16.12.2014
«Восточный Экспресс банк» подготовился к грядущей рецессии
Москва, 15 декабря 2014 г. – Обострение кризисных явлений и усложнение ситуации с кредитными рисками в банковском секторе побуждает участников рынка перестраивать процессы риск-менеджмента и искать способы, как сохранить качество портфеля на приемлемом уровне. Так, в «Восточном Экспресс банке» был налажен новый механизм принятия решений о кредитовании, который не только позволил автоматизировать сам процесс одобрения или отклонения кредитной заявки, но также упростил и ускорил разработку новых и адаптацию существующих рисковых стратегий. Новый подход реализует принцип, что проще предупредить проблему, чем разбираться с последствиями.
Уровень просрочки в банках стабильно растет с начала 2013 года. При этом с весны 2013 года ужесточились требования со стороны ЦБ по резервированию розницы: банки должны начислять повышенные резервы по непросроченным и минимально просроченным необеспеченным потребительским ссудам. С одной стороны, это активизировало рынок цессии, поскольку банки стали расчищать кредитные портфели, а с другой – стало очевидно, что нужно менять модель работы и управлять качеством портфеля не за счет продажи права требования, а за счет разумного аппетита к риску.
«Мы заранее начали готовиться к новой волне кризиса. За последние полтора года в наши процессы были интегрированы системы на базе углубленной аналитики, передовые инструменты кредитного скоринга, интерактивной визуализации данных и отчетности. Мы автоматизировали многие процессы принятия решений. Процесс настройки правил и алгоритмов принятия решений тоже стал удобнее и быстрее. В нем, например, больше не требуется участие IT-специалистов», - комментирует проделанные банком шаги Алексей Кордичев, Руководитель Блока контроля рисков, И.О. Председателя Правления, ПАО «Восточный Экспресс банк».
В уходящем году в «Восточном Экспресс банке» на основе системы SAS Real-Time Decision Manager (RTDM) был реализован блок менеджмента стратегий для управления процессом принятия решения о кредитовании клиента. Команда риск-менеджмента банка объясняет необходимость технологических изменений тем, что прежнее решение не позволяло оперативно модифицировать риск-стратегии банка без привлечения IT. В частности, возникали задержки в адаптации стратегий к меняющемуся рынку и в выстраивании новых риск-стратегий.
Основными аргументами в пользу платформы SAS RTDM стали гибкость решения, его простота в использовании и широкие возможности по интеграции с различными базами данных. «Наша команда рассматривала несколько продуктов аналогичного класса. Выбор был сделан в пользу SAS. Эта система предлагает пользователям множество возможностей по организации процесса принятия решения по кредиту. SAS RTDM обладает более удобным пользовательским интерфейсом, что не только облегчает работу с программным решением, но и значительно сокращает время обучения сотрудников», - говорит Алексей Кордичев.
В ходе внедрения система SAS RTDM была интегрирована с системами, входящими в IT инфраструктуру банка, в том числе с АБС и различными операционными системами. Были разработаны стратегии управления риском, созданы алгоритмы построения модели.
Для пилотного проекта команда «Восточного Экспресс банка» выбрала процесс построения Client Value Model (CVM). Эта модель позволяет спрогнозировать поток доходов, генерируемых клиентом за весь срок его обслуживания в банке. В результате пилотного проекта банк получил функциональную модель CVM, адекватно встроенную в системы банка. Созданная модель может быть перенастроена бизнес-пользователем без какого-либо ущерба для производительности системы.
«Показатели эффективности внедренного решения полностью соответствуют нашим ожиданиям, - подводит первые итоги Алексей Кордичев. – Повысилась скорость принятия решений и их надежность. Мы получили возможность быстрее и качественнее реализовывать изменения в бизнес-процессы, встраивать новые блоки, корректировать существующие. К примеру, внедрение новой скоринговой карты может произойти на 1,5-2 недели быстрее, что для бизнеса достаточно ощутимо. Благодаря инструментам SAS, выросла точность прогнозирования. Возможность аккумулировать и обрабатывать большие объемы статистических данных снижает погрешность прогнозов на 20%».
В ближайшее время решение SAS RTDM будет тиражировано на все основные бизнес-процессы выдачи кредитов. Это даст возможность «Восточному Экспресс банку» реализовать новые стратегии с существенной экономией времени, позволит оперативно адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка, что крайне актуально в следующем году. В сложившихся тяжелых условиях, когда все говорят о росте просроченной задолженности и падении кредитной емкости рынка, для банков становится жизненно важно принимать правильные решения о выдаче кредитов — с учетом всех рисков и возможностей, всех факторов, всех «за» и «против». Причем конкуренция диктует, что такие решения должны приниматься непосредственно в присутствии клиента или в момент совершения транзакции. «С помощью SAS RTDM наш банк сможет не только гибко управлять качеством кредитного портфеля и придерживаться разумного уровня риска, но и предоставить клиентам высокий уровень сервиса и оперативности», - уверена Белинда Вэлс, Директор по продвижению продуктов и бренда ПАО «Восточный Экспресс банк».
