12.12.2014
В 2016 году Аванпост намерена возглавить российский рынок IDM
Сегодня компания Аванпост – ведущий российский разработчик систем идентификации и управления доступом к информационным ресурсам предприятия (IDM) – объявляет стратегию развития на три года, предусматривающую достижение компанией лидерства на российском рынке IDM и комплексных систем управления доступом (в 2016 г.), существенное расширение функциональности продуктов, диверсификацию клиентской базы по отраслям, активизацию бизнеса в ряде стран СНГ, а также выход на международный рынок в одном или двух регионах дальнего зарубежья. Стратегия учитывает как изменения, происходящие на российском рынке IDM, так и общие для всей ИТ-отрасли факторы, в частности, замораживание проектов и политику импортозамещения.
В настоящее время Аванпост располагает зрелой продуктовой линейкой, охватывающей три категории решений: IDM, PKI (инфраструктура открытых ключей) и SSO (однократная аутентификация). Причем по функциональности каждый модуль программного комплекса (ПК) «Avanpost 4.0» не уступает лучшим специализированным продуктам. Компания сформировала эффективный канал продвижения своих продуктов, в настоящее время партнерами Аванпост являются ведущие российские компании-интеграторы, а также интеграторы, специализирующиеся на создании решений в сфере информационной безопасности. В 2014 г. ожидается рост оборота компании на уровне 10-15%.
Российский рынок IDM: новая конкурентная среда
За последние два года российский рынок IDM существенно расширился и активизировался, сегодня это один из наиболее динамичных и устойчиво развивающихся сегментов рынка ИБ. Компания Аванпост внесла значительный вклад в этот процесс. Устойчиво растет интерес к IDM со стороны крупных заказчиков и интеграторов, рынок принял предложенную компанией Аванпост формулу построения комплексных систем управления доступом (IDM + PKI + SSO). Все это сформировало устойчивую положительную динамику российского рынка IDM. Вместе с тем, события второй половины уходящего года существенно изменили направление развития этого рынка и характер конкурентной среды.
С одной стороны, радикально снизилась активность продвижения российских IDM-решений второго эшелона. С другой стороны, значительные перестановки произошли в стане западных вендоров IDM. Так, корпорация Microsoft практически отказалась от активного продвижения собственного IDM-продукта. А традиционно присутствующие на российском рынке западные IDM-решения являются лишь одним из многих элементов в продуктовой линейке вендров, причем не самым существенным. И когда ключевые направления забуксовали из-за западных санкций, это отразилось и на IDM.
Эти изменения выгодны Аванпост, однако имеются и серьезные факторы сдерживания. Так, хотя импортозамещение способствует росту интереса к решениям компании со стороны крупных российских заказчиков, из-за общей экономической ситуации проекты застревают на уровне пилотов. При этом изменился сам характер пилотных проектов. Зачастую это полномасштабные ресурсоемкие внедрения, но с финансированием «по факту». Рост числа таких проектов «замораживает» средства вендора и затрудняет финансирование программ развития. Это более ощутимо для Аванпост, которая не имеет столь значительных финансовых ресурсов, как ведущие западные компании, но в то же время выигрывает не менее трети конкурсов и запускает много пилотов и при этом стремится сохранить в полном объеме проекты развития. Эту ситуацию мог бы смягчить средний бизнес, которому решения Аванпост не только нужны, но и вполне доступны по цене и практически безальтернативны. Однако этот сегмент вновь совершает классическую ошибку — останавливает внутренние проекты развития, ослабляет маркетинг, теряет квалифицированный персонал и сосредотачивается на примитивной экономии.
Кроме того, нельзя сказать, что конкуренция ослабла по всем направлениям. На российский рынок выходят два новых западных вендора IDM: Dell и Salepoint. Обе компании имеют очень сильные в технологическом плане решения, занимающие лучшее положение в «магическом квадранте» Gartner, чем зарубежные системы, ранее представленные на российском рынке. Однако для масштабной работы на отечественном рынке этого мало. Обеим компаниям еще предстоит создать инфраструктуру продвижения и поддержки своих продуктов: эффективный партнерский канал, команду инженеров, службу технической поддержки. Не менее важно добиться известности продуктов в России и наработать портфель успешных внедрений.
У Аванпост же все это есть, но компании нужно успеть усовершенствовать программный комплекс (ПК) «Avanpost», сделав его столь же функциональным, простым и гибким в настройке. Именно исход соревнования Аванпост с новыми участниками российского IDM-рынка, пик которого придется на 2015-2016 гг., определит, по какой траектории будет развиваться весь отечественный рынок IDM в последующие годы. На этом положении основана стратегия Аванпост на ближайшие три года.
