07.07.2010
ЗАО «Аркадия»: изменения в топ-менеджменте
Аркадий Григорьевич Хотин, основавший ЗАО «Аркадия» 17 лет назад, оставил пост руководителя компании. Теперь генеральным директором «Аркадии» будет Сергей Вячеславович Баклан, с 1998 года управлявший оперативной деятельностью компании на посту исполнительного директора. Аркадий Хотин будет участвовать в управлении компанией на уровне участия в определении стратегии развития как основной акционер.
По сути, данное событие лишь формально закрепляет те изменения, которые накопились за долгие годы роста. «Когда мы создавали «Аркадию», это был семейный бизнес,» — говорит Аркадий Хотин. — «У нас был домашний офис, 5 сотрудников и один клиент. За 17 лет многое изменилось — 160 сотрудников, большой офис в бизнес-центре, оборот в несколько миллионов долларов, много клиентов, проектов... Оперативное управление таким коллективом требует много сил и времени, а я в душе, пожалуй, в большей степени предприниматель, чем профессиональный управляющий. Мне интересно заниматься поиском новых ниш, партнёров, а бизнес-процессами и выстраиванием взаимоотношений с клиентами пусть занимаются профессионалы.»
Именно таким профессионалом и стал Сергей Вячеславович Баклан, который пришёл в компанию в 1998 году на пост исполнительного директора. До прихода в «Аркадию» он работал в крупных российских и международных корпорациях, где в его компетенцию входило руководство сертификацией и IT-менеджмент. Разработка ПО на заказ требует тщательного соблюдения конфиденциальности и интеллектуальных прав клиента, создания эффективного процесса взаимодействия с клиентом и управления качеством разработки, в то время как цена промахов может быть очень высока. Под руководством Баклана «Аркадия» в 2003 г. прошла сертификацию по ISO 9001:2000; в 2005 году получила статус Microsoft Certified Partner (c 2007 года — Microsoft Gold Certified Partner) и с тех пор ежегодно его подтверждает. Отзывы клиентов «Аркадии» и стабильный рост компании говорят о том, что руководству удаётся справляться с возникающими проблемами и превращать ошибки в бесценный опыт.
Сергей Баклан прокомментировал своё назначение: «Мы и дальше собираемся расти, находить новых клиентов, нанимать новых сотрудников. Конечно, сейчас стало немного труднее, однако 2009 год мы преодолели неплохо, даже с небольшим ростом — оборот составил 6,2 млн долларов США, что на 16 % больше, чем в прошлом году. Теперь наша цель — продолжать расти в существующей модели, так что в 2010 году мы планируем заняться активным поиском новых клиентов. При этом мы и дальше собираемся ориентироваться, в первую очередь, на Северную Европу — у нас там уже есть крупные клиенты, и мы имеем значительный опыт работы с этими странами.»
Действительно, 2009 год был непростым для российской индустрии разработки ПО. На недавнем заседании пресс-клуба НП «РУССОФТ», членом которого является «Аркадия», было объявлено, что совокупная выручка российских компаний занимающихся экспортом ПО и услугами по его разработке, в 2009 г. осталась на то же уровне, что и в 2008 г. — $ 2,65 млрд. Ранее этот показатель рос на 20-25 % в год. Руководители компаний-разработчиков ПО рассказали, что во многом это связано с тем, что объём продаж ПО в России в 2009 г. снизился. В этих условиях стратегия «Аркадии» — работа преимущественно с заказчиками из Европы и США — оказалась удачной и позволила сохранить положительный рост.
Все ключевые клиенты продолжили сотрудничество с «Аркадией» и в 2010 году — F-Secure (Финляндия, информационная безопасность), Aditro Group (Северная Европа, аутсорсинг бизнес процессов в области HR и бухгалтерии), it's learning (Норвегия, e-learning), SoftVelocity (США, инструменты разработки), UNI-C (Дания, образование и наука), Johnson & Johnson Pharmaceutical Research and Development, L.L.C. (США, медицинские исследования и разработки). Кроме того, в 2009 году «Аркадия» возобновила сотрудничество со Страховой компанией ERGO Русь и приобрела двух новых заказчиков — Banksurance.com (США) и НИПК «Электрон» (Россия).
Сложные условия работы и вынужденный переезд не заставили компанию отказаться от инвестиций в будущее — обучения сотрудников, участия в обучении студентов ИТМО по курсу «Тестирование ПО» и работы с зарубежными университетами. Кроме того, в 2009 году был проведён ряд мероприятий по укреплению маркетинговой составляющей бизнеса — организации бизнес-процессов в области продаж, проведению маркетинговых компаний, поиску новых стратегий и рынков. В частности, в ноябре «Аркадия» в сотрудничестве с финской компанией Prisma Consulting Oy организовала в Финляндии семинар «Agile и Nearshoring».