24.02.2014
Итоги 2013 года: SAS Россия/СНГ активно увеличивает свою долю на растущем рынке бизнес-аналитики
На фоне продолжающегося замедления темпов роста российского ИТ-рынка (по последним прогнозам IDC, 7% в 2013 г. и по 6% до 2017 г.), одним из драйверов рынка является сегмент ПО (он преодолеет планку в 10%), в котором особое место занимают системы класса «бизнес-аналитика». «Хотя официальные данные еще не объявлены, мы можем констатировать некоторое снижение темпов увеличения лицензионных продаж в среднем по аналитическим системам, на фоне которого наша компания показала более высокую скорость роста выручки в 2013 году, чем в предыдущем, в разы превысив средний показатель по рынку и таким образом, еще больше увеличив свою долю присутствия в России и странах СНГ, – комментирует итоги прошедшего года Валерий Панкратов, генеральный директор SAS Россия/СНГ. –
Мы наблюдаем исключительную лояльность наших клиентов, большинство из которых – крупные организации финансового, государственного, телекоммуникационного и топливно-энергетического секторов. Они всё активнее используют огромные возможности аналитики для обработки и анализа постоянно растущего потока разнородной информации – это позволяет им принимать стратегические решения для самых разных направлений своего бизнеса. Такая тенденция даёт уверенность в том, что в ближайшие 3-4 года недостаточно насыщенный российский рынок аналитики будет развиваться быстрее, чем глобальный, и гораздо более высокими темпами, чем рынок ПО в целом».
Основные направления развития
Компания SAS продолжила активно развивать стратегические направления углубленной аналитики, в которых она является абсолютным мировым лидером с долей рынка в 36,2 процента, по оценке IDC. «Рекордный показатель выручки в 3,02 млрд долларов в 2013 году был достигнут во многом благодаря концентрации на инструментах работы с большими данными на базе технологий высокопроизводительной аналитики (High Performance Analytics), на инструментах визуализации, доступных теперь и для всех видов мобильных устройств (Visual Analytics), на самых востребованных заказчиками отраслевых бизнес-задачах, – объясняет Джим Гуднайт (Jim Goodnight), глава и владелец SAS. – Всё большее число компаний по всему миру рассматривают лавинообразно растущий поток данных не как проблему, а как ценнейший актив для ежедневного анализа состояния бизнеса и принятия обоснованных решений, и аналитика становится де-факто элементом корпоративной бизнес-культуры».
Доход компании вырос во всех регионах, по всем основным категориям продуктов и отраслей. Особенно можно выделить увеличение выручки по решениям для обнаружения и предотвращения мошенничества (на 44% по всем индустриям), направлению Business Intelligence, включая визуализацию больших данных (19,6%), в области энергетики и нефтегаза (18%), здравоохранения (17%), для финансовых рынков (16%).
Продолжая традицию, компания SAS инвестировала 25% своего дохода в исследования и разработки. Среди новых направлений, вызывающих особый интерес заказчиков, выделяются:
• Средства высокоскоростной обработки и визуализации данных – это новый класс продуктов для сверхбыстрого (вплоть до режима реального времени) и точного анализа данных любого объема. В 2013 году во всем мире наблюдался взрывной интерес заказчиков к флагманскому продукту SAS Visual Analytics: было продано более 1400 лицензий, и спрос продолжает увеличиваться.
• Комплекс продуктов и технологий для управления данными – Data Management. Концепция единого подхода к управлению данными в масштабах предприятия реализована в решении SAS Data Governance.
• Новая версия платформы – SAS 9.4. Оценить достоинства новой версии и получить от нее больший эффект смогут не только ИТ-специалисты, но и конечные пользователи из бизнес-подразделений. С выходом SAS 9.4 пользователи получили самую современную платформу с потенциалом развития в несколько лет. Переход на нее не потребует дополнительных лицензионных платежей.
Высокое качество, широкую функциональность и надежность решений SAS оценили 70 тысяч организаций в 139 странах мира, а также ведущие независимые аналитические агентства, включившие SAS в квадранты лидеров в основных, стратегически важных категориях: средства углубленной аналитики для работы с большими данными (в том числе, инструменты для визуализации), инструменты управления данными, включая контроль их качества, решения для клиентской аналитики и управления многоканальными маркетинговыми кампаниями, интегрированного управления рисками в масштабах предприятия, борьбы с мошенничеством и др.
В 2013 году компания SAS заняла высшие позиции сразу в 2-х рейтингах Forrester Wave: «Решения прогнозной аналитики для работы с “большими данными” (Big Data Predictive Analytics Solutions) и «Корпоративные решения для противодействия мошенничеству» (Forrester Wave: Enterprise Fraud Management). В первом из них отмечена «богатая функциональность решений SAS, а также широта и глубина проработки задач, связанных с “большими данными”: в общей сложности SAS представила на суд исследователей самый обширный портфель разработок – 26 различных продуктов. Во втором исследовании – Forrester Wave: Enterprise Fraud Management – рассмотрены решения от восьми производителей. Среди важных требований были функционал для управления процессом расследования подозрительных случаев и возможность выявления случаев мошенничества, совершаемого на любой стадии жизненного цикла контрагента и по различным каналам – от веб-сайта до стойки продаж.
