09.04.2019
Для массового распространения беспилотников необходимы инструменты удаленного контроля и реагирования на нештатные ситуации
Притом многие отечественные разработки, широко используемые в корпоративных автопарках, по мнению ряда экспертов применимы и для самоуправляемого транспорта.
На сегодняшний день беспилотные автомобили испытываются по всему миру, в том числе и в России. Однако, как правило, в салоне транспортного средства находится человек, готовый взять на себя управление при экстренной необходимости.
«С точки зрения технологий передвижения и распознавания объектов беспилотники смогут ездить по дорогам наравне с обычными автомобилями уже через пять-семь лет, – считает руководитель отдела разработки программного обеспечения компании «СКАУТ-Корпоративные решения» Владимир Шадчнев. – Но полностью исключить человека если не из управления, то хотя бы из контроля за такими авто получится еще очень нескоро. И причина совсем не в технологическом несовершенстве алгоритмов управления. Несмотря на то, что по статистике такие ТС будут безопаснее традиционных машин, совсем избежать аварий и инцидентов не удастся. И здесь мы сталкиваемся с проблемой не только технологического, но и морально-этического характера. Ведь водитель несет полную ответственность за свои действия, что во многом дисциплинирует его поведение за рулем. А кто будет в ответе за ошибку беспилотника, ставшую причиной аварии?».
Как считает эксперт, отправить беспилотный транспорт в «свободное плавание» без водителей помогут телематические решения, доказавшие свою эффективность в корпоративном секторе.
«Например, на базе спутниковых систем мониторинга создаются специальные ситуационные центры, позволяющие удаленно реагировать на различные дорожные ситуации, – продолжает Владимир Шадчнев. – В ПО настраиваются соответствующие уведомления, сообщающие о превышениях скорости, авариях, слишком резких торможениях, ускорениях или перестроениях и других отклонениях. Получив такое сообщение, диспетчер центра быстро принимает необходимые меры: вызывает скорую, техпомощь или другие оперативные службы, связывается с водителем, чтобы призвать его соблюдать скоростной режим, и так далее. Подобные решения могут быть модернизированы в целях контроля беспилотников. На первом этапе будет необходимо обеспечить человеку возможность вмешаться в процесс, даже если за рулем никого нет. Конечно, потребуются определенные доработки и расширение функционала систем. Не исключено, что в перспективе диспетчеры смогут, скажем, удаленно затормозить автомобиль или снизить скорость передвижения. Создание таких центров, скорее всего, станет важным шагом к принятию нами нового будущего, в котором мы сможем перейти к полностью автономному транспорту».