Согласно опросу, проведенному поставщиком ИИ-продуктов Writer, почти каждый третий сотрудник (31%) саботирует стратегию своей компании в области генеративного ИИ: 10% сотрудников искажают показатели эффективности, чтобы создать впечатление, что ИИ работает плохо, намеренно выдают результаты низкого качества, отказываются использовать инструменты генеративного ИИ или проходить соответствующее обучение; 27% вводят корпоративные данные в неутвержденные ИИ-сервисы; 20% используют сторонние инструменты искусственного интеллекта без одобрения компании; 16% знают о нарушениях безопасности, связанных с ИИ, но не сообщают о них. Ключевой причиной сопротивления становится страх перед увольнениями. Прямой саботаж встречается редко, но есть масса косвенных форм сопротивления: люди игнорируют рекомендации ИИ без объяснения причин; возвращаются к процессам, выполняемым вручную; намеренно используют ИИ, не стараясь добиться максимальной эффективности. Фактически речь идет о возврате к истории луддитов — природа человека не изменилась. Если руководство компании говорит людям, что они — ее самый ценный актив, а затем заменяет их на LLM, не стоит удивляться, что в ответ они отключают связь или скармливают модели ненужные данные. Что делать: честно говорить о целях внедрения ИИ, не маскируя сокращения под «цифровую трансформацию»; вовлекать сотрудников в процесс — прислушиваться к их мнению о том, где конкретно ИИ действительно позволяет извлекать выгоду; предлагать пути переобучения и роста — акцентировать внимание на том, что ИИ — инструмент поддержки; информировать сотрудников не только об особенностях ИИ, но и о юридических рисках, с тем чтобы все понимали последствия своих действий.