Развитие продуктовой линейки
Развитие функциональных возможностей и usability ПК «Avanpost» – это ключевое направление работы компании в 2015 году. Уже сегодня именно функционал является определяющим фактором при выборе IDM-решения или комплексной системы управления доступом крупными российскими заказчиками. И политика импортозамещения этого не отменяет. Кроме того, именно на поле функциональности идет основное соревнование Аванпост с ведущими западными вендорами IDM — уже работающими в России и новыми. Так, в 2014 г. ПК «Avanpost 4.0» практически сравнялся по основным возможностям с ведущими западными IDM-продуктами, присутствовавшими на российском рынке. Теперь необходимо поддерживать паритет как с ними, так и с новыми для нашего рынка западными решениями.
Важнейшая задача – сделать новый релиз ПК «Avanpost 5.0» столь же удобным для внедрения и сопровождения, как и ведущие западные продукты, где до 90% настроек не требуют программирования и делаются «расстановкой галочек». В 5-м релизе и в последующих обновлениях ПК «Avanpost» значительно повысится гибкость встроенной системы workflow, которая управляет обработкой всевозможных заявок (на изменение прав доступа пользователя, ресертификацию ролей и др.). В специальном графическом редакторе можно будет задавать бизнес-процессы любой сложности, зависящие от условий и имеющие сложную логику. Кроме того, все модули получат совершенно новый пользовательский интерфейс, построенный на Web-технологиях. Значительно упростится и настройка отчетов.
Важным конкурентным преимуществом ПК «Avanpost 4.0» является простота разработки новых и большое число готовых модулей сопряжения (коннекторов) к кадровым системам и различным инфраструктурным и прикладным элементам ИС предприятия. В настоящее время продукт Аванпост уже превосходит зарубежные системы по полноте интеграции с распространенными на российском рынке ИТ-системами, в том числе «самописными». Развивая это преимущество, Аванпост и ее партнеры в 2015-2016 гг. уделят особое внимание разработке коннекторов к импортозамещающим продуктам (прикладным, общесистемным и относящимся к сфере ИБ). Кроме того, компания окажет партнерам и заказчикам помощь в переходе на импортозамещающие ИБ-продукты в сегментах IDM, PKI и SSO.
Наличие самостоятельных и вместе с тем взаимно интегрированных полнофункциональных модулей IDM, PKI и SSO – это принципиальное преимущество ПК «Avanpost» перед любыми IDM-решениями, представленными на российском рынке, в том числе и новыми. Соответственно, задача Аванпост – максимально повысить долю комплексных проектов, выполняемых по формуле IDM+PKI+SSO. Выбирая такое решение, заказчики повышают безопасность своих ИС, а для Аванпост и партнеров это означает, что внедрение одного продукта повышает готовность заказчика приобрести также один или два других модуля, чтобы получить максимальный синергический эффект. В 2015 г. к комплексу IDM, PKI и SSO будут добавлены некоторые дополнительные функции, например, единая консоль управления всем набором присоединенных модулей, вывод на единую информационную панель (dashboard) ключевых параметров и индикаторов критических событий, относящихся ко всем модулям, а также интеграция с системами анализа корреляций событий ИБ (Altiris).
Еще одно направление работ связано с поддержкой в ПК «Avanpost 5.0» всевозможных механизмов аутентификации. В настоящее время поддерживаются биометрические датчики и аутентификация с помощью аппаратных ключей (смарт-карт и токенов). Вскоре к ним добавятся одноразовые пароли, доставляемые с помощью SMS или создаваемые с помощью автономных аппаратных генераторов или иным способом. В итоге, заказчик сам сможет задавать нужный ему алгоритм N-факторной аутентификации.
ПК «Avanpost 4.0» – единственное IDM-решение, в которое встроен полный комплект инструментов для построения ролевых моделей, их оптимизации и поддержания в актуальном состоянии. Эти инструменты не нужно отдельно приобретать и внедрять. Разработка Avanpost Role Manager и модуля ресертификации ролей стала прорывом для всего российского рынка IDM: впервые любая организация получила реальную возможность внедрить и сопровождать IDM-систему методически корректно, а сроки внедрения даже в самых крупных организациях сократились с нескольких лет до полугода. Теперь задача Аванпост – добиться, чтобы методически корректно проводились все или почти все внедрения. Важным шагом в этом направлении станет завершение разработки ориентированной на интеграторов и консультантов методологии внедрения ПК «Avanpost 5.0», в равной мере охватывающей как организационные, так и технологические моменты. Кроме того, компания будет и дальше развивать технологии управления ролевыми моделями и, в частности, научит ПК «Avanpost» отслеживать, какими из имеющихся у них прав сотрудники предприятия пользуются, а какими нет. Эта технология позволит гораздо полнее и эффективнее устранять избыточные права.
