Всего 7% российских компаний относятся к категории «Лидеры цифровой трансформации» (Digital Leaders), согласно исследованию Dell Technologies «Индекс цифровой трансформации» (DT Index). В рамках исследования DT Index, проведенного совместно с корпорацией Intel, была изучена ситуация с цифровой трансформацией в средних и крупных компаниях, а также были выявлены соответствующие ожидания и страхи их руководителей. По полученным данным, 96% респондентов в России считают, что в ближайшие 5 лет их компании столкнутся с трудностями в удовлетворении изменяющихся потребностей заказчиков, при этом 24% беспокоятся, что могут и вовсе потерять рынок.
Выводы исследования основаны на том, насколько компаниям удалось реализовать ключевые задачи трансформации**, текущую ИТ-стратегию, планы по модернизации рабочих мест и инвестиционные цели.
Впервые исследование DT Index было проведено в 2016 г. За 2 года Dell Technologies и Intel увеличили количество исследуемых стран с 16 до 42. Всего было опрошено 4600 представителей компаний, которые в итоге были разбиты на следующие категории:
«Лидеры» (Digital Leaders)
«Внедряющие» (Digital Adopters)
«Оценивающие» (Digital Evaluators)
«Ведомые» (Digital Followers)
«Отстающие» (Digital Laggards)
Сегодня 19% компаний относятся к категории «Внедряющие» (Digital Adopters). Это компании, которые имеют план цифровой трансформации и активно инвестируют в этом направлении.
Согласно исследованию, 38% компаний в совокупности занимают две нижние категории. Это означает, что они либо проводят цифровую трансформацию крайне медленно, либо вовсе не имеют соответствующего плана.
Препятствия для цифровой трансформации
Сегодня 88% опрошенных российских компаний сталкиваются со сложными препятствиями на пути цифровой трансформации. Вот 5 главных препятствий:
1. Отсутствие необходимых ресурсов и бюджета (50%)
2. Отсутствие необходимых знаний и навыков у персонала (29%)
3. Незрелая цифровая культура (27%)
4. Нормативные или законодательные изменения (26%)
5. Нерешенные вопросы безопасности и конфиденциальности данных (25%)
Эти факторы мешают в полной мере осуществить цифровую трансформацию. Например, опрошенные руководители 91% российских предприятий считают, что цифровая трансформация должна в большей степени охватывать структуру предприятия. При этом 69% убеждены, что в ближайшие 5 лет они скорее будут инициаторами изменений, чем приспосабливаться к внешним переменам.
«Некоторое время назад мы говорили о том, что находимся на пороге важных перемен. Сегодня это уже не так, — заявил Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии. — Новая цифровая эра уже наступила, и она меняет то, как мы живем, работаем и ведем бизнес. Это говорит о том, что время — это существенный фактор. Подлинная трансформация должна произойти сейчас, и она должна быть радикальной».
Преодоление препятствий
Исследование показывает, что компании предпринимают шаги для преодоления возникших на пути цифровой трансформации препятствий и пытаются найти способы обыграть своих конкурентов. Об этом говорят следующие цифры:
• 55% российских компаний применяют цифровые технологии для ускорения процессов создания новых продуктов и услуг;
• 68% компаний встраивают безопасность и конфиденциальность во все устройства, приложения и алгоритмы;
• 42% компаний стремятся обучить свой персонал необходимым навыкам, например, программированию, и передать им необходимые знания;
• 56% компаний осуществляют обмен знаниями между подразделениями, обучая руководителей ИТ-отделов навыкам ведения бизнеса, а руководителей бизнеса — навыкам работы с информационными технологиями.
Помочь в трансформации и гарантировать ее успешное проведение помогают инновационные технологии и кибербезопасность, к которым игроки рынка также обращаются.
В ближайшие год-три российские компании планируют инвестировать в следующие направления:
• 67% — в кибербезопасность;
• 56% — в серверо-центрический подход к построению центра обработки данных, поддержку и оптимизацию рабочих нагрузок;
• 46% — во флэш-память;
• 39% — в многооблачные среды;
• 34% — в искусственный интеллект.
Значительная доля компаний планирует поэкспериментировать с инновационными технологиями: 30% планирует инвестировать в блокчейн, 12% — в квантовые вычисления и 24% — в виртуальную и дополненную реальности.
«Сегодня самое время заниматься бизнесом. Мы находимся в исторической точке — когда технологии, бизнес и общество встретились для того, чтобы создать лучший мир с более тесными связями, — добавил Борис Щербаков. — Но только технологически-ориентированные организации смогут пожинать плоды, предлагаемые цифровой бизнес-моделью, включая возможности быстрого развития, повсеместной автоматизации и широкого удовлетворения потребностей клиентов. Вот почему цифровая трансформация должна быть приоритетом номер один».
Примечания для редакторов
Методология исследования
Этим летом независимая исследовательская компания Vanson Bourne опросила руководителей 100 российских предприятий среднего и крупного бизнеса и определила их положение согласно Индексу цифровой трансформации. Vanson Bourne классифицировала компании по уровню цифровой трансформации, оценив их ИТ-стратегию, инициативы по модернизации рабочих мест и успехи по каждому из атрибутов цифрового бизнеса. Результаты исследования, в котором приняли участие 4600 респондентов из 42 стран, будут опубликованы в начале 2019 г.
Дополнительные материалы (на английском языке):
• Исследование Dell Technologies «Индекс цифровой трансформации» 2016 года можно посмотреть по ссылке https://www.delltechnologies.com/en-us/perspectives/digital-transformation-index.htm
• Дополнительная информация об исследовании Dell Technologies Realizing 2030 можно посмотреть по ссылке www.delltechnologies.com/realizing2030
Атрибуты цифрового бизнеса
**В 2015 г. руководители компаний определили ключевой набор атрибутов цифрового бизнеса, которыми компании должны обладать, если желают оставаться успешными в следующие 10 лет. Вот эти особенности:
• активное новаторство;
• предвидение новых возможностей;
• прозрачность и доверие;
• предоставление уникального и персонализированного опыта;
• способность быть всегда в режиме онлайн, работа в реальном времени.