23.07.2019
IT-инновации в транспортной сфере повышают безопасность и эффективность нефтедобывающей отрасли
Сегодня нефтедобыча становится одним из флагманов внедрения IT-инноваций в России. Притом значительная часть новшеств касается транспорта и логистики.
В этом отношении наиболее ярким примером может послужить разрабатываемое Новопортовское месторождении (Ямал) ПАО «Газпром Нефть». Так, на объекте была внедрена мультиагентная модель планирования поставок. Ее суть заключается в том, что каждому участнику логистической цепи – поставщикам, складам, транспорту, технологическому оборудованию, заказам, потребителям и т.д. – соответствует свой цифровой двойник, наделенный определенной логикой и способностью машинного обучения. Эти виртуальные модели взаимодействуют друг с другом таким образом, чтобы удовлетворить свои потребности и избежать конфликтных ситуаций. Результатом внедрения схемы стало существенное сокращение потерь от недогруза барж.
Кроме того, для работников Новопортовского месторождения был запущен первый онлайн-агрегатор пассажирского транспорта. Это специальное приложение для смартфонов и планшетов, действующее по аналогии с другими современными сервисами, такими как Uber или Gett. Пассажир может заказать «быструю» или плановую поездку, выбрав для себя удобное время. Система подбирает подходящие автомобили и направляет их водителям заявку.
Также важным трендом отрасли стало широкое распространение телематических систем. В частности, одна из крупнейших российских нефтяных компаний всего за один год увеличила на 20% долю водителей, соблюдающих скоростные режимы, и повысила безопасность своего транспорта при помощи диспетчеризации и отечественной телематики.
«Многие нефтяные месторождения располагаются в труднодоступных местностях, поэтому телематика применяется не только для решения задач транспортной логистики, но и для обеспечения промышленной безопасности, – отмечает руководитель направления продаж «СКАУТ-Корпоративные решения» Наталья Артеменко. – Скажем, сообщение с добывающими объектами Заполярья осуществляется в том числе по временным зимникам, проложенным через тундру. Разумеется, никакой инфраструктуры на таких импровизированных сезонных «дорогах» нет, мобильная связь также отсутствует на крайне протяженных отрезках, и любая ошибка водителя может дорого обойтись как ему самому, так и его работодателю. Бывают случаи, когда водителям попавших в аварию грузовиков приходится неделями ждать помощи, борясь за выживание, без какой-либо связи с внешним миром. К сожалению, иногда это приводит к самым тяжелым последствиям, вплоть до летального исхода. Не говоря уже о срывах поставок, нарушениях производственных графиков и порче дорогостоящих ресурсов и транспорта. И в таких ситуациях именно спутниковые телематические системы, позволяющие определять местоположение объекта и фиксировать различные дорожные ситуации даже там, где нет сотовой связи, могут обеспечить охрану труда. Тем более, на базе телематики создаются специальные ситуационные центры, операторы которых отслеживают в реальном времени передвижение транспортных средств и получают уведомления в случае аварий, поломок, срабатывании тревожной кнопки и т.д. При необходимости они вызывают на место инцидента экстренные службы или связываются с водителем, чтобы помочь ему справиться с опасной ситуацией».
Вместе с тем все больше надежд в отрасли возлагается на «умные месторождения», другими словами, цифровые двойники объектов добычи. Например, специалисты «Татнефть» в процессе бурения с помощью автоматизированных систем управления и контроля производят оцифровку скважин и создают их виртуальные модели. Они помогают нефтяникам выбрать максимальные интервалы для проведения работ и в режиме онлайн контролировать процесс. В ряде случав удается в десять раз увеличить дебит ранее малорентабельных скважин. По данным нефтяной компании, в общей сложности благодаря цифровым двойникам было дополнительно добыто более 150 т нефти.
«Наверняка с развитием «умных скважины» и «интеллектуальных месторождений» в цифровой среде будут все более детально отображаться самые разные процессы функционирования объектов добычи, – продолжает Наталья Артеменко. – Разумеется, не будет забыт и транспорт. Вполне возможно, что в рамках технологии появятся цифровые двойники целых автопарков, которые позволят моделировать работу транспорта в зависимости от увеличения объемов добычи, запуска новых скважин, ожидаемых природных условий и других внешних факторов. Это даст возможность предвидеть различные нежелательные ситуации, более тщательно продумывать маршруты и рационально выстраивать логистику, повