В основе управленческих решений любого современного предприятия находятся данные — не стала исключением и сеть ресторанов быстрого питания «Бургер Кинг», стратегическим направлением движения которой к предприятию, управляемому данными, был переход на Arenadata DB в облаке VK Cloud, позволивший оптимизировать работу бизнес-систем и обеспечивший решение множества аналитических задач. О реализации проекта и его первых результатах рассказывает Александр Кулиев, директор офиса по данным «Бургер Кинг» и лауреат премии Data Award 2024.

Что привело «Бургер Кинг» к проекту перестройки инфраструктуры данных?

В 2022 году инфраструктура для работы с данными в «Бургер Кинг» состояла из множества разрозненных источников данных и BI-системы, помимо задач визуализации и формирования отчетов, иногда выполнявшей функции обработки и хранения данных. В компании отсутствовала общая методология сбора, обработки и хранения данных, которые размещались в разных местах, а их выгрузка для формирования отчетности зачастую занимала много времени, что иногда негативно сказывалось на производительности бизнес-систем. Разрозненная структура данных ограничивала возможности их обмена, отсутствовала централизованная система хранения. Все это приводило к проблемам с масштабированием, высокой нагрузке на команды: множество процессов отчетности в нецелевых системах, большое количество времени требовалось на поддержку процессов на закрытие периода управленческой отчетности, более сотни «ручных» справочников, ограничения на обновление отчетности для бизнеса. Кроме этого, неоднородность данных и процессов усложняла выполнение нормативных требований.

Перед дата-командой «Бургер Кинг» была поставлена задача по проектированию и запуску централизованного корпоративного хранилища, призванного решить текущие проблемы, обеспечить потенциал для дальнейшего развития собственной платформы данных и подхода к управлению компанией на основе данных.

Какое было выбрано решение?

Хранилище предстояло строить «с нуля», переводить на новое решение более 800 существующих приложений и множество источников данных. В качестве основного решения для развертывания хранилища была выбрана СУБД Arenadata DB (ADB), однако на тот момент в компании наблюдался некоторый дефицит компетенций и ресурсов для решения подобных задач. Помимо этого, не было возможности для простого масштабирования текущей локальной инфраструктуры — имеющихся ресурсов не хватало для удовлетворения растущих потребностей компании. Сегодня «Бургер Кинг Россия» — это более 800 ресторанов, работающих в 200 городах РФ с перспективами увеличения объемов бизнеса, и около 20 тыс. сотрудников. Именно поэтому мы изначально рассматривали только облачное решение, в качестве партнера выбрав платформу VK Cloud, предлагающую в комплексе все необходимые инструменты для построения и развития решения, включая и Arenadata DB. Помимо ADB в облаке, в качестве витрины данных у нас используется ClickHouse.

Запуск ADB в облаке позволил значительно сократить затраты на развертывание решения — теперь команда смогла сосредоточиться на методологии и бизнес-логике работы хранилища. Мы провели рефакторинг текущих процессов, чтобы обеспечить плавный переход компании на новые рельсы; выполнили структуризацию данных; сформулировали единую методологию работы с данными; объединили справочники; от всех контрагентов компании собрали требования к инфраструктуре данных.

В первую очередь новый подход был применен к самым критичным для отчетности показателям: выручка, дополнительные доходы от программ лояльности, себестоимость продукции и пр. Следующим этапом стало развитие концепции движения к предприятию, управляемому данными, например, предоставление полной информации о клиентах внутренним системам для прогнозирования выручки, повышения маржинальности и пр.

Александр Кулиев: «У нас динамичная компания — все решения принимаются оперативно, поэтому требуется обеспечить непрерывный процесс на линии “бизнес — платформа данных”. Однако любой проект трансформации — это и изменение культуры работы с данными, отсутствие которой может снизить мотивацию сотрудников к поиску новых идей и улучшению процессов на основе аналитики»

Какие трудности возникали в ходе проекта?

Само по себе отсутствие единого подхода влечет за собой ряд технических и процессуальных проблем, в частности, высок риск создания «бутылочных горлышек». Когда данные и аналитические инструменты не интегрированы, процесс принятия решений становится медленным и трудоемким — решения зависят от ограниченного числа людей, что увеличивает риск создания узких мест в процессах. Чтобы решить эту проблему, на первом этапе проекта мы проработали единую методологию сбора, обработки и хранения данных и только после этого начали перенос данных из различных источников на новое технологическое решение.

