Издательство «Альпина ПРО» при содействии компании ЛАНИТ выпустило книгу-исследование «Новаторы Поднебесной», авторы которой подробно и на конкретных примерах показали, как предпринимателям Китая удается не только выжить в условиях жесткой конкуренции и турбуленности мировой экономики, но и развиваться, захватывая новые рынки и континенты. Авторы пишут о великанах Востока, о стартапах, растущих в их тени и определяющих будущее экономики Китая и мира.

О китайском экономическом чуде сегодня пишется немало, но далеко не всем удается проанализировать, на чем основана культура инноваций в Китае, как выстроены бизнес-процессы, благодаря каким приемам и технологиям страна прошла путь от копирования западных технологий до генерации собственных технологических гигантов, играющих сегодня ведущие роли на мировых рынках. Огромное количество китайских новаторов работает, не привлекая к себе внимания. Если компания Alibaba смогла в одиночку потрясти международные фондовые рынки и перевернуть традиционные отрасли, трудно представить, чего добьются десятки тысяч незаметных предпринимателей, владеющих передовыми технологиями, — скрытых чемпионов мирового уровня. Авторы книги проанализировали более полусотни реальных бизнес-кейсов и привели множество наглядных примеров, иллюстрирующих подходы конкретных компаний к формированию своей организационной структуры, к продажам, маркетингу и работе с кадрами.

Книга содержит восемь глав, посвященных обсуждению технологий, применяемых успешными предпринимателями Китая.

В первой главе объясняется, почему инновации — насущная стратегическая необходимость для Китая и как они стимулируются: поддержка государства, рост стоимости рабочей силы, усиление конкуренции, рост запросов и платежеспособности среднего класса. Рассмотрены ключевые условия инноваций: производственные мощности, венчурный капитал, стандартизация, защита интеллектуальной собственности, инкубаторы технологий.

Главы 2–5 посвящены поискам ответа на вопрос, кто занимается инновациями в Китае: крупные и уже успешные компании-лидеры внутреннего и мирового рынка; предприятия малого бизнеса — основа любой экономики; начинающие предприниматели; изначально международные компании. Исходя из своего опыта авторы определяют новаторов как компании, которые успешно разрабатывают и выводят на рынок предложения, приносящие новую ценность клиентам — продукты и услуги, бизнес-процессы или бизнес-модели, способы создания добавленной стоимости или организационные механизмы. Важно, что инновации изначально охватывают не только отдельный регион или национальную отрасль промышленности, но и страну с прицелом на весь мир.

В главе 6 рассказывается о том, как китайские компании внедряют новации — обсуждаются основные элементы инновационного потенциала китайских фирм. Ни один из этих методов не уникален для Китая, но именно их набор способствовал возникновению особой культуры китайских инноваций, доказавшей, что компании из развивающихся стран способны не только быстро наверстывать упущенное, но и стремительно ускоряться. Транснациональные корпорации могут сегодня многому научиться у китайских новаторов.

Глава 7 посвящена оценке будущего — обсуждаются способы выхода китайских компаний на мировой уровень, включая глобализацию НИОКР и рынка сбыта, создание инновационных сетей и глобальных цифровых экосистем за рубежом, экспорт передовых бизнес-моделей и развертывание технологических аванпостов. Также в этой главе на примере таких компаний, как Baidu, Damon, Envision, Hikvision, Huawei, Mobike и Weihua, обсуждаются проблемы превращения локальных новаторов в международных.

В главе 8 сформулированы выводы, важные для компаний из развитых стран, и предлагаются направления для будущих исследований. Авторы задаются вопросом — можно ли применить опыт китайских новаторов на других развитых и развивающихся рынках? Новаторы в Китае — это не только известные первопроходцы, но и скрытые чемпионы, которые находятся вне поля зрения, а также молодые новаторы, внедряющие новации за рамками традиционных процессов и тем самым улучшающие, развивающие и полностью изменяющие целые рынки.

Красной линией по всей книге проходит тема развенчивания мифа — «китайские компании — подражатели, а своим успехом они обязаны государственной поддержке». Конечно, поисковую систему Baidu или смартфон Goodapple трудно назвать оригинальными прорывными технологиями, но вместо простого инвестирования и экспорта китайские новаторы приступили к глобализации инноваций, выбирая свой путь движения от копирования к технологическому превосходству.

