инфляцией валют традиционных. Некоторые криптовалюты могут оказаться вполне жизнеспособной альтернативой, что позволит хеджировать риски в инфляционной среде. Это, в свою очередь, может привести к готовности принимать платежи в криптовалюте, особенно с учетом обещания Комиссии по ценным бумагам и биржам США не запрещать криптовалюты (в отличие, например, от Китая, где запретили такие финансовые операции).

5. Данные требуют культуры

 

Стать организацией data-driven — приоритетная сегодня цель для многих руководителей. Компании ищут способы стать более «умными» и приносить больше ценности своим клиентам и владельцам. Корпоративный интеллект — способность компании использовать результаты анализа данных в своих процессах — влияет на бизнесэффекты: привлечение клиентов, удержание сотрудников, рост прибыли и т. п.

Однако, как подчеркивают аналитики IDC, выделения необходимых инвестиций и внедрения соответствующих решений еще недостаточно для извлечения ценности из данных и достижения значимого результата. Необходима культура работы с данными: аналитические процессы должны «проникнуть в массы сотрудников», вплоть до самых нижних уровней компании. И надо сказать, что практика удаленной работы, подразумевающая цифровое взаимодействие, подталкивает компании и их сотрудников к более осознанному принятию решений.

Культура работы с данными подразумевает иной стиль мышления. Сотрудники даже при принятии оперативных решений должны опираться не только на экспертизу, опыт и интуицию, но и на объективные цифры: прав не тот, кто более красноречив, а тот, чьи доводы подкреплены данными. Проверка выдвигаемых гипотез на основе реальных данных и ведет к изменению культуры. Проблема в том, что именно культурные, а не технологические изменения — самые сложные.

Российская ментальность заключается не в чтении инструкций, а в передаче лучших практик через «сарафанное радио». Как следствие, нормальным становится распространение культуры через пилотные проекты, в которых сотрудники видят ценность лично для себя. Это более эффективный путь, чем любые изменения, навязываемые сверху.

6. Меньше кода — больше дела

 

Цифровизация бизнеса перестает быть прерогативой только ИТ-службы. Как отмечают в Gartner, руководители компаний рассчитывают на то, что разработка нового поколения цифровых продуктов и услуг должна выполняться коллективно, с активным участием бизнес-подразделений. Этому способствует распространение минимального кодирования (low-code/no-code) с использованием, например, визуальных интерфейсов вместо языков программирования.

Нехватка квалифицированных кадров всегда была проблемой ИТ-индустрии. Недавно в IDC подсчитали, что в европейских компаниях дефицит специалистов тормозит проекты цифровой трансформации в среднем более чем на 8 месяцев. Подготовка новых кадров и обеспечение актуальности их квалификационных навыков становится серьезным «бутылочным горлышком», если вообще не главной проблемой проектов цифровизации.

Результаты исследования IDC показывают, что 50% европейских организаций собираются расширять направления внутренней разработки приложений. Естественным следствием этого становится появление движения в сторону low-code/no-code, обещающего существенно снизить требования к ИТ-разработчикам. В этом случае проекты реализуются непосредственно внутри бизнес-подразделений — «гражданскими» разработчиками, а не профессионалами из ИТ. На этот процесс примерно одинаково влияют недостаток ИТ-персонала и новые потребности бизнеса, частично связанные с санитарным кризисом. При таком подходе у бизнес-менеджеров компаний больше нет необходимости звонить по «испорченному телефону», чтобы реализовать бизнес-идеи в бизнес-приложения.

По оценкам IDC, число разработчиков на платформах low-code в 2021–2025 годах будет увеличиваться в среднем на 40% в год. Это в 3,5 раза выше, чем рост числа программистов в целом. Столь активный рост количества специалистов в области low-code говорит об их важности для реализации инициатив по цифровизации. Потребность компаний в ускорении процессов разработки и их готовность инвестировать в это направление разогревают рынок, что привлекает в эту сферу новые кадры, желающие сменить область деятельности. Демократизация инструментов, расширяющая число потенциальных разработчиков, готовых принять участие в проектах, делает путь новичков более простым.

7. Автономные системы и генеративный искусственный интеллект

Обновление «новой реальности»: «большая семерка» ОС, версия 2022

Отправить системы, требующие постоянной дорогостоящей поддержки, в «свободное плавание» — вот к чему уже долго стремятся ИТ-департаменты. Автономные системы, способные модифицировать свою функциональность без внешнего вмешательства, призваны быстро адаптировать компании к изменяющимся условиям. Автономное поведение систем уже хорошо зарекомендовало себя, например, в сложных системах безопасности, но оно может стать еще более полезным в таких физических системах, как роботы, дроны, производственное оборудование и «умные» пространства. Автономные системы могут анализировать новые задачи и быстро реагировать в поисках их решения.

Развитие автономных систем тесно связано с ИИ, особенно с «генеративным искусственным интеллектом», способным изучать имеющийся контент или объекты и использовать приобретенные знания для получения нового контента — текста, звуков, изображений и т. п. Например, генеративный искусственный интеллект можно использовать для создания программного кода, поддержки процессов создания лекарств, целевого маркетинга и прочих творческих задач. Возможны и деструктивные методы его использования: мошенничество, политическая дезинформация, подделка документов. Аналитики Gartner отмечают, что интерес к генеративному искусственному интеллекту в бизнес-сообществе за последний год заметно усилился — ожидается, что уже через три года он будет порождать 10% данных, производимых человечеством.

Николай Смирнов (nsmirnov@osp.ru) — главный редактор CIO.ru (Москва).