Агентство Chartis Research в ежегодном отчете Credit Risk Management Systems for the Banking Book 2013, посвященном исследованию лучших на рынке решений для комплексного управления кредитными рисками в банках, объявило SAS абсолютным лидером – и с точки зрения полноты предложения, и потенциальной доли на рынке.
В декабре 2013 г. аналитики Forrester также включили компанию SAS в квадрант лидеров среди разработчиков инструментов Business Intelligence и Аналитической платформы (Enterprise BI Platforms). Они особенно выделили три BI-продукта: SAS Visual Analytics, SAS Enterprise BI Server и SAS Office Analytics.
Расширение и усложнение бизнес-задач повлекло за собой и дальнейший рост численности компании: число ее сотрудников уже превысило 13 700 человек и продолжает увеличиваться. Высокое признание получила и корпоративная культура SAS, известная во всем мире. Компания стабильно занимает лидирующие позиции среди ведущих работодателей – как в мире, так и в отдельных странах. С 1998 года – момента выхода первого рейтинга журнала FORTUNE «100 Best Companies to Work For» – она 11 раз попадала в Топ-10 списка, причем два раза (в 2010 и 2011 гг.) занимала ПЕРВОЕ место, а по итогам 2012 и 2013 гг. стала серебряным призером. Также SAS третий год подряд занимает верхние строчки в престижном международном рейтинге института Great Place to Work® и входит в число 25-ти лучших международных работодателей мира.
SAS в России и странах СНГ: итоги и планы
«Российский рынок бизнес-аналитики по-прежнему остается одним из самых быстро растущих и перспективных среди всех ИТ-направлений, и мы рады, что рост наших доходов заметно превышает среднерыночные показатели. В этом году вклад нашего коллектива в общий доход SAS стал еще более весомым: в Европе по абсолютному показателю выручки мы продолжаем уверенно наращивать свою долю, существенно обгоняя темпы роста в среднем по компании, – комментирует Валерий Панкратов. – Это был год быстрого роста, и увеличившиеся потребности заказчиков вызвали необходимость привлечения новых кадров: за год штат нашей компании увеличился в полтора раза».
С развитием новых технологий расширяется список отраслей, постоянно использующих аналитику, и она становится массовой. Это показал осенний SAS Forum Russia 2013, крупнейшая в Россия и СНГ тематическая конференция, которая в этом году собрала рекордное количество участников – более 650 человек, представляющих различные индустрии и государственные институты. Тематика и состав участников как зеркало отражают основные тенденции рынка.
Прорывным минувший год стал для направления клиентской аналитики и автоматизации маркетинговых кампаний. Как отметили в штаб-квартире, компания SAS Россия/СНГ стала лидером по продажам интегрированных систем управления маркетингом (IMM) в абсолютном выражении по всему региону EMEA и Asia Pacific. Это говорит о том, что фокус на клиентов и их интересы становится де-факто приоритетом №1 для многих передовых компаний финансового, телекоммуникационного и других секторов российского бизнеса.
Серьезное развитие получило направление интегрированного управления рисками, причем в организациях разной отраслевой направленности. Объявленный регулятором переход банков на стандарты Базеля III и Базеля II предполагает введение целого ряда параметров для существенного увеличения устойчивости банковской системы, в частности, показателя краткосрочной ликвидности. Среди клиентов SAS есть передовые банки, которые уже реализовали расчёт коэффициентов ликвидности.
Ориентируясь на интересы заказчиков, компания открыла новое направление – борьбы с мошенничеством и отмыванием доходов, полученных преступным путем. Востребованность этих решений сегодня высока и катализируется созданным российским мегарелулятором. Первые проекты компании по антифроду уже идут в двух крупных российских банках.
Финансовый сектор по-прежнему остается доминирующим в компании – как по числу проектов, так и по объему продаж. Клиентами компании сегодня являются около 50-ти крупных банков, в том числе, вся первая российская «десятка». В 2013 году компания достигла нового рекорда по количеству банков в России и СНГ, использующих SAS для построения рейтинговых моделей кредитного риска: 36 клиентов. Так, к списку пользователей таких решений присоединились Банк ВТБ, Лето-Банк, Восточный Экспресс Банк, Группа «Лайф», Локо-Банк. Успешно завершены первые этапы Базельских проектов в Сбербанке и первые этапы проектов по управлению операционными рисками в Банке ВТБ и Пробизнесбанке. В банке «Открытие», Московском кредитном банке, «Лето-Банке» внедрена система SAS Real-Time Decision Manager (RTDM), что позволило им наладить бесперебойную работу кредитного конвейера и ускорить рассмотрение кредитных заявок.
По-прежнему крайне востребованным для банков остаётся направление IMM. Так, в Альфа-Банке, ЮниКредит Банке, в банке Хоум Кредит энд Финанс, Ситибанке, БИНБАНКе и других кредитных организациях продолжилось развитие систем аналитического CRM – подключение новых модулей и интеграция с другими операционными системами. В частности, Альфа-Банк в 2013 году приступил к внедрению решения для оптимизации целевого маркетинга SAS Marketing Optimization. Молодой, входящий в группу ВТБ, «Лето-Банк» для автоматизации аналитического CRM также выбрал решения SAS. В ходе проекта система SAS Campaign Management была интегрирована с работающей на стороне рисков системой SAS RTDM, что позволило создать единый контур для управления рисками и маркетинговыми активностями.
Новым трендом, наметившимся в 2013 году, является активное использование аналитики самыми передовыми микрофинансовыми организациям, в том числе, компанией «Домашние деньги». Развивалось также сотрудничество с известными коллекторскими агентствами.
Важное место традиционно занимали проекты с телекоммуникационными компаниями. Среди наиболее ярких проектов можно отметить, например, внедрение решения SAS для автоматизации целевого маркетинга в компании «Ростелеком».
Все больше инструментами SAS интересуются различные госструктуры: ведомства, регуляторы и госкомпании. Наблюдается серьезный рост интереса к обработке и анализу больших объемов данных, в том числе, неструктурированных. Среди важнейших реализованных в 2013 году проектов в этом сегменте рынка – внедрение аналитики SAS в Банке России с целью анализа временных рядов для решения задач департамента финансовой стабильности. В 2013 году на базе текстовой аналитики SAS уже были запущены в эксплуатацию несколько решений, которые используются в том числе для мониторинга интернета.
Получило дальнейшее развитие и сотрудничество со старейшим заказчиком – «Российскими железными дорогами». В 2013 году, в условиях сильного роста конкуренции на рынке перевозок, фокус был сделан на задачи для повышения доходности, улучшения распределения вычислительной нагрузки, для оптимизации заказов на грузоперевозки, а также на направление стратегического управления и отчетности (в частности, на инструменты привязки стратегии компании к текущим бизнес-процессам и управления на базе ключевых показателей эффективности – KPI). Такие проекты уже идут.
Хорошими темпами идет внедрение инструментов высокопроизводительной аналитики SAS: после успешного завершения пилотных проектов начались внедрения в банке «ВТБ24», ЮниКредит Банке, НИАЭП (госкорпорация «Росатом») и других компаниях. «Появилась реальная потребность в высокопроизводительной аналитике и аналитических инструментах для конечных пользователей. Руководители разных уровней хотят быстрее получать нужную информацию, причем в наглядной и простой форме, быстрее принимать решения, – констатирует Валерий Панкратов. – Это подтверждается хорошими результатами первого года продаж SAS Visual Analytics, с которым мы связываем много ожиданий в текущем году».
Очень успешно развивался бизнес компании в Украине: был достигнут многократный рост выручки по сравнению с предыдущими годами. Он обусловлен рядом серьезных проектов в таких крупных банках, как Дельта Банк, Приватбанк, Ренессанс Кредит, в новом банке BitBank, организациях других отраслей. Наряду со спросом на традиционные направления аналитики, наметился рост заинтересованности заказчиков в решениях по антифроду и текстовой аналитике. Открылось также направление собственного консалтинга в Украине, которое уже работает над рядом проектов. Численность украинского офиса выросла в два раза.
Позитивный бизнес-опыт в Украине, изучение потребностей в аналитике и в других странах СНГ, а также ряд успешных проектов в крупной нефтедобывающей компании «КазМунайГаз» позволяют рассматривать Казахстан как еще один перспективный рынок для SAS Россия/СНГ, в связи с чем планируется открытие офиса компании и в этом регионе.
SAS Россия/СНГ продолжает интенсивно развивать собственный консалтинг, расширяя экспертизу и наращивая количество выполненных проектов. «Объем выручки от услуг, предоставляемых нашими консультантами, вырос на 60% относительно 2012 года, – констатирует Роман Лелеков, директор департамента профессиональных услуг SAS Россия/СНГ. В минувшем году компания продолжила развивать услугу Quality Assurance по контролю качества работ, выполняемых партнерами SAS. Если в 2012 году было реализовано два таких проекта, то в 2013 году уже семь».
Поддерживая добрую традицию компании во многих странах, SAS Россия/СНГ активно развивала Академическую программу: в 2013 году к ней присоединились такие престижные российские учебные заведения, как факультет ВМК Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет и Российская экономическая школа. В Украине новыми участниками академической программы стали Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина, Украинская Академия банковского дела Национального Банка Украины и Международный университет финансов в Киеве. В Казахстане – «Назарбаев Университет». Среди студентов, аспирантов и научных сотрудников ВУЗов впервые был проведен конкурс научных работ, выполненных с использованием аналитических инструментов SAS.
Работа в компании SAS является престижной и интересной для сотрудников. Недаром в 2013 году SAS Россия/СНГ, впервые приняв участие в международном рейтинге «Лучшие работодатели, Россия 2013», сразу вошла в тройку лидеров. Исследование «Best Employers Study» проводилось компанией Axes Management по методике и при участии Aon Hewitt с февраля по сентябрь 2013 года, а результаты были объявлены 27 ноября 2013 г. в Москве. Основным показателем явилась высокая вовлеченность команды – от рядовых сотрудников до топ-менеджеров.