2 июля президент России Владимир Путин подписал закон о защите интеллектуальных прав в Интернете. Федеральный закон N187 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" вступит в силу уже 1 августа 2013 года. И хотя пока что действие закона коснется только видеофайлов (фильмы, сериалы и т.д.), депутаты пообещали, что к вопросу борьбы с пиратским распространением музыки и других типов материалов они вернутся осенью.
О том, как действие закона может коснуться сферы электронной коммерции, мы уже рассказывали в материале о наполнении сайтов интернет-магазинов «напарсенным» контентом (http://www.payonline.ru/news/ecommerce/406/). Дополнительно стоит подчеркнуть, что в кодекс об административных правонарушениях предлагалось внести поправки, предполагающие штрафы для граждан в размере 5 тысяч рублей, должностных лиц — 50 тысяч, а юридических лиц — от 300 тысяч до миллиона рублей. Так что уже сегодня становится очевидно, что всему Рунету придется подстраиваться под новые реалии, формируемые антипиратским законодательством.
Первым откликом на начавшиеся изменения стала «фича», разработанная компанией Microsoft. В начале этой недели в блоге поисковика Bing была опубликована информация о реализации новой опции - "Search by License". Она представляет собой дополнительный фильтр, помогающий найти изображения, официально разрешенные к публикации. Также в новой опции предусмотрена возможность связаться с правообладателями непосредственно через Bing и договориться об условиях размещения в случае, если необходимо именно то изображение, которое защищено авторским правом.
Пока в российской версии поисковой системы опция, позволяющая отсортировывать изображения, разрешенные к публикации, не появилась. Однако, учитывая, что уже подписан закон, касающийся видео, и не за горами контроль использования файлов других типов, эта «фича» была бы крайне полезна российским пользователям Интернета.
О новых возможностях поисковых систем и об изменениях, связанных с внесением изменений в законодательство в целом, рассуждает Ольга Корнеева, директор по маркетингу процессингового центра PayOnline:
«Какие бы мнения не высказывались относительно изменений в законодательстве о защите авторского права в Интернете, они происходят и при том происходят очень стремительно. Идея активной борьбы с пиратским контентом в сети была высказана лишь в конце мая этого года и вот сегодня мы имеет утвержденный и подписанный закон. Пока он касается только видеоматериалов, но если темпы внесения изменений в законодательство останутся прежними, уже осенью мы можем столкнуться с подобным регулированием и в отношении аудиоматериалов, изображений, текстов или других файлов.
Это всё напрямую касается интернет-магазинов, которым теперь необходимо особо тщательно и внимательно проверять контент, используемый для наполнения их сайтов. Неважно, по неосторожности, незнанию или невнимательности могли быть, например, залиты на сайт материалы, защищенные авторским правом – по отношению к нарушителям неизбежно будут применяться санкции. А эти меры могут предполагать и блокировку контента, и наложение штрафов, и, возможно даже, включение сайтов в черные списки. Так что новая опция, разработанная для поисковика Bing будет крайне полезна российским интернет-магазинам, да и в целом всем пользователям.
Так как активная борьба с пиратством только начинается, я полагаю, что для других поисковых систем скоро будут разработаны аналогичные опции, ведь интернет-сфера всегда быстро и гибко реагирует на изменение окружающих условий, будь то рыночные факторы или законодательство.
Однако хочу заметить, что если рано или поздно будут приняты такие поправки к законодательству, как запрет анонимайзеров или блокировка IP-адреса нарушителя, то простой фильтрации контента в поисковике будет недостаточно. Придется защищать себя от закона. Ведь может быть масса поводов для использования анонимайзеров – скажем, защита конфиденциальной информации. А при блокировке IP-адреса могут пострадать пользователи, не имеющие к пиратскому контенту никакого отношения, а просто оказавшиеся «рядом» с нарушителями.
Таким образом, остается только надеяться на разумность тех людей, от которых зависят изменения в нашем законодательстве. Потому что чрезмерные запреты и ограничения могут навредить или, как минимум, усложнить работу даже самых честных интернет-компаний, предоставив широкое поле деятельности для недобросовестных конкурентов. Например, недоброжелатели могут подставить конкурентов, «подкинув» им на сайт нелегальный контент с помощью форумов, комментариев, отзывов и так далее. Но это уже совсем другая история».
Ольга Корнеева, директор по маркетингу,
sales@payonline.ru,
+7 (495) 666-22-80.
Источник: http://www.payonline.ru/news/ecommerce/430/