Haier, Lenovo, Huawei — первая волна новаторов глобального уровня. Корпоративная культура «волчьей стаи» Huawei опирается на острое чутье потребностей рынка, напряженную рабочую среду, коллективный героизм, преданность и лояльность сотрудников. Акции компании не котируются ни на одной фондовой бирже и не поддерживаются внешними фондами — фактически компания принадлежит 80 тыс. работникам, которые выбирают постоянный комитет из 60 представителей для руководства предприятием. Управление большой и сложной организацией не должно зависеть от одного человека. На рынке Китая нет места любителям неторопливых решений, поэтому организационные структуры китайских компаний, как правило, либо плоские, либо гибкие — в них присутствует постоянное ощущение необходимости безотлагательных действий.

В основе Xiaomi лежит построение масштабной экосистемы — компания выпустила свой первый смартфон в 2011 году и вскоре завоевала рынок. Вместо того чтобы наращивать собственные научно-исследовательские и производственные мощности, Xiaomi решила максимально использовать аутсорсинг. Результатом стала бизнес-модель с облегченными активами — нулевое расстояние до рынка. После стремительного взлета она стала активно привлекать малоизвестных производителей аксессуаров и гаджетов для продаж товаров под своим брендом, расширяя ассортимент и укрепляя популярность своей торговой марки. Для продвижения продуктов компания активно использует социальные сети, «интернет-мышление» или «фан-маркетинг», а также сарафанное радио.

Baidu, Alibaba, Tencent (BAT) — вторая волна новаторов. Первоначально эти три ведущие цифровые экосистемы считались подражателями иностранных бизнес-моделей: Baidu — Google, Alibaba — eBay, а Tencent — мессенджер ICQ, но они переросли многих своих конкурентов по всему миру. В Китае Baidu превзошла Google еще в 2002 году. Компании BAT применяют подход бизнес-экосистемы, чтобы не только возглавлять, но также создавать и подрывать рынки. Благодаря межотраслевым инновациям и экспансии в новые развивающиеся отрасли компании BAT работают сейчас как минимум в 20 различных отраслях.

Авторы книги считают, что пора копировать опыт и технологии Китая, а Кремниевая долина уже не способна удерживать свое былое глобальное превосходство — ее компании, как правило, конкурируют за счет отстройки от других компаний и технологий, пытаясь стать уникальными революционерами. Китайские новаторы, напротив, сбиваются в рой, рождающий уникальные коллективные инновации, вовлекая множество предпринимателей и компаний. Кроме того, новаторы Кремниевой долины часто начинают с передовых технологий, а затем фактически создают рынок под новый продукт, опираясь на свою культуру маркетинга и продвижения. Китайские компании, наоборот, больше ориентируются на клиента и прислушиваются к текущим требованиям рынка, мгновенно удовлетворяя возникающий спрос.

Кроме новаторов глобального уровня в Китае работают скрытые чемпионы — неизвестные широкой общественности лидеры мирового рынка с узкой отраслевой специализацией, ориентированные на долгосрочный рост и непрерывные инновации в целях повышения своей ценности для постоянных клиентов на нишевых рынках. Производителя радиоприемников Tecsun Radio и Hikvision — инноватора в области оборудования для видеонаблюдения объединяет одна общая черта — быстрый рост. Немецким скрытым чемпионам в среднем по сто лет — это семейные компании, которые постепенно становятся лидерами рынка. Залог стабильности и выживания для китайских компаний — быстрый рост в течение не более десяти лет. Скрытые чемпионы тратят в среднем около 8% доходов на исследования и разработки в различных отраслях и часто на нескольких научно-исследовательских площадках. Некоторые из них (Goldwind, Hikvision и Mindray) имеют международные центры НИОКР. В среднем не менее 25% от общего числа сотрудников подобных компаний занимаются исследованиями и разработками. В отличие от многих семейных немецких предприятий, которые избегают любых инвестиций, особенно выхода на фондовые биржи, китайские скрытые чемпионы стремятся привлечь капитал, сознательно оставаясь в тени, предпочитая быть большой рыбой в маленьком бассейне, а не маленькой в океане. Они намеренно избегают расширения охвата рынка, сосредоточившись только на своей нише и специализированных продуктах, инвестируют и приобретают компании за границей и имеют обширную международную сеть, действуя сегодня уже в большинстве регионов мира, включая Африку, Ближний Восток и Южную Америку.

