Внедряя программы контроля сотрудников, компании-клиенты, наряду с техническими вопросами, задают вопросы о мотивации персонала, процессе внедрения системы контроля сотрудников  и знакомстве работников с нововведениями. Помимо рекомендаций, приведенных в статье «Как внедрить систему контроля сотрудников и не потерять работников?», специалисты CrocoTime рекомендуют один простой и эффективный метод – перевод отношений с работниками из рыночных в социальные.

Мотивация

Хоторнский эксперимент показал, что контроль сотрудников со стороны руководства – мотивирует персонал на более эффективную работу (не будем брать в расчет патологических лентяев). Среди большинства работодателей бытует мнение, что, кроме контроля сотрудников, лучше всего мотивирует материальное стимулирование.  Заметим, что материальные стимулы – не панацея, а в некоторых случаях – совсем наоборот.

«Если теща пригласила вас на праздничный ужин, а после ужина вы поблагодарите ее и спросите, сколько вы ей должны, как она отреагирует? – спрашивает Дэн Ариэли в книге «Предсказуемая иррациональность», – Скорее всего, она очень обидится. Но, если вы принесете бутылку вина к столу, ее с удовольствием примут. Предложив презент, а не деньги, вы демонстрируете связывающие вас дружеские отношения». Этим примером Аэрли иллюстрирует различие между рыночным и социальным договорами с сотрудниками и показывает преимущество социального над рыночным.

Если в человеческие отношения вмешиваются деньги, изменяется сама их природа — они превращаются в сделку, которая строится на неустойчивой финансовой основе.

Оценить по достоинству

Руководители часто недооценивают значимость социальных норм, а ведь социальные отношения не требуют крупных затрат,  а действуют, часто, более эффективно. Итак, если контроль сотрудников и финансовые стимулы уже используются, но руководители хотят еще больше «подстегнуть» мотивацию, нужно строить с работниками социальные отношения, показывать заботу и заинтересованность в них.

Рекомендации специалистов системы контроля сотрудников CrocoTime:

 – Пишите письма

Потратьте время на написание адресных и максимально персонализированных писем для ключевых сотрудников.  Приурочить их можно к празднику, годовщине, завершению важного проекта… Руководители крупнейших компаний мира подтверждают эффективность этого метода. Более того, некоторые из них пишут не только сотрудникам, но, например их женам или родителям.

– Дарите мини-подарки

Менеджеры часто недооценивают символические жесты. Бутылка шампанского в подарок к празднику или сувенир с именной гравировкой в завершении проекта не обойдутся компании в баснословную сумму, а сотрудники оценят внимание.

– Говорите

Пожалуй, самое простое правило — не забывать, что сильнее всего могут мотивировать слова. Как выразился Сэм Уолтон, основатель Walmart, «ничто не может заменить нескольких хорошо подобранных, своевременных и искренних слов похвалы. Они ничего не стоят, хотя и дороже любого состояния».

Выводы:

Контроль сотрудников необходим и руководителю, и самому сотруднику. Контроль сотрудников стимулирует персонал к более качественной работе, улучшает трудовую дисциплину, помогает систематизировать данные учета рабочего времени и правильно начислять заработную плату.  Однако, чрезмерный контроль сотрудников может отрицательно сказаться на мотивации. Здесь необходимо грамотное сочетание лояльного  контроля сотрудников и материальной и нематериальной мотивации.

Примером лояльной и функциональной системы контроля сотрудников является CrocoTime: она не мониторит личную переписку, не делает скриншотов, не следит за сотрудниками через веб-камеры. Между тем, вся информация о продуктивном и непродуктивном времени легко доступна для руководителя: он может детально по каждому сотруднику или в целом по отделу посмотреть: какими программами пользуется сотрудник, какие ресурсы просматривает, сколько тратит на перекуры и чаепития и т.д.