Большинство российских руководителей называют технологии аналитики основным драйвером развития компаний на ближайшие годы. Такое мнение высказали 62% опрошенных топ-менеджеров в рамках форума Navicon Data Talks. Еще 22% считают, что успех в бизнесе зависит от личности руководителя. 10% рассчитывают на административный ресурс и связи, и только 6% видят источник роста в свежих идеях и новых продуктах.

В опросе приняли участие около 250 руководителей и менеджеров российского бизнеса в рамках Navicon Data Talks – форума, посвященного применению инструментов аналитики в бизнесе.

Эксперты, выступавшие на форуме, подтвердили мнение бизнеса о том, что конкуренция из области продуктов переходит в область удовлетворенности клиентов, управления клиентским опытом и сервиса, где ключевую роль начинают играть аналитические технологии. В рамках дискуссии «Конкуренция будущего – война искусственного интеллекта и алгоритмов?» Игорь Липсиц, д.э.н., профессор Высшей школы экономики, назвал новые тренды в развитии бизнеса. По мнению ученого, настоящие технические инновации генерирует все меньше стран, вопреки ощущению постоянного технического прогресса во всем мире. Согласно кривой Хюбнера, пик технических инноваций был достигнут в 1873 году, и с тех пор инновационный потенциал человечества (число инноваций на миллиард жителей планеты) непрерывно падает, а мы видим в основном технические улучшения вместо действительно прорывных открытий. Другой тренд – появление нулевых издержек на производство цифрового продукта, что меняет саму основу традиционной экономики. Люди привыкают к «экономике бесплатного» и не считают необходимым оплачивать чей-то интеллектуальный труд, если можно получить это бесплатно.

По мнению Игоря Липсица, бизнес ожидают дальнейшая трансформация рынков. Крупным корпорациям будет все сложнее удерживать свою долю на рынке, маржинальность и капитализацию. Все больше финансовых средств будет перетекать в нишу малого предпринимательства, локального сервиса и даже домашнего производства. Развитие 3D-принтинга изменит очертания производственной отрасли, а беспилотный транспорт – сферу логистики. Будет расти роль сетевых сообществ, а роль традиционных финансовых структур – наоборот, снижаться, и им на смену придут технологические компании.

Все эти тенденции ведут к обесцениванию продукта и необходимости вкладываться в новые взаимоотношения с клиентами, их изучение и выстраивание качественного сервиса с опорой на анализ данных и новые цифровые возможности.

Владимир Шаров, управляющий партнер системного интегратора Navicon, отметил, что аналитические инструменты (искусственный интеллект, машинные алгоритмы, анализ больших данных и предиктивная аналитика) помогают сегодня трансформировать традиционную модель бизнеса в цифровую. «Сложная аналитика сегодня по карману компаниям любого уровня. Оборудование и датчики стремительно дешевеют, огромное количество данных становится доступно для анализа и более «тонкой» настройки бизнес-решений, интерфейсы и алгоритмы систем упрощаются настолько, что руководителю не нужен специально обученный аналитик или программист для работы с данными. При помощи технологий мы можем лучше понять потребителя, увидеть зоны рисков и потерь на предприятии, заранее смоделировать “авральные ситуации” и подготовиться к непредвиденным событиям на рынке. Главное сегодня – научиться не только слушать, но и слышать своих потребителей», - считает эксперт.

Андрей Филатов, генеральный директор IBM в России и СНГ, отметил, что в среднем любая компания сейчас использует только 12-20% данных, которые ей доступны. Остальные данные остаются невостребованными – в силу организационной неготовности компаний и несовершенства ряда технологий. «Но уже сейчас понятно, что компаниям, которые не улучшат и не перестроят свои бизнес-процессы, придется уйти с рынка, - считает Андрей Филатов. - Основная задача аналитики – дать нам возможность принимать правильное, взвешенное решение на базе наборов данных. Помимо этого, когнитивные технологии позволяют создавать недоступный ранее уровень сервиса. Например, когда человек звонит в колл-центр, уже в момент его соединения с оператором аналитическая система может сделать прогноз, с какой проблемой, вероятно, столкнулся этот клиент. Поэтому его сразу соединяют с нужным оператором, готовым решать именно эту проблему. Для того, чтобы бизнес перешел к подобной «клиентоцентричной» модели, ему неизбежно придется перестраиваться и организационно, и технологически».

Развивая тему необходимости изменений и гибкости в бизнесе, Андрей Запатрин, эксперт-консультант Института Адизеса в России, привел в пример самый старый бизнес в мире – японский отель, история которого насчитывает 1300 лет. «Отель существует столько лет благодаря постоянным изменениям. Трансформацию рынков можно пережить только при условии понимания того, что происходит, и оперативной адаптации к новой ситуации. Например, вместо попыток удержать старый рынок можно создать новый – так, как это сделала компания Uber, сделав своими клиентами людей, которые никогда не пользовались такси, или Генри Форд, превратив машину из предмета роскоши в массовый продукт», - отметил эксперт.

По прогнозу Андрей Запатрина, в ближайшем будущем рутинная часть всех бизнес-процессов постепенно отойдет машинам и будет выполняться при помощи алгоритмов и робототехники. Для людей же останется более творческая часть работы, при этом количество рабочих мест глобально будет уменьшаться, а конкуренция станет еще более жесткой.

Александр Тихонов, директор департамента аналитических решений IBM в России и СНГ, напомнил об инициативах IBM в сфере аналитики. «IBM - первая компания в мире, которая от первоначально «плоских» отчетов через многомерную аналитику перешла сначала к предиктивной, а затем и к когнитивной аналитике, на новый уровень анализа данных, когда не человек принимает решение на основе информации, а сама система предлагает варианты решений, выдает рекомендации и даже оценку вероятности событий», - отметил Александр Тихонов.

***

Navicon Data Talks - форум, посвященный высокотехнологичным аналитическим инструментам для бизнеса. Мероприятие, ставшее преемником IBM Cognos Live Forum и организованное системным интегратором Navicon, прошло уже в шестой раз и собрало более 300 участников – владельцев бизнеса, генеральных и финансовых директоров, начальников аналитических отделов и руководителей по развитию бизнеса.

На форуме были представлены ключевые решения IBM в сфере аналитики и опыт их внедрения у заказчиков системным интегратором Navicon: IBM Cognos TM1 для целей бюджетирования и финансового планирования, управление активами предприятия на базе IBM Maximo, когнитивные технологии IBM Watson, решение для гармонизации планов продаж и производства – оптимизационное планирование на платформе IBM ILOG, методы машинного обучения (machine learning), возможности предиктивной аналитики для производственных предприятий на базе решения IBM PMQ, облачные решения для финансистов на базе IBM Planning Analytics и другие.

На форуме эксперты системного интегратора Navicon – золотого партнера IBM в области аналитических решений – рассказали о конкретных примерах их использования в бизнесе. В частности, на отраслевом круглом столе для фармацевтики участники обсуждали прогнозирование и планирование продаж при помощи аналитики, развитие потенциала бизнеса на базе когнитивных технологий IBM Watson, применение машинного обучения для извлечения новых знаний из данных. Представители банковского сообщества обсудили возможности интерактивного омниканального маркетинга на базе IBM Unica Campaign. Дискуссия на круглом столе для нефтегазовых предприятий развернулась вокруг возможностей и рисков применения аналитики в отрасли: предиктивной аналитики для оценки и прогнозирования состояния оборудования и зон добычи полезных ископаемых, Интернета вещей и когнитивных технологий, видеоаналитики, оптимизации планов, управления инвестиционной деятельностью, моделирования развития бизнеса, прогноза добычи нефти, применения инструментов оптимизационного планирования для управления фондом скважин, организации сотрудничества производственных служб. Агропромышленники рассмотрели оптимизационное планирование в агрохолдингах как новый источник сокращения затрат и способы адаптации к новым экономическим условиям в целом. Круглый стол для промышленных предприятий был посвящен «умному производству» и реальным кейсам применения анализа Big Data в металлургии, добывающей и нефтехимической промышленности, автомобильном производстве, производстве FMCG. Для ритейлеров ключевой темой обсуждения стали сценарии использования прогнозной аналитики для повышения эффективности маркетинга и продаж, методы машинных алгоритмов в оценке эффективности развития бизнеса, моделировании и анализе результатов деятельности ритейл-компаний.

Сайт форума - www.naviconforum.ru.