Авторы книги отмечают, что мир вошел в эпоху бурных перемен турбулентности и гиперконкуренции, но китайские новаторы и не знали другой жизни — они на деле доказали свою способность выживать в условиях рыночной, технологической и нормативной неопределенности, побеждая в суровой конкурентной гонке. В XXI веке в Китае возник новый тип технологических предприятий, построенных вокруг предпринимателей, вернувшихся с учебы за границей. Поднебесная больше, чем любая другая страна, привлекает обратно своих граждан, которые учились в других странах, — более 80% выпускников зарубежных вузов (2,2 млн) возвращаются на родину — эти репатрианты (хайгуи — haigui, морская черепаха) составляют важнейшую отличительную часть инновационной экосистемы Китая. По возвращении эти специалисты, получившие образование за границей, меняют местную культуру, добавляя ее творческим мышлением, — более 70% руководителей ключевых национальных исследовательских проектов вернулись из-за рубежа. Все это — предприниматели нового поколения, которые отвергают традиционное мышление в бизнесе, опираются на зарождающееся общество мобильного Интернета и демонстрируют радикальное деловое мышление.

В сфере образования Китай зависит от выпускников своих университетов и от выпускников, прошедших обучение в развитых странах, — этот подход называется «Китай плюс». Они используют цифровые бизнес-модели для подрыва устоявшихся отраслей, привлекая крупные капиталы на начальном этапе своего существования и для продвижения собственных продуктов и услуг, постоянно изобретая новые способы, например роевые инновации, предпочитая использовать метод проб и ошибок, чтобы нащупывать рынок, путем раннего выхода на него с сырым продуктом и его последующими доработками. Вместо того чтобы экспериментировать в поисках идеального решения, что предполагает большой процент неудач и высокие затраты, китайские новаторы склонны быстро создавать и переделывать, опираясь на имеющиеся запасы для опробования рынка. В большинстве случаев производители обходятся без радикальных инноваций и применяют комбинации уже существующих технологий для создания нужных потребителю новых свойств товара. Вместо того чтобы искать ресурсы под заранее поставленную цель, китайские предприниматели подгоняют цель под имеющиеся ресурсы. В этом случае ошибки невелики и легко устранимы, в отличие от крупных и потенциально разрушительных ошибок в стратегическом планировании, которые могут быть допущены в условиях неопределенности и ограниченности информации. Цель состоит в том, чтобы разработать именно тот продукт, который сможет принять рынок, не больше и не меньше.

 

Простота технологий может сойти компаниям с рук за счет привлекательной бизнес-модели, но для ряда современных предприятий в Китае залогом выживания стала быстрая модернизация технологий. Начиная с 2000 года Китай активно поддерживает и поощряет частный бизнес и приравнивает его в статусе к государственным предприятиям, которым создается максимально комфортная среда. Кстати, центральное правительство Поднебесной проводит негласную политику поддержки региональных органов власти в их экспериментах с реформами и деятельностью, еще не отраженной в законах. В случае успеха эти реформы впоследствии получают правовую поддержку. Примерно в этот же период движущей силой инноваций в Китае стали цифровые технологии. Плюс к этому бум новых технологических предприятий был вызван как вернувшимися из-за рубежа, так и местными передовыми предпринимателями, а также появлением собственных венчурных капиталистов, которые стремились превратить в источник дохода инновации, основанные на знаниях.

Книга «Новаторы Поднебесной» будет полезна представителям деловых кругов и научного сообщества, преподавателям и руководителям ведомств и государственных предприятий, которые найдут в ней богатый материал и идеи для обсуждения о технологиях работы в динамичных условиях, когда изменения — это единственное, что остается неизменным.

Новаторы Поднебесной: Как китайский бизнес покоряет мир / Марк Гривен, Джордж Йип, Вэй Вэй. — М.: Альпина ПРО, 2022. — 212 с. ISBN 978-5-6047842-0-4

DOI: 10.51793/OS.2022.84.62.001

Дмитрий Волков (vlk@keldysh.ru) — старший научный сотрудник ИПМ им. М. В. Келдыша РАН (Москва).