Компания IKEA – крупнейший в мире продавец мебели и товаров для дома. В России она работает с 2000 года, сегодня в 11 крупнейших городах страны работает 14 магазинов, в 2015 году планируется открытие следующего магазина. Все магазины IKEA работают в торговых центрах МЕГА, которые также принадлежат IKEA. Компания динамично развивается на российском рынке: в 2012 финансовом году продажи компании выросли на 19%, а покупки совершили уже 61,5 млн. россиян. Выручка магазинов IKEA в 2012 году выросла на 30,9% до 69,5 млрд. руб.
Магазины IKEA не являются единственным источником дохода группы компаний IKEA в России. Компания является владельцем торговых центров МЕГА. Общая арендуемая площадь комплексов составляет около 2 млн. квадратных метров. Типичный торговый центр МЕГА располагает примерно 130 000 квадратных метров торговых площадей. Среднее число предприятий розничной торговли в каждом центре составляет около двухсот. Якорными арендаторами в каждом комплексе являются магазин ИКЕА, продовольственный гипермаркет и универмаг строительных и хозяйственных товаров. В 2012 году управляющая компания увеличила выручку на 19,5% до 23,8 млрд. руб.
Совокупная выручка двух компаний выросла на 27,7% до 93,4 млрд. руб. с 73,1 млрд. руб. в 2011 г. Оборот по итогам финансового года составил 284 млрд. руб.
Для российских покупателей уже много лет работает интернет-представительство компании IKEA, однако, ранее возможность оформить заказ онлайн отсутствовала. В 2013 году в качестве тестового проекта компания открыла первый интернет-магазин в Омске.
О том, каких вложений потребует проект, почему к открытию интернет-магазина компания пришла через 13 лет присутствия в России и какие перспективы для Рунета имеет выход в онлайн мебельного гиганта, рассуждает Ольга Корнеева, директор по маркетингу процессингового центра PayOnline:
«Пороговыми факторами для многих оффлайн-ритейлеров при выходе в Интернет была необходимость создания качественного каталога товаров с учетом широкого ассортимента, зачастую включающего сотни наименований продукции, и автоматизации товарооборота. Существует необходимость автоматизации учета наличия товаров на складах многочисленных оффлайн-магазинов. Вторым барьером является необходимость создания собственной службы доставки и развития логистики.
Для IKEA эти факторы не сыграли никакой роли, так как к моменту открытия интернет-магазина, компания осуществляла доставку товаров по городам присутствия с помощью собственной надежной службы доставки.
Сайт компании работает на домене www.ikea.ru уже не первый год, обладает отличным структурированным каталогом товаров, с возможностью запроса наличия интересующего товара в том или ином магазине IKEA. Отдельного внимания заслуживает контент сайта: качественные изображения и описания товаров, инструкции по сборке и эксплуатации. Сайт компании позволяет быстро найти необходимый товар, выбрать размер и цвет, комплектующие и дополняющие товары. Особенно привлекает внимание пользователя автоматически изменяющееся изображение товара, в зависимости от указанных пользователем параметров (размер, цвет, детали). Сайт подобного уровня не сложно превратить в интернет-магазин.
О службе доставки IKEA в СМИ появилась противоречивая информация: газета «Ведомости» сообщила, что «доставкой товаров из интернет-магазина займется компания-подрядчик (ее название не раскрывается)», а Интерфакс процитировал директора магазина "ИКЕА Омск" Айше Агекян: «У нас хорошо развита логистическая система, проблем с наличием товаров в магазине, как правило, не возникает. Это позволит доставлять заказанные товары в срок». Детали не известны пока никому, и, вероятно, будут оглашены только после окончания тестового полугодового периода работы омского интернет-магазина IKEA.
Осторожный подход к созданию интернет-представительства и развитию канала онлайн-продаж может быть связан с опасениями в переходе постоянных оффлайн-посетителей в онлайн и связанного с этим падения посещаемости торговых центров МЕГА, доходы от которых сопоставимы с доходами компании от магазинов IKEA.
Чем может обернуться для Рунета приход мебельного гиганта? IKEA может прочно занять нишу торговли мебелью и товарами для дома: стоимость доставки обещает быть низкой, а ассортимент магазина удобен для транспортировки – мебель, купленную в IKEA, клиент может собрать самостоятельно.
В рейтинге 200 крупнейших интернет-магазинов Рунета были представлены 6 онлайн-продавцов мебели: www.homeme.ru, www.divano.ru, www.shatura.com, www.stokdivanov.ru, www.stolplit.ru, www.mnogomeb.ru. Самый высокий оборот в 104 млн. рублей в месяц или 1,25 млрд. рублей в год демонстрирует www.homeme.ru. Оборот же IKEA в России в 2012 году составил 284 млрд. рублей. Даже если разделить его пополам, так как примерно половину оборота дают торговые центры МЕГА, обороты 14 мебельных магазинов составят порядка 140 млрд. рублей. И если хотя бы 10% существующих клиентов IKEA станет пользователями онлайн версии магазина, мы получим игрока с оборотом в 14 млрд. рублей.
В крупных городах, где IKEA уже присутствует, востребованность интернет-магазина будет высока за счет возможности экономии времени: чаще всего огромные, до 150 000 квадратных метров, торговые центры выносят за пределы города – и добраться до них достаточно проблематично.
Однако, основной рост пользователей интернет-магазина, на мой взгляд, стоит ждать в городах и населенных пунктах, в которых магазины IKEA не представлены. На это указывает наличие множества предприятий, занимающихся перепродажей товаров IKEA с огромными наценками, часто превышающими 100%. Тем не менее, их товары пользуются спросом среди населения, так как продукция IKEA характеризуется сочетанием «цена – качество».
Полноценный запуск онлайн версии IKEA с доставкой по России может привести к молниеносному вхождению IKEA в лидеры рынка электронной коммерции Рунета и кардинальному изменению в сегменте торговли мебелью, предметами интерьера и посудой онлайн. Остается дождаться начала 2014 года, когда завершится время тестовой работы омского интернет-магазина. И, возможно, после нового года на небосводе российского онлайн-ритейла загорится новая звезда».
Ольга Корнеева, директор по маркетингу,
sales@payonline.ru,
+7 (495) 666-22-80.
Источник: http://www.payonline.ru/news/ecommerce/436/