10.11.2014
Как встроить риск-менеджмент в работу ситуационных центров?
Сегодня ситуационным центрам (как государственного, так и ведомственного подчинения) необходимо оперативно и обоснованно решать всё более сложные и разнообразные задачи: собирать и анализировать разнородные данные, эффективно распределять и привлекать ресурсы, просчитывать различные сценарии развития непредвиденных ситуаций и вырабатывать оптимальные стратегии реагирования. Многие из этих задач успешно решаются с помощью методов риск-менеджмента, поэтому целесообразно использовать апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя на практике аналитические инструменты для организации работы ситуационных центров. Такую идею предложила компания SAS Россия/СНГ на ежегодной конференции «Система распределенных ситуационных центров», выступив в качестве ее официального Партнера.
Конференция, организованная Федеральной службой охраны России и Издательским домом Connect при поддержке Воронежского института правительственной связи (филиала) Академии ФСО России, состоялась 16-17 октября в Воронеже. Мероприятие, целью которого стала выработка системного подхода к созданию системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ), посетили более 350 человек; в числе участников – представители почти 40 федеральных и региональных органов власти из более чем 50 субъектов Российской Федерации, академических институтов РАН, госкорпораций, компаний-разработчиков и поставщиков оборудования и ПО, а также ИТ-сообщества.
Среди основных тем конференции – технологические вопросы работы ситуационных центров и организация их бесперебойной работы. «Системы риск-менеджмента используются как в коммерческих, так и в государственных организациях, и столь же разумно использовать их для решения задач ситуационных центров, – убежден Дмитрий Коновалов, эксперт SAS Россия/СНГ по управлению рисками. – Любая организация постоянно сталкивается с неопределенностью и вытекающими из неё последствиями, и в связи с этим нуждается в постоянном обеспечении непрерывности, надежности, в прогнозировании развития ситуации и умении правильно реагировать. Методы риск-менеджмента позволяют выстроить полную цепочку действий по разработке сценариев рисковых событий, их предотвращению, а случае реализации – по оперативному реагированию. Все эти задачи можно комплексно решать с помощью аналитических инструментов».
Для организации эффективной работы ситуационных центров SAS предлагает набор решений, который позволяет оптимизировать весь цикл управления рисками. Как это работает? Процесс состоит из двух этапов: на первом проводится работа по выявлению и оценке рисков возникновения и развития ситуации. При этом используется как историческая информация по аналогичным ситуациям, так и экспертные оценки. Одновременно осуществляется разработка превентивных мероприятий для снижения уровня риска, а также формирование оперативных сценариев на случай реализации неблагоприятного события.
На втором этапе происходит мониторинг возникновения новых ситуаций. Для этого отслеживаются факторы возникновения рисков, определенные на первом этапе и привязанные к измеримым показателям. В случае реализации риска система применяет результаты аналитики первого этапа, чтобы произвести автоматический подбор оптимального плана действий для СЦ и их эскалацию на нужный уровень.
На заключительном этапе система позволяет контролировать исполнение выработанных решений. Эффективность такого подхода SAS обусловлена в частности, тем, он включает полный набор инструментов: для сбора, классификации, очистки и управления данными (SAS Data Management); для анализа информации с целью выявления риск-факторов, вероятности и последствий возникновения ситуаций (SAS Risk Dimensions), а также определения наилучших планов действий; для автоматизации процесса экспертной оценки рисков и их консолидации (SAS Enterprise GRC); для визуализации результатов анализа в виде графических отчетов (используя, например, решение SAS Visual Analytics); а также для автоматизированного контроля и эскалации.
Системы риск-менеджмента для ситуационных центров уже находят практическое применение и в России. Так, еще в 2007 г. было принято решение по созданию ситуационного центра в рамках реализации «Функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса ОАО «РЖД». В результате перевозчиком была построена автоматизированная система управления ситуационным центром, аналитическим «мозгом» которой является платформа SAS. Центр проводит мониторинг уровня безопасности движения на всей сети РЖД и в случае снижения уровня безопасности запускает исполнение планов, предусмотренных для каждой типовой ситуации. Аналитические инструменты SAS позволяют комплексно учесть десятки разнообразных факторов, влияющих на уровень безопасности перевозок, и объективно оценить его.