Компания «Р.О.С.Т.У.» завершила масштабный проект по разработке и внедрению в Мурманской области результативно-ориентированной системы управления деятельностью органов власти, учреждений и ресурсами, системы целеполагания Мурманской области.
Старт проекту был дан в ноябре 2010 года. Видимые и наиболее значимые результаты были получены уже к сентябрю 2011 года:
иерархическая система целей Мурманской области на базе «БИС-СБОР» – от стратегической цели региона до государственных услуг, работ, мероприятий, направленных на ее реализацию;
сформированный программно-целевым методом проект бюджета на 2012 год и плановый период.
Реализация проекта проходила под непосредственным контролем губернатора Мурманской области Д. В. Дмитриенко. Значимость и масштабность проекта также обусловили участие в нем в качестве главного куратора со стороны заказчика заместителя губернатора Мурманской области А. В. Ведерникова.
Основные участники проекта – публично-правовые образования области:
Мурманская область как субъект РФ;
город Мурманск – административный центр области;
муниципальные образования Мурманской области (шестнадцать муниципальных районов и городских округов).
В основную рабочую группу реализации проекта вошли: сотрудники Министерства финансов Мурманской области (министр финансов – Т. М. Поронова), сотрудники Министерства экономического развития Мурманской области (к моменту окончания проекта – министр экономического развития С. А. Агарков) и, безусловно, сотрудники компании «Р.О.С.Т.У.» (генеральный директор – Н. А. Меднова).
Изначально проект предполагал создание системы целеполагания на примере (и с участием) одного из наиболее активных участников реформ – Министерства образования Мурманской области.
Однако в ходе проекта стала очевидной необходимость комплексного (а не «лоскутного») подхода к построению системы целей (в корреляции от стратегических целей до услуг госучреждений) Мурманской области.
Соответственно было принято не простое, но как показала практика внедрения, наиболее эффективное решение об охвате проектом всех министерств (ведомств) Мурманской области, всех подведомственных им учреждений, включая сам аппарат Правительства Мурманской области, а также органы законодательной власти (аппарат областной Думы), избирательную комиссию.
Концептуально при создании новой системы управления регионом были приняты принципы:
• Взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования (через построение системы стратегических и ведомственных целей территории и ее взаимосвязи с целевыми программами и государственными заданиями);
• Взаимосвязи финансовых ресурсов с результатами деятельности органов власти и учреждений;
• Определения ответственных за достижение конкретных целевых показателей исполнителей.
Результатом проекта стал построенный с учетом данных принципов бизнес-процесс, который позволил на практике реализовать следующие задачи:
• Сформировать иерархическую систему стратегических и ведомственных целей региона с показателями их достижения;
• Сформировать целевые программы, увязанные с системой целей и сформированные в разрезе видов деятельности – услуг, работ, мероприятий и др.;
• Сформировать планы деятельности государственных учреждений, охватывающие все виды деятельности учреждений и увязанные с целевыми программами;
• Сформировать государственные задания на основе плана деятельности;
• Сформировать реестр государственных услуг, работ, публично-нормативных обязательств;
• Сформировать реестр расходных обязательств области, взаимосвязанный с видами деятельности органов власти, включенными в план деятельности;
• Рассчитать финансовое обеспечение по всем видам деятельности каждого органа власти и учреждения;
• Рассчитать финансовое обеспечение целевых программ и планов деятельности (госзаданий) государственных учреждений;
• Рассчитать стоимость государственных услуг;
• Сформировать бюджет (текстовая часть Закона о бюджете с приложениями) на основе программно-целевых принципов планирования, в том числе приложения в разрезе целевых программ, видов деятельности.
Реализованный компанией «Р.О.С.Т.У.» проект получил достойную оценку представителей федеральных органов власти, представителей финансовых органов субъектов РФ Северо-Западного федерального округа, а также представителей законодательных органов власти Мурманской области.
Отмечено, что Мурманская область является лидером по внедрению программно-целевых методов планирования и исполнения бюджета. В частности, такое мнение высказала заместитель министра финансов РФ Т. Г. Нестеренко журналистам по итогам межрегионального совещания, проходившего 27 января 2012 года в Правительстве Мурманской области. «Сегодня мы обсуждаем с представителями финансовых ведомств вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности государственных управлений с применением инструментов, на это влияющих. Мурманская область в этом отношении – лидер. Здесь очень много сделано с точки зрения перехода и формирования вопросов финансовой сферы в увязке с целями. Мы давно наблюдаем и изучаем опыт, наработки, сделанные профессионалами Мурманской области», – сказала Т. Г. Нестеренко.
Из выступления депутата Мурманской областной Думы Виктора Алексеевича Алешина:
«Мурманская область получила действенный инструмент повышения эффективности бюджетных расходов. Изначально были и споры, и недоверие, но дойдя до момента, когда провели депутатские слушания по каждой программе, вопрос целесообразности был снят. Каждое профильное министерство на комиссии делало доклад, мы вносили замечания, замечания учитывались. Правительство области получило очень хороший отклик депутатов. Работали много, предстоит сделать еще больше.» В заключение В. А. Алешин поблагодарил министерство экономики и министерство финансов области.
Ранее губернатор Мурманской области Д. В. Дмитриенко подчеркнул актуальность темы формирования программного бюджета, создания системы целеполагания, тезисно выделил основные результаты Мурманской области в этом направлении: «Впервые удалось связать стратегическое и бюджетное планирование, впервые – утвердить программный бюджет. Удельный вес программ – 99,3 % в общей структуре расходов бюджета. В результате практически каждый бюджетный рубль привязан к конкретной задаче. В области созданы условия для диалога между ветвями власти – законодательной и исполнительной. Впервые утверждение бюджета проходило оперативно, поправки депутатов были минимальны и носили исключительно конструктивный характер. Созданы условия и для прямого диалога общества и власти. В перспективе – сделать этот диалог интерактивным, открыть доступ к новой системе управления населению».
Таким образом, проекты компании «Р.О.С.Т.У.» комплексно решают самые актуальные задачи, встающие перед органами государственной власти и местного самоуправления.
Компания, сохраняя лидирующее положение, предлагает лучшие свои решения, выстраивая с заказчиками и партнерами эффективные долгосрочные отношения.
Залогом успеха компании является объединение с заказчиками интеллектуальных ресурсов и результатов в части создания работающих инструментов управления для органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Возможность интеграции знаний в данной области открывает новые обоюдные возможности роста и развития.