«Аналитика дает основу для принятия верных решений и совершения правильных действий. Если в условиях роста она помогает ускориться и опередить конкурентов, то в условиях спадов – действовать осмотрительно, находя баланс между доходностью и уровнем возможных угроз. Внедрение SAS RTDM и других аналитических инструментов SAS дает “Восточному Экспресс банку” хорошие перспективы. Это решение уже заслужило на рынке репутацию платформы, которая позволяет подружить риски и маркетинг, учесть интересы как тех, кто занимает консервативную позицию, так и тех, кто ратует за рост продаж и качественное обслуживание клиентов», - комментирует Валерий Панкратов, генеральный директор SAS Россия/СНГ.
Справочная информация
О «Восточном Экспресс банке»
Публичное акционерное общество "Восточный экспресс банк" (ПАО КБ "Восточный") - один из ведущих игроков на российском финансовом рынке, лидер Восточной Сибири и ДФО по ключевым показателям. Отличительные черты банка – акцент на розничный бизнес (экспресс-кредиты в точках продаж и кредитные карты), а также широкое присутствие в регионах. Банк был основан в Благовещенске в 1991 году, в настоящее время численность его сотрудников составляет более 10 тысяч человек. Клиентская база составляет почти 3 млн. клиентов. По итогам 10 месяцев 2014 года банк занял 33-е место по размеру активов, 17-е место по объему привлеченных средств физлиц и 10-е место по объему кредитов физлицам в рэнкинге Banki.ru.
Подробности на сайте банка: www.express-bank.ru
О компании SAS Россия/СНГ
Компания SAS является крупнейшей в мире частной IT-компанией, специализирующейся на разработке и продаже решений и услуг в области бизнес-аналитики.
Компания основана в 1976 году, и сегодня в ее офисах по всему миру работают более 13,7 тыс. сотрудников. В течение 38 лет годовой доход SAS постоянно возрастал и в 2013 г. достиг 3,02 млрд долларов. Клиентами SAS являются более 70 тысяч организаций в 139 странах мира. Среди них – 91 компания из первой сотни лидеров, включенных в список «2013 FORTUNE Global 500®». По данным IDC за 2013 год, SAS занимает более 36% мирового рынка углубленной аналитики.
В России и странах СНГ компания SAS начала работу в 1996 году. Заказчикам компания SAS предлагает полный спектр решений и услуг в области бизнес-аналитики: консалтинг, внедрение, обучение и техническую поддержку. Клиентами SAS в России и СНГ являются все 10 крупнейших российских банков (Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк и др.), РЖД, «Аэрофлот», крупнейшие компании из телекоммуникационного и топливно-энергетического сектора, государственные организации.
В декабре 2013 г. компания SAS была включена в тройку лидеров международного рейтинга «Лучшие работодатели, Россия» по итогам исследования «Best Employers Study», проведенного компанией Axes Management по методике и при участии Aon Hewitt.
Компания SAS Россия/СНГ в Facebook: http://www.facebook.com/SASRussia.
О системе SAS Real-Time Decision Manager (SAS RTDM)
SAS RTDM позволяет автоматизировать процесс принятия решений при коммуникациях с клиентом в реальном времени. Это могут быть решения как по выдаче кредита, так и по наиболее оптимальному маркетинговому предложению во время входящего обращения клиента (Next Best Action) или наступления определенного события (событийный маркетинг).
Решения, принимаемые SAS RTDM, основываются на настраиваемых бизнес-правилах, прогнозных аналитических моделях и всей доступной информации о клиенте, как накопленной, так и оперативной, включая динамически рассчитываемые показатели и переменные. Настройка процессов принятия решений происходит через интуитивный визуальный интерфейс (в виде диаграмм decision flow). Выполнять ее могут сами бизнес-специалисты.
Система легко интегрируется с фронт-офисными, операционными, аналитическими системами, каналами коммуникаций и источниками данных, что позволяет реализовать самые разнообразные варианты работы с клиентами и вместе с тем последовательно соблюдать все политики банка.
Контакты для СМИ:
Евгения Щуцкая, SAS Россия/СНГ
Тел. + 7 495 937-4151 (доб. 4045)
Моб. +7 903 746 76 92
Evgenia.Shutskaya@sas.com
Пресс-служба ПАО «Восточный Экспресс банк»
press_service@express-bank.ru