26.06.2014
Высокопроизводительная аналитика стала наглядной, мобильной и доступной
Сегодня, в условиях жесткой конкуренции, компаниям необходимо быть мобильными и гибкими, поэтому умение быстро принимать правильные и эффективные решения становится одним из главных преимуществ на рынке. Бизнес-завтрак «Визуализация в действии», проведенный недавно в Москве компанией SAS Россия/СНГ, ясно показал, что интерес к визуальной аналитике продолжает расти. Инструменты визуальной аналитики SAS обладают впечатляющим функционалом, позволяют широкому кругу бизнес-пользователей быстро и точно анализировать данные любого объема – недаром они активно внедряются по всему миру, находя применение в различных отраслях экономики. Это нашло отражение и в составе участников мероприятия – его посетили более 70-ти представителей финансовых, телекоммуникационных, нефтегазовых и энергетических организаций, а также ритейла и государственных структур.
«Наглядность, мобильность, гибкость, высокая скорость принятия решений и доступность аналитических инструментов для бизнес-пользователей – глобальный тренд, которому сегодня следуют компании во всем мире, – отмечает актуальность темы Алексей Мещеряков, руководитель направления платформенных решений компании SAS Россия/СНГ. – Это подтверждается и внутренней статистикой компании SAS: число проданных лицензий на наш продукт SAS Visual Analytics (SAS VA), выпущенный на рынок всего два года назад, уже измеряется тысячами. Лидерами по приобретению лицензий в мире являются компании финансового направления, телекома, ритейла, а также реального сектора и государственных структур. В России ведущие предприятия также осознали актуальность и важность данного тренда, мы видим это по активности наших заказчиков, например, ВТБ24».
О преимуществах визуального способа извлечения знаний из больших данных и о международном опыте внедрения SAS Visual Analytics в разных отраслях рассказал Ананд Читаль (Anand Chitale), главный консультант центра экспертизы SAS по аналитической платформе. Одним из ярких примеров стал проект с ведущим телекоммуникационным оператором Италии – Telecom Italia. В рамках программы повышения качества обслуживания абонентов мобильной связи, направленной на удержание клиентов, требовалось понять, каким образом используются ресурсы, и обеспечить мониторинг состояния телекоммуникационной сети. Раньше контроль над работой сети и проверка качества предоставляемых услуг осуществлялись в разных системах, поэтому оперативно извлечь полезную информацию из огромного объема разнообразных данных было практически невозможно. Внедрив решение SAS Visual Analytics, Telecom Italia смогла анализировать покрытие в конкретных регионах и планировать возможные варианты действий: например, что выгоднее - купить или построить требуемые мощности, принимая во внимание сроки, стоимость и прогнозируемые выгоды. В частности, теперь оператор может изучать поведение клиентов и на основе прогнозных моделей предвидеть, каким будет спрос и какой будет доходность тех или иных услуг после инвестиций в развитие территории. В настоящее время Telecom Italia подключает к работе в SAS VA другие направления, расширяя круг решаемых задач и пользователей системы.
Другой клиент SAS – UniCredit Group – ставил цели по управлению рисками и успешному выходу на новые рынки. Для этого банку нужно было получить не только централизованный инструмент отчетности и анализа, но и единые достоверные данные, а также выстроить процесс управления этими данными. Используя решение SAS, заказчик успешно решил поставленную задачу, при этом бизнес-пользователи получили доступ к достоверным данным и удобный инструмент для их визуального анализа. Кроме того, в рамках проекта была реализована сервисная модель поддержки процесса отчетности, которая соответствует современным методикам управления данными – Data Governance. Количество пользователей SAS VA в UniCredit Group в настоящий момент превысило 1000, а к концу 2014 года планируется их удвоение и рост объемов анализируемых данных до 3 терабайт.
Решение SAS VA широко используется и государственными учреждениями, например, в Дании – для анализа закупок бюджетных организаций. Европейское законодательство достаточно жестко регламентирует правила расходования средств налогоплательщиков, поэтому организации должны тщательно контролировать собственные расходы. Несмотря на то, что данные ведутся в стандартной электронной форме, их обработка и анализ осуществлялись исключительно вручную. На базе серверов датского офиса SAS, выделенных под данную задачу, было создано комплексное решение для сбора, хранения, анализа и отчетности по закупкам. Одной из проблем, которая затрудняла использование данных по расходам, являлось неудовлетворительное качество самих данных, поэтому важным компонентом решения стал инструмент по очистке данных SAS Data Quality, который позволил получить полную и достоверную информацию. Теперь муниципалитетам и другим государственным учреждениям Дании «по подписке» (SaaS) может быть предоставлен доступ к данному решению. С его помощью они получают возможность быстро обрабатывать свои данные и представлять их в преднастроенных отчетах SAS VA, а также анализировать и строить собственные. Решение уже используется 40 муниципалитетами и другими государственными структурами не только Дании, но и Норвегии. Оно позволяет не только отказаться от бумажной работы, но и в наглядной форме анализировать закупки, повышать прозрачность проведения тендеров и уровень работы с поставщиками.