Еще один важный момент — соответствие нормативным требованиям. Неоднородные данные и процессы затрудняют контроль за соблюдением законодательства и стандартов, особенно в отношении защиты данных и обеспечения конфиденциальности. В нашем случае этот вопрос удалось стандартизировать и упростить путем проработки единой методологии и переноса данных в облако VK Cloud, которое соответствует требованиям 152-ФЗ и базируется на ЦОДах уровня Tier III.

Любой проект трансформации предполагает изменение культуры работы и сталкивается с проблемами недостаточного вовлечения и мотивации сотрудников — отсутствие культуры работы с данными не побуждает сотрудников на поиск новых идей и улучшение бизнес-процессов на основе аналитики. Внедрение новых подходов по работе с данными — это непрерывный процесс. Следование единому подходу data-driven позволило нам улучшить процессы принятия решений, повысить эффективность работы сотрудников и открыть перед ними новые возможности для роста и внедрения новаций.

Каких результатов достигли?

После запуска хранилища в ресторанах значительно улучшилось планирование рабочего времени персонала (Workforce Management, WFM), а именно: прогнозирование оптимального количества сотрудников ресторана в конкретной смене — время расчета требуемого числа сотрудников сократилось с двух недель до трех часов. Помимо этого, WFM-система помогает грамотно формировать запасы на складах ресторанов.

Запуск хранилища позволил оптимизировать рекомендательные системы для посетителей ресторанов — клиентам теперь предлагаются наиболее релевантные их профилю потребления позиции.

Один из самых заметных эффектов достигнут за счет того, что компании удалось убрать нагрузку по обработке данных с систем-источников, что позволило повысить производительность, отказоустойчивость и непрерывность бизнес-процессов. Раньше для получения отчетности по некоторым категориям приходилось на время формирования отчета ограничивать доступ внутренних пользователей к системе бизнес-аналитики. Это было весьма критично, с учетом того, что на подобные операции могло уходить до нескольких дней. Теперь система всегда доступна и при этом значительно сократилось время получения отчетности.

В конечном итоге в компании создан Data Office — подразделение, консолидирующее основные функции по управлению данными и аналитикой. Данные хранятся в платформе, выполняется аналитика, формируются витрины, и строятся модели, отлаживаются новые дата-продукты. Бизнес получил практическую возможность реализовать цифровой ресторан: динамическое меню, контроль потока клиентов, речевая аналитика, персональные рекомендации, поддержка стратегии «пожизненная ценность клиента», прогноз требуемого количества персонала и его оттока, телеметрия оборудования и прогнозирование сбоев.

Однако для повышения эффективности бизнес-процессов нужны не только технологии — требуются выстроенные процессы поддержки качества данных и управления ими, а также решения ИИ, позволяющие извлекать прибыль из бизнес-процессов, причем при условии координации непрерывного взаимодействия «бизнес — платформы данных».

Повлияло ли повышение доступности аналитической системы на восприятие аналитики пользователями?

С начала 2024 года, сразу после запуска проект заметно повлиял на бизнес-показатели компании — мы добились роста эффективности CRM на 5% благодаря персонализации и повышению эффективности бизнес-процессов, а в ресторанной части — на 9%.

Для компании «Бургер Кинг» проект трансформации инфраструктуры корпоративных данных играет стратегическую роль — это значимый этап на пути движения к цифровой компании, который окажет большое влияние на эффективность бизнеса. Кроме этого, проект позволил заложить фундамент для новых концепций и инструментов, таким как озеро данных и использование централизованных технологий применения машинного обучения.

Каковы пути дальнейшего развития проекта?

Формирование облачного хранилища данных и переход на новые процессы позволили создать базу для реализации новых инструментов для бизнеса — уже сейчас мы видим огромный потенциал для повышения прибыльности за счет подхода data-driven и планируем развиваться в этом направлении. Следующие шаги: развитие озера данных для хранения и обработки сырых и неструктурированных данных; организация песочниц для проведения экспериментов и тестирования бизнес-гипотез; развитие и автоматизация проектов Data Science. Параллельно ведутся работы по развертыванию единой платформы машинного обучения для разработки, обучения и инференса моделей, а также создания промышленных процессов применения искусственного интеллекта.

Николай Смирнов (nsmirnov@osp.ru) — независимый автор (Москва).