Искусственный интеллект повсюду — анонсы ИИ-проектов и инструментов, а также призывы к очередным инвестициям в сопутствующие технологии слышны чуть ли не из каждого «утюга». Есть все, кроме отчетов о прибылях и убытках ИИ-проектов. Много шума — мало понимания. Большая часть того, что сейчас называют искусственным интеллектом, таковым не является, и реальные исследования в этой области откатятся на десятилетия, как только люди сильно разочаруются в ИИ, а многое, что сейчас описывается как «искусственный интеллект», будет отвергнуто, отчасти потому, что финансирование, которое могло бы пойти на реальные проекты, тратится на подпитку золотой лихорадки вокруг ИИ.

Сегодня нет нужды долго листать новостные ленты, чтобы найти публикации, утверждающие, что ИИ непременно изменит работу в ее традиционном виде — за счет сокращения штатов на предприятиях и упразднения ряда профессий. Хотя по состоянию на 2024 год ИИ так и не оказал статистически видимого влияния на ФОТ или количество часов рабочего времени, но на рынке труда создалась тревожная атмосфера, что действует угнетающе и контрпродуктивно.

По оценкам McKinsey, к 2030 году 14% работников по всему миру будут вынуждены сменить профессию из-за внедрения ИИ. Генеральный директор Microsoft Сатья Наделла в июле 2025 года объявил об увольнении девяти тысяч сотрудников компании, иезуитски объясняя причины такого поступка: «По всем объективным критериям Microsoft процветает: наши рыночные показатели, стратегическое позиционирование и темпы роста — все указывает на успех. Мы инвестируем в капитальные затраты больше, чем когда-либо прежде. В этом и заключается загадка успеха в отрасли, где нет ценности франшизы. Прогресс нелинеен. Он динамичен, иногда противоречив и всегда требует усилий. Но это также новая возможность для нас формировать, продвигать и оказывать большее влияние, чем когда-либо прежде». Как компания может быть «более успешной, чем когда-либо», сокращая при этом рабочие места? В традиционных отраслях реального сектора экономики, например в промышленности, подобное заявление сродни заявлению директора завода: «Мы получаем баснословную прибыль, но собираемся увольнять рабочих, потому что мы стоим на пороге умного производства» или директора медицинской клиники: «Мы зарабатываем кучу денег, но собираемся уволить медсестер и заменить их машинами».

Тем не менее заявление Наделлы предвещает новую реальность в технологической отрасли, на протяжении десятилетий бывшей весьма щедрой к своим сотрудникам, предлагая различные льготы и высоко ценя навыки кодирования. Искусственный интеллект это меняет — вся индустрии ПО должна принять новую реальность. Точно так же, как стремительная автоматизация изменила промышленную экономику, то же будет наблюдаться и в экономике цифровой.

Да, ИИ может сортировать, обобщать, вычислять и даже бегло писать, но не может исследовать новый город, знакомиться с новыми людьми в барах или примерять новую обувь. Он не может, посмотрев на безалкогольный напиток, подумать о тенденции к здоровому питанию и придумать пробиотический нектар, а также не способен, например, представить, как было бы здорово иметь пылесос без мешка для сбора пыли. Эти свободные, побочные, оригинальные связи по-прежнему уникально ценны.

ИИ не выстраивает доверительные отношения, не демонстрирует эмоциональную вовлеченность и не может заставить кого-то сказать: «Я хочу, чтобы этот человек был в моей команде». Общительность означает проявление любознательности и последовательности. Это значит быть тем, кто сплачивает группу, кто заставляет других чувствовать себя умнее при работе именно в команде. Когда другие видят, что вы вкладываетесь в дело, они верят, что вы сделаете все возможное для выполнения задачи и возьмете на себя ответственность. Подобное доверие трудно заслужить и невозможно автоматизировать, каким бы ни был совершенным ИИ. Люди хорошо справляются с тем, что не поддается масштабированию, что требует кураторства, любопытства и коммуникабельности, тем более что в современном интегрированном обществе гораздо проще устанавливаются связи.

В эпоху ИИ вопрос уже не в том, «можно ли это сделать», а в том, «надо ли». Речь, как всегда, о людях, а не о технологиях. Извлечение смысла из хаоса, переход от любопытства к проницательности и построение отношений — это вечные навыки, которые проявлялись на протяжении всей истории человеческих изобретений и адаптаций, от колеса до графического процессора. Так что вместо того, чтобы прокрастинировать и отказаться от работы в надежде, что ИИ ее сделает, не лучше ли вспомнить классическую цитату теоретика менеджмента прошлого века Питера Друкера: «Нет ничего более бесполезного, чем эффективно делать то, что вообще не следует делать».

Технологии не заменят независимого мышления, поэтому все более важным становится способность определять, на что стоит обратить внимание, а на что нет. Любознательность — готовность выходить за рамки, следовать за идеями, которые, на первый взгляд, не принесут немедленной или очевидной выгоды. А такие привычные критерии оценки интеллекта, как: кто больше запомнил, кто громче говорил на выступлении, кто первым дочитал книгу — сегодня мало что значат.

Будущее — это не люди против ИИ, а люди вместе с ИИ, который работу не отнимет — отнимет тот, кто его использует. Однако, применяя ИИ, не следует терять рассудок, от этого зависит интеллектуальная мышечная масса индивидов.

Общеизвестно, что «золотые» лихорадки гарантированно приносят впечатляющие дивиденды производителям компонентов, поддерживающей ее инфраструктуры, так и золотая лихорадка вокруг ИИ — катализатор гонки за финансирование.

Малое качество больших данныхДмитрий Волков

DOI: 10.51793/OS.2025.97.37.001