Опытом внедрения SAS VA в России поделился Олег Амурский, руководитель центра бизнес-аналитики банка ВТБ24. Он рассказал о проекте «Big Data от SAS», который стал победителем ежегодной премии в области инноваций и достижений финансовой отрасли «Банковская сфера 2013» в номинации «Внедрение года». Утвержденная стратегия развития банка, подразумевающая существенный рост эффективности, вместе с конкурентным и быстро меняющимся волатильным рынком требуют от руководства всех уровней более оперативного мониторинга, анализа и принятия решений. Для выполнения этой стратегии банк полтора года назад принял решение опробовать систему SAS Visual Analytics. В рамках «пилота» были проанализированы клиентские сегменты с точки зрения наращивания их потенциала и прибыльности, определены те узкие сегменты, которые приносят максимальную прибыль, и для них выявлены возможности развития продуктов и услуг. Сегодня в ВТБ24 именно эти сегменты признаны наиболее прибыльными и приоритетными для развития. Летом 2013 года был расширен список анализируемых характеристик и реализован более глубокий анализ по кредитному и депозитному портфелям. Если раньше от идеи построения сложного отчета до ее реализации проходило около месяца, то теперь, при наличии необходимых данных, достаточно одного-двух часов, максимум — одного дня. Банк получил возможность в реальном времени анализировать большие объемы данных в различных разрезах, а также переходить от агрегатов высокого уровня к детальным данным. Докладчик также рекомендовал использовать проектный подход и уделять внимание сайзингу оборудования.
Другие участники также отметили важность визуализации аналитики. «Поднятая на сегодняшнем мероприятии тема в первую очередь актуальна для банков и телеком-компаний, так как именно они накопили наибольшие объемы данных, – считает Андрей Руднев, начальник отдела кредитных решений и математического моделирования КБ «ИНТЕРКОММЕРЦ». – Визуальное представление данных очень важно, оно позволяет пользователю быстро анализировать и выявлять даже скрытые закономерности. SAS Visual Analytics – это удобный инструмент для проверки гипотез по принятию решений, который может применяться для любых задач компании: для целевого маркетинга, управления рисками, выявления и предотвращения мошенничества, для внутреннего контроля в банке».
Эксперты SAS провели демонстрацию работы решения SAS VA и образно рассказали об особенностях его использования Так, Павел Бабурин выделил основные качества, которыми должен обладать инструмент для визуализации и которые реализованы в SAS VA – это скорость, простота и функциональность. Cравнив приложения, входящие в состав решения, со сплоченной командой супергероев, он отметил аналитические возможности «находчивого Explorer’a» (приложения для визуального анализа данных) и «ловкого Designer’a» (для создания интерактивных панелей и отчетов). Их доступный интерфейс, в сочетании с технологией моментальной обработки данных в оперативной памяти, позволяет бизнес-пользователям легко анализировать данные любого объема.
На примере открытой статистики игр хоккейной сборной России Елена Удовиченко раскрыла основные правила визуализации: простота, наглядность, однозначность результатов. Именно они облегчают работу аналитика и дают ему возможность делиться полученным результатом. Главное – фокусироваться на информации, выбрав оптимальную форму для ее восприятия (подходящие типы графиков, цветовую палитру, согласованные шрифты и пр.). Даже стандартные настройки SAS VA позволяют получить хорошее наглядное представление, в том числе, благодаря функции автоматического выбора диаграммы.
Свое мнение высказали и другие участники мероприятия, рассказавшие о специфике применения аналитики в своих отраслях и организациях. «Тенденции современного бизнеса сводятся к мобильности и гибкости. Проблема многих организаций заключается в том, что конечный бизнес-пользователь, когда ему нужно получить отчет или проанализировать данные, должен сначала идти в отдел ИТ, что значительно увеличивает сроки и тем самым снижает конкурентоспособность компании на рынке, – комментирует Сергей Сотниченко, руководитель управления хранилищ данных и отчетности Банка “Тинькофф Кредитные Системы”. – Сегодня бизнесу необходима возможность самостоятельно анализировать данные, в том числе, большого объема. Банковский рынок в России достаточно насыщен, банки вынуждены жестко конкурировать между собой. Поэтому бизнес, который видит свои данные и умеет их визуализировать максимально быстро и эффективно, получает большое преимущество».
«О визуальной аналитике, конечно, все слышали, но по-прежнему многие еще используют Excel и PowerPoint. Переломить эту тенденцию нелегко, – рассказал Александр Сафонов, старший менеджер проектов Tele2. – При проведении тендера мы познакомились с продуктом SAS Visual Analytics, который, по нашему мнению, практически не имеет аналогов на рынке: он помогает без лишних сложностей увидеть взаимосвязи в данных прямо на наглядных графиках, не прибегая к анализу и сверке цифр в таблицах. Еще одна удобная и необычная функция – интерактивное исследование данных, она даже позволяет “проигрывать” данные как видео и наглядно видеть динамику их изменения по тому или иному показателю. Просто взглянув на экран, можно понять, что происходило с товарными запасами, с качеством сети (где были провалы, нехватка ёмкости и пр.), как это в целом повлияло на абонентов и что нужно сделать, чтобы уменьшить их отток».
Компания SAS постоянно совершенствует свое решение для визуализации данных. Обновление продукта проводится дважды в год. Новая версия решения SAS Visual Analytics будет доступна уже в сентябре этого года.