31 октября в Москве начался московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации». Именно на этом мероприятии генеральный директор компании KupiVIP Оскар Хартманн инициировал начало дискуссии, которая заняла умы многих представителей Рунета, связанных с электронной коммерцией, более чем на неделю. Оскар Хартманн высказал оригинальное мнение о том, что Россия сегодня в сегменте электронной коммерции похожа на огромную зону duty free, так как покупки за границей не облагаются таможенными платежами. «Я - за равные условия для всех каналов сбыта», - написал Хартманн в Facebook в ходе последовавшей дискуссии.
Еще больше внимания к поднятой теме привлекло заявление заместителя министра связи и массовых коммуникаций Дениса Свердлова. Как сообщил портал «Деловая среда», Свердлов видит корни основной проблемой российской электронной коммерции в том, что заказать за границей дешевле, чем купить в России. С точки зрения российских предпринимателей, занимающихся интернет-торговлей внутри страны, это неправильно. По словам Свердлова, в министерстве создана рабочая группа, которая обсуждает, как решить эту проблему.
1 ноября на сайте РИА Новости появилось официальное опровержение готовящихся изменений законодательства в отношении регулирования процесса совершения покупок в зарубежных интернет-магазинах для физических лиц. «Минкомсвязь России не выступало с инициативой принятия мер в области интернет-торговли зарубежных компаний на российском рынке», - сообщили представители пресс-службы Минкомсвязи. По словам сотрудников пресс-службы, слова Свердлова были неверно интерпретированы. Более того, в министерстве обратили внимание, что подобные вопросы вообще не входят в сферу компетенций замминистра. Однако существование рабочей группы в опровержении оспорено не было.
Ситуацию с регулированием покупок, совершаемых россиянами в интернет-магазинах за рубежом, возможные направления ее развития и последствия для российской зоны электронной коммерции прокомментировала Ольга Корнеева, директор по маркетингу процессингового центра PayOnline:
«Сегодня каждый россиянин может беспрепятственно совершать покупки в крупнейших американских, китайских, европейских интернет-магазинах на 40 тысяч рублей в месяц. Довольно значительная сумма, достаточная для того, чтобы обеспечить семью со средним уровнем доходов одеждой, техникой, обувью и многими другими товарами, которые за рубежом действительно можно купить по более выгодным ценам. Оценить объемы иностранных закупок, совершаемых гражданами России, невозможно. Однако известно, что уже в 2011 году в Россию поступило более 1,2 млн. международных посылок, содержащих товары, заказанные в зарубежных интернет-магазинах. А так как размер среднего чека по России в 2011 году составил около 3 300 рублей, то можно предположить, что российские пользователи заплатили более 3 млрд. рублей за онлайн покупки за пределами РФ. А эта сумма составляет немногим более 1 % от всего объема российского рынка электронной торговли. Но эксперты оценивают ситуацию иначе – по их мнению, в 2012 году на зарубежных интернет-площадках россиянами было приобретено товаров уже более чем на 10 миллиардов долларов.
В ситуации, развернувшейся на наших глазах в первых числах ноября, мне кажется особенно показательным не заявление представителя Минкомсвязи, а точки зрения участников рынка, высказанные по теме ограничения покупок, совершаемых россиянами в зарубежным интернет-магазинах.
С одной стороны мы слышим мнение о необходимости ограничения возможности совершения онлайн покупок за рубежом. Первым это мнение публично озвучил генеральный директор KupiVIP Оскар Хартманн. Его беспокойство связано, конечно, в первую очередь со спецификой бизнеса компании. Одним из самых популярных типов товаров, которые россияне заказывают за рубежом, являются именно «брендовые» вещи – ведь за границей они зачастую стоят в разы меньше. И российским компаниям-импортерам сложно вести с зарубежными интернет-магазинами ценовую войну. Российским компаниям приходится оплачивать 20% импортной пошлины и 18% НДС, что повышает стоимость товара почти в 1,5 раза. И это без учета дополнительных расходов на доставку, логистику и т.д. Решением проблемы Оскар считает снижение, а лучше – ликвидацию иностранных пошлин для предприятий.
Другое мнение высказал Виктор Долгов, генеральный директор российского представительства eBay. Как он заявил в интервью порталу Oborot.ru, наращивать популярность мы будем в первую очередь за счет длинного «хвоста» редких товаров. У нас покупают то, что невозможно найти в России. Так что, в некотором смысле, мы с ними будем не столько конкурировать, сколько вместе развивать рынок e-commerce.
Несмотря на разные акценты, представители крупнейших интернет-компаний говорят об одном и том же – российский рынок будет расти, если его потребителям предоставить максимально широкий ассортимент товаров по ценам, сравнимым с рыночными. Учитывая повышающийся интерес зарубежных участников рынка электронной коммерции к России и возрастающую техническую грамотность населения, государственным органам придется рано или поздно предпринять шаги, которые позволят россиянам совершать покупки в российских интернет-магазинах, а не платить за рубеж. Если ситуация не изменится, эксперты прогнозируют, что к 2015 году объем онлайн покупок, совершаемых россиянами за рубежом, может превысить 30 миллиардов долларов.
Заградительные меры и повышение налогов на покупки за рубежом не являются решением существующей проблемы. Принудить россиян покупать по завышенным ценам – не выход. Необходимы комплексные меры по созданию государством условий для развития российских игроков рынка электронной коммерции, в том числе - снижение таможенных пошлин и налогов. Однако по сообщению Минкомсвязи никаких законодательных изменений не готовится и не планируется. Поэтому строить предположения о том, какую позицию выберет государство по отношению к компаниям, реализующим в России импортные товары, сейчас еще рано. Сейчас нужно приложить совместные усилия для продвижения законодательных инициатив, которые буду способствовать развитию рынка, а не сдерживать рост потребительской активности среди россиян завышенными ценами на товары с высоким уровнем спроса».
Ольга Корнеева, директор по маркетингу,
sales@payonline.ru,
+7 (495) 666-22-80.
Источник: http://www.payonline.ru/news/ecommerce/248/