Несмотря на всю шумиху вокруг искусственного интеллекта, его влияние на производительность труда сотрудников пока минимально. ИИ не только не трансформирует рабочие процессы кардинально, но в некоторых случаях даже порождает для работников дополнительные задачи. В работе экономистов из Чикагского и Копенгагенского университетов говорится, что чат-боты на основе ИИ экономят сотрудникам всего час в неделю. При этом они добавляют новые обязанности, прежде всего составление промптов и анализ результатов работы ИИ. «Наши выводы ставят под сомнение популярные нарративы о неминуемой трансформации рынка труда благодаря генеративному ИИ», — резюмируют авторы исследования. Исследователи сосредоточились на рынке труда Дании в 2023–2024 годах, изучив работу программистов, ИТ-специалистов, финансистов, HR-менеджеров, бухгалтеров, специалистов служб поддержки клиентов, юристов, маркетологов, офисных клерков, журналистов и учителей. Большинство пользователей чат-ботов заявили, что ИИ помогает экономить время. В среднем сотрудники экономят всего 2,8% рабочего времени. На уровне компаний также нет явных свидетельств сокращения рабочих мест или найма, связанных с использованием чат-ботов. Исследование подчеркивает важность поддержки со стороны работодателей. Когда компании поощряют использование ИИ, 83% сотрудников начинают использовать технологии, при отсутствии поддержки — 47%. Ежедневное использование ИИ достигает 21% при поддержке работодателя, против 8% среди тех, кто использует ИИ исключительно по собственной инициативе.

Характерно, что более опытные сотрудники (как правило, более зрелого возраста) реже принимают новые технологии из-за склонности придерживаться привычных методов работы. Одна из главных проблем с внедрением ИИ это то, что такая его сильная сторона, как способность к обобщению информации, применительно к большинству рабочих мест не всегда востребована. К примеру, генеративный ИИ ценен для создания кода, но менее 1% всех работников — это разработчики ПО, и даже не каждый из них может полноценно использовать ИИ. Microsoft также заявляет, что ее инструмент Copilot позволяет экономить лишь около 14 минут в день (2,9% рабочего времени).

Эффективное использование ИИ требует обучения и настройки под конкретные нужды организации. Поставщики часто утверждают, что достаточно просто задавать вопросы ИИ, но на практике требуется серьезная работа по проектированию промптов, доступу к данным и интерпретации результатов. Возможности новейших ИИ-моделей не адаптированы для большинства рабочих мест, отмечают эксперты, и пока этого не произойдет, ИИ не будет повышать производительность труда.

По мнению экспертов, внедрение ИИ изменяет характер работы, но не обязательно делает людей более продуктивными. Когда персональные компьютеры заменили пишущие машинки, они не только ускорили набор текста, но и повысили стандарты качества документов и управления архивами. Аналогично генеративный ИИ меняет представления о том, что считается качественным результатом работы. Компании должны рассматривать ИИ как возможность улучшить качество работы, а не заменить работников, заключают авторы исследования.