Сегодня наблюдается острый дефицит ИТ-специалистов, и это не на один год — за два года рынок труда физически сократился: демографическая яма наложилась на отток кадров из страны. При этом число вакансий в сфере ИТ выросло на 40%. Бизнес оказался в ситуации, когда хороших middle-специалистов мало, а брать и воспитывать джунов с улицы тимлиды не всегда готовы, уходя в долгий поиск тех, кто умеет все и сразу.

Почему возник такой спрос на ИТ-кадры? Цифровая трансформация бизнеса — одна из национальных целей развития страны на ближайшее будущее. Для нашей группы компаний этот фокус плавно перешел из прошлого стратегического цикла в новый — сегодня компании нужны специалисты, знакомые с нынешними корпоративными системами и обладающие знаниями для их развития. Речь идет о дата-инженерах, специалистах по машинному обучению, системных аналитиках, разработчиках баз данных, системных администраторах и DevOps-инженерах.

Еще пять лет назад речь шла об оцифровке бизнес-процессов, а сейчас перед ИТ-командами стоят иные задачи. При этом если раньше можно было брать с рынка готовые кадры с компетенцией по работе с популярными ИТ-системами, то сейчас нужны специалисты, способные самостоятельно разрабатывать, развивать и поддерживать отечественные программные решения, максимально независимые от западных проприетарных технологий. Компания «Ростелеком» разрабатывает множество собственных решений в области кибербезопасности, телекоммуникаций, облаков, виртуализации, биометрии, видеонаблюдения, управления данными, искусственного интеллекта, цифровой медицины, государственных цифровых услуг и др. Одним из таких решений стала платформа управления данными — универсальный набор отечественных программных продуктов для построения хранилища данных и систем аналитики. В компании развернута также новая экосистема ИТ-продуктов «Лукоморье» для поддержки работы ИТ-команд: управление проектами, безопасный репозиторий открытых библиотек, графический онлайн-редактор, маркетплейс и планировщик задач.

Итак, компаниям нужны специалисты, обладающие достаточной квалификацией для разработки и развития собственных решений, обеспечивающих технологическую независимость. На рынке найти таких сегодня крайне сложно.

Один на один с дефицитом кадров

Общий дефицит кадров затрагивает не только ИТ-индустрию, поэтому компания действует одновременно в нескольких направлениях. Во-первых, мы стали внедрять технологии и ИТ-инструменты для повышения эффективности даже в программы развития лидерского потенциала и программы развития soft skills: обучаем сотрудников языкам программирования и работе с искусственным интеллектом. Важно, чтобы коллеги могли сами автоматизировать свою работу и научились видеть новые возможности для бизнеса, сталкиваясь с очередной ИТ-новинкой, — никто лучше самого сотрудника не придумает, как ему упростить жизнь. Наша задача — передать сотруднику знания и навыки, а затем следить за изменениями в процессах. Например, впервые в самую массовую программу обучения для будущих лидеров компании (в среднем на программе учится 800 человек ежегодно) был включен модуль по ИИ-технологиям для бизнеса. Слушателям читаются основы промпт-инжиниринга, помогающего лучше понять возможности и ограничения больших языковых моделей, а затем их просят предложить варианты оптимизации своей работы. Более того, базовые навыки и понимание ИИ-инструментов добавлены в методику внутренней сертификации руководителей — если сотрудник хочет стать новым руководителем «Ростелекома», он обязан обладать начальными навыками работы с ИТ.

Цифровые навыки, умение применять и внедрять технологии были выделены в отдельный блок новой модели компетенций для сотрудников. Например, важно, чтобы любой сотрудник мог оценить применимость технологии для работы конкретно его подразделения (таким образом он становится квалифицированным заказчиком ИТ-сервисов), умел собирать и анализировать данные, а также делать выводы и строить гипотезы на их основе. Наращивание этих навыков точно потребует перестройки мышления — это новый уровень ожиданий от сотрудников. Пока основная часть сотрудников не станет немного айтишниками, сложно говорить о массовом внедрении ИИ-технологий, культуре работы с данными и развитии конкурентоспособных отечественных ИТ-решений.

Переобучение

Кроме обучения базовым ИТ-навыкам и практикам, сотрудникам предоставляется возможность полностью изменить карьеру, например, перейти из бэк-офиса в ИТ. Для этого запускаются собственные программы переквалификации, где на практике сотрудники обучаются актуальным знаниям и навыкам работы с инструментами, которые использует ИТ-команда компании. Наша Школа программирования выпустила уже более 3500 специалистов: программистов на Python и SQL, аналитиков данных. Эффект от обучения уже есть, а часть стартовых ИТ-позиций закрывается выпускниками нашей программы переквалификации.

На старте проекта у ИТ-команды было много сомнений по поводу уровня подготовки специалистов, прошедших такие программы переквалификации, но постепенно сомнения рассеялись. На выходе программы мы получаем специалистов продвинутого начального, а иногда и среднего уровня подготовки, которые имеют явные преимущества перед кандидатами с рынка — имеют опыт выполнения актуальных для компании задач, могут стажироваться в ИТ параллельно с обучением и знакомы с внутренними корпоративными процессами.

Возник еще дополнительный эффект — иногда коллеги находят возможность для карьерного роста сразу в своей команде. Например, сотрудник из Нижнего Новгорода создал в своем департаменте ИТ-направление и сегодня использует свой навык программирования для анализа дебиторской задолженности, помогая автоматизировать работу всего отдела, что снижает нагрузку на ИТ-кластер и становится мостиком между айтишниками и бизнес-заказчиками.

В 2023 году команда Онлайн-университета «Ростелекома» разработала и запустила образовательную программу повышения квалификации «Дата-инженер» на базе собственной «Платформы управления данными». По этой программе учились сотрудники, которые хотели освоить работу с новыми инструментами для автоматизации бизнес-процессов на своем текущем месте работы, и те, кто хотел сменить карьерную траекторию и перейти в область дата-инженерии.

В разработке и проведении программы участвовала Школа программирования «Ростелекома», а также дата-офис — драйвер культуры data-driven в компании. Экспертом и преподавателем был приглашен сертифицированный архитектор данных, инженер в сфере высоконагруженных и высокодоступных систем хранения, специалист в области аудита отечественной операционной системы «Аврора».

Программа разрабатывалась с «чистого листа» и включает теоретические материалы и практические занятия, а также учебный стенд полностью на отечественном ПО. Участники обучения имеют постоянный доступ к стенду, для которого организована круглосуточная поддержка.

Программа ориентирована на сотрудников, уже знакомых с SQL, Python и активно работающих с большими объемами данных. Это позволило сосредоточиться на освоении продвинутых инструментов: Hadoop, ClickHouse, GreenPlum, Kafka. В программу вошли семь образовательных блоков. Для обучения по этой программе было отобрано 50 сотрудников, в основном из подразделения ИТ и блока технической инфраструктуры. В ходе обучения сотрудники выполнили 10 практических заданий, разработали и защитили итоговый проект. Коллеги получили навыки управления инфраструктурой ресурсов, работы с большими данными и с их структурами, а также с потоковыми данными и выполнения аналитики. По итогам обучения сотрудники защитили 20 командных проектов, причем некоторые из них были нацелены на решение реальных задач компании. Девять выпускников планируют переход в ИТ-подразделение, а остальные видят возможности в применении знаний на текущем рабочем месте.

Что это дает бизнесу? За счет обучения сотрудников из разных подразделений компании мы ожидаем повышение качества работы и своевременности аналитики, сокращение издержек за счет оптимизации процессов обработки данных, а также рост удовлетворенности клиентов благодаря способности быстрее и точнее реагировать на их потребности и требования рынка.

Растим сами

Растим кадры мы как внутри, так и вне компании, например, стартует второй поток Школы тестировщика, ориентированный на внешнюю аудиторию — это новый проект для старта карьеры в ИТ-подразделении: вместе с департаментом тестирования и обеспечения качества потенциальные кандидаты бесплатно обучаются несколько месяцев. Для обучения на первом потоке мы получили 200 заявок, из которых отобрали 25 человек. Несмотря на насыщенную программу 67% студентов Школы справились со всеми домашними заданиями и, как показал контрольный срез знаний и тестовые собеседования, которые были проведены для всех желающих, за два месяца получили хорошую базу ручного тестирования. В итоге 10 выпускников были приняты на оплачиваемую стажировку в «РТК ИТ», а позже зачислены в штат.

В работе Школы принимали участие действующие сотрудники команды тестирования, работающие над разными сервисами компании, — желание делиться знаниями и помочь тем, кто только начинает свой путь в ИТ, дало неплохой результат.

Кроме этого, команда «РТК ИТ» предлагает студентам технических вузов и всем желающим пройти программы по DevOps, мобильной разработке под ОС «Аврора», аналитике данных и инструментам искусственного интеллекта. При этом проходит обучение преподавателей работе с корпоративными информационными системами и дата-инфраструктурой, а затем педагоги вузов могут сами учить студентов по программам компании.

Уже по итогам этих инициатив видно — эффективнее готовить кадры с нуля под конкретные бизнес-потребности, а затем нанимать в компанию сразу после выпуска. Поэтому в новой HR-стратегии предусмотрен целый блок по работе со студентами вузов, средних специальных учебных заведений и даже со старшеклассниками. Речь не только про подготовку профильных специалистов для ИТ- и телеком-отрасли — во всех инициативах есть элемент просвещения и экспертной поддержки на этапе старта карьеры. Если студент еще не определился, чем хочет заниматься, то мы показываем ему весь спектр возможностей для старта в крупной компании и востребованной профессии. Безусловно, студент может принять решение продолжить карьеру в другой компании, и такие случаи бывают, однако профессиональная жизнь и карьера специалистов сегодня весьма динамичны, поэтому мы инвестируем в лояльность к бренду компании и надеемся, что на определенном карьерном этапе наши пути снова пересекутся.

Что дальше?

В 2025 году вместе с «РТК ИТ» был запущен ресурс для студентов — платформа, на которой собраны все инструменты для профессионального развития — от профориентации и выбора карьерного трека до рекомендаций по развитию и дополнительного контента обучения из каталога корпоративного университета. Кроме этого оказалось, что обязательная практика на старших курсах вузов часто оторвана от реальности, не несет ценности ни для студента, ни для компании, в которой проходит практика. Поэтому на платформе планируется размещать реальные бизнес-задачи, к решению которых могут подключиться студенты. Со своей стороны компания оказывает экспертную поддержку и помощь в оформлении документов по практике с вузами. Более того, есть идея начать знакомить студентов на ресурсе с нашими ИТ-руководителями и выбрать их в качестве научных руководителей. Для многих специалистов компании работа со студентами — это мотивация. Руководители готовы делиться знаниями и тратить свои ресурсы на развитие отрасли и молодых специалистов. Для компании это также возможность как бы со стороны посмотреть на привычные бизнес-процессы для их возможного реинжиниринга — студенты не ограничены стереотипами типа «так исторически сложилось» или «это не возможно», и в этом ценность их участия.

Екатерина Барабанова (Ekaterina.barabanova@rt.ru) — директор по развитию персонала, «Ростелеком» (Москва).