Дальнейшие планы развития продуктовой линейки предусматривают портирование ПК «Avanpost» на ОС и БД с открытым исходным кодом (2016 г.), а также постепенное расширение функциональности ПК «Avanpost» и превращение его в модульный продукт с высокой степенью синергии от совместного использования двух и более модулей (2017 г.), охват новых смежных направлений. Среди наиболее вероятных кандидатов: системы класса MDM (mobile device management) и СКУД (управление физическим доступом сотрудников в помещения). Напомним, что ранее Аванпост проработала на пилотных проектах различные сценарии совместного использования технологий IDM, PKI и СКУД. При этом с 2016 г. расширение функциональности ПК «Avanpost» будет происходить не только за счет создания ПО «с нуля», но и путем поглощения перспективных команд разработчиков.
Ускорение внедрений и разработки
По оценкам Аванпост, на российском IDM-рынке нормальная схема внедрений, предусматривающая поэтапные платежи и существенное различие в сложности пилотных и реальных проектов, начнет восстанавливаться только не ранее 2016 года. А до этого IDM-рынок будет состоять из сложных пилотов, отличающихся от полномасштабных проектов лишь меньшим числом подключенных внешних систем и оплатой по факту. Чтобы сохранить динамику роста, Аванпост планирует в 2015 г. провести диверсификацию по отраслям, запустить как можно больше пилотных проектов (даже масштабных) и при этом максимально ускорить их выполнение за счет особенностей продукта (Role Manager, коннекторы, конструктор отчетов, усовершенствованная система workflow, «настройка галочками» и др.) и отлаженной методологии внедрения.
Особый приоритет на 2015 г. составляет госсектор, где Аванпост уже занимает прочные позиции, имеет портфель завершенных внедрений, а в настоящее время выполняет реальные и пилотные проекты, имеет лиды. Среди других отраслей, где у компании также есть проекты и пилоты, наиболее важным является банковский сектор, полностью готовый к широкомасштабным внедрениям IDM и комплексных систем управления доступом. К этой категории заказчиков относятся также страховые компании, атомная- и электроэнергетика, нефтегазовый сектор. Значительные усилия будут направлены и на более масштабное проникновение в ритейл и ряд других отраслей, где у Аванпост пока есть только пилоты.
Чтобы как можно быстрее создать технологии, ускоряющие внедрения, Аванпост создаст в 2015 г. новый центр разработки на 20-30 специалистов высшей квалификации. Новый центр будет находиться в одном из удаленных регионов РФ и будет отвечать за стратегическое развитие ПК «Avanpost» в соответствии с дорожной картой продуктовой линейки (roadmap). Это позволит полностью исключить влияние конкретных проектов, являющееся до настоящего времени главной причиной периодически случающихся отклонений от плана разработки нового функционала ПК «Avanpost». Московский же центр разработки сосредоточится в основном на доработках и улучшениях, связанных с конкретными внедрениями, например, на создании коннекторов. Кроме того, будет создана команда региональных представителей Аванпост для России, Казахстана и Беларуси. В 2015 г. в команду войдут presale-специалисты, а в 2016 г. к ним добавятся инженеры по внедрениям. Создание этого подразделения резко повысит эффективность продвижения ПК «Avanpost» и удовлетворенность заказчиков ходом внедрения.
Привлечение внешнего финансирования
В настоящее время Аванпост располагает надежным графиком поступления средств от заказчиков и иными ресурсами для реализации намеченных планов. Вместе с тем, в 2015 г. компания планирует привлечь дополнительное финансирование, которое позволит значительно ускорить многие внутренние проекты, а также снизит их зависимость от своевременности платежей по выполняющимся и намечаемым внедрениям. Аванпост прорабатывает два варианта: использование грантов Сколково и продажа миноритарного пакета респектабельному инвестфонду. В настоящее время эта работа уже активно ведется.
Зарубежные рынки
Антироссийские санкции заставляют динамично развивающиеся страны ближнего и дальнего зарубежья, стремящиеся к экономической и политической самостоятельности, задуматься о рисках попадания в зависимость от американских технологий. Это повышает привлекательность продукции российских компаний – при условии их сопоставимости с лучшими западными разработками в плане функциональности, надежности и методической проработанности. ПК «Avanpost», объединяющий функции IDM, PKI и SSO, принадлежат к немногочисленным продуктам, отвечающим этим критериям уже сегодня. Вышеперечисленные проекты развития ПК «Avanpost» сделают этот продукт еще более привлекательным.
Учитывая хороший экспортный потенциал своих разработок, компания Аванпост запускает проект, целью которого является начало работы в странах дальнего зарубежья в 2017 году. В наступающем году Аванпост выполнит англоязычную локализацию своих продуктов, проведет анализ перспективных рынков, оценит их объем и основные риски. По итогам этого этапа будут отобраны одна-две страны, где в 2016 году будет сформирована партнерская сеть и необходимая инфраструктура для продвижения бренда и продуктов Аванпост, качественного внедрения и сопровождения IDM-решений и комплексных систем управления доступом.
Кроме того, с 2015 года Аванпост будет активнее работать в Беларуси и Казахстане, где у компании уже есть стратегические партнеры, и где она проводит партнерские семинары и обучение технических специалистов, а также участвует в крупных мероприятиях, посвященных информационной безопасности. В следующем году в обеих странах Аванпост увеличит информационную активность (конференции и собственные мероприятия) и усилит адресную работу с заказчиками и партнерами. Кроме того, стартуют полномасштабные проекты внедрения ПК «Avanpost» в крупных организациях. В Казахстане – в 3-4 крупных банках и по одному проекту в телекоме и в силовых структурах (по всем этим заказчикам бюджеты запланированы). В Республике Беларусь заказчики решений Аванпост – это преимущественно ведущие банки. В 2015 г. пройдут внедрения в двух крупнейших банках (пилоты завершены в этом году), в настоящее время проводится сертификация ПК «Avanpost» в соответствии с требованиями законодательства, а также интеграция этого ПО с криптографическим модулем «Авест». Кроме того, достигнута договоренность о партнерстве по дистрибьюторской модели с компанией МОНТ, работающей в Беларуси. Напомним также, что в 2014 г. проведена интеграция ПК «Avanpost 4.0» с кадровой системой «СТ-кадры», широко применяющейся в организациях Республики Беларусь.
«К настоящему времени Аванпост, став одним из ведущих российских вендоров в сфере ИБ, выполнила все основные задачи, поставленные инвесторами при радикальном изменении курса компании в 2012 году. И сегодня Аванпост не отказывается от агрессивных планов развития, находя в изменившейся рыночной ситуации позитивные возможности для расширения своего влияния на рынок, – говорит Андрей Конусов, генеральный директор компании Аванпост. – На мой взгляд, Аванпост – это российская ИТ-компания новой формации, которая не боится прямой конкуренции с ведущими западными ИТ-вендорами. Ставя себе целью возглавить российский IDM-рынок, мы вполне осознаем рост ответственности Аванпост перед нашими заказчиками. И прилагаем все силы, чтобы оправдать доверие к нашей компании».
О программном комплексе (ПК) «Avanpost 4.0»
Программный комплекс «Avanpost 4.0» – система идентификации и управления доступом к информационным ресурсам предприятия (IDM), а также система управления инфраструктурой открытых ключей (PKI) и однократной аутентификацией (SSO). При этом все ключевые подсистемы ПК полностью интегрированы, а весь комплекс полностью соответствует новой парадигме управления доступом, которая будет определять развитие российского рынка ИБ в ближайшие годы. ПК «Avanpost» не имеет аналогов на российском и западном рынках информационной безопасности. Эту российскую разработку отличает сочетание полноты функциональных возможностей с невысокими начальными затратами на внедрение и низкой стоимостью владения, а также обилие готовых и простота создания новых коннекторов, позволяющих связать IDM-решение практически с любыми инфраструктурными и прикладными элементами корпоративной информационной системы предприятия. В настоящее время ПК «Avanpost 4.0» закрывает большинство проблем, возникающих у служб ИБ при реализации политик безопасности.
О компании Аванпост
Компания Аванпост (ООО «Аванпост») – ведущий российский разработчик систем идентификации и управления доступом к информационным ресурсам предприятия (IDM), работает на рынке информационных технологий и информационной безопасности с июня 2007 года и к настоящему моменту является технологическим лидером в сегменте Identity Management. Программный комплекс (ПК) «Avanpost» успешно внедрен и функционирует в нескольких десятках компаний различных сфер деятельности. Кроме того, программный комплекс полностью соответствует требованиям ФЗ-152 и СТО БР ИББС. С 2012 года компания Аванпост реализует новую модель ведения бизнеса, отказавшись от эксклюзивных соглашений с отдельными ИБ интеграторами и перейдя на систему распространения путем заключения партнерства с универсальными-, ИБ- и отраслевыми интеграторами.
За дополнительной информацией обращайтесь:
Александр Санин
Коммерческий директор
Тел. +7 (495) 641-80-80 (доб. 2007)
Моб. +7 (909) 158-87-79
E-mail: ASanin@Avanpost.ru
www.avanpost.ru
Анастасия Шаркова
Менеджер по маркетингу
Тел.: +7 (495) 641-80-80 (доб. 2074)
Моб.: +7 (916) 401-70-61
E-mail: ASharkova@avanpost.ru
www.avanpost.ru