Издательство «Открытые системы» и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ провели пятую конференцию «Качество данных» — единственное в России мероприятие, посвященное стратегии и практике обеспечения качества данных, используемых как коммерческими предприятиями, так и федеральными органами исполнительной и законодательной власти. В этом году конференция собрала почти 500 ведущих экспертов страны в этой области, менеджеров и специалистов, заинтересованных в подготовке, получении и использовании данных, обладающих высокими качественными характеристиками: точных, полных, актуальных, целостных, непротиворечивых и надежных. Участники обсудили различные факторы и аспекты, влияющие на качество данных и доверие к ним со стороны бизнеса и государственных организаций, а также тенденции в этой области. Были озвучены различные подходы и инструменты, необходимые для проведения безопасной миграции данных с зарубежных и унаследованных решений, а также для надежного сбора и хранения данных. Также слушатели проанализировали архитектурные особенности инфраструктур поддержки процессов управления качеством данных.
«Управление данными заняло ключевую роль в стратегиях цифровой трансформации, и сейчас для всех государственных организаций стало обязательным выполнение соответствующих KPI, а CDO есть в каждой уважающей себя компании», — подчеркнула Светлана Бова, CDO ВТБ. Список задач офиса CDO огромен — от сугубо технических вопросов до разбора причин инцидентов, взаимодействия с бизнесом и выстраивания корпоративной культуры. Кто должен реализовывать задачи по обеспечению качества данных? «Расширять команду крайне трудно, и мы пригласили на работу роботов», — поделилась Екатерина Моисеева, руководитель направления качества данных в компании Tele2. Таким образом удалось снизить нагрузку на бизнес-подразделения по заведению заявок и на команду по разбору и сопровождению заявок. Следующими шагами стала автоматизация информирования пользователей, а также способов контроля качества данных и сбора требований к ним.
Константин Перьев, руководитель проектов Минцифры, рассказал на конференции о работе с инцидентами качества данных и методах воздействия на поставщиков данных, которые министерство реализует как оператор системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ). «Без гарантий того, что система будет вести себя определенным образом в определенных условиях, невозможно создание систем доверенного ИИ. Важно соответствие требованиям в области целостности и конфиденциальности данных», — заявил Сергей Гарбук, председатель технического комитета 164 «Искусственный интеллект» Росстандарта. По мнению Евгения Быкова, директора по организации работы с данными Промсвязьбанка, владельцем данных должен быть человек, у которого есть стимул и влияние, — он должен быть заинтересован в результате и иметь возможность влиять на процесс: «Я против того, чтобы владельцев назначали, — это так не работает. Люди приносят пользу, только когда в чем-то заинтересованы», — уверен Быков.
«Функцию управления фродом и гарантирования доходов мы позиционируем в компании как источник прибыли. Проверки качества данных — это не затраты, они приносят деньги компании», — отметил Сергей Энгерс, руководитель разработки решений по управлению фродом и гарантированию доходов «ВымпелКома».
Экспертами и докладчиками конференции «Качество данных 2024» выступили также представители банков «Газпромбанк», «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «ОТП Банк», розничных сетей «Магнит» и «М.Видео-Эльдорадо», интернет-ретейлеров «СберМаркет» и «ВсеИнструменты.ру», промышленных предприятий «Газпром нефть», Трубная металлургическая компания, «РусГидро», «Россети Урал», «Р-Фарм», «Сибур Диджитал» и др. По общему мнению участников конференции, вопрос качества данных отнюдь не является монолитом — его можно разложить на составляющие, которые важно изучить и научиться с ними работать. Максимально полезными для компаний могут быть лишь данные, качество которых можно обеспечить только совместной работой аналитиков, разработчиков, архитекторов и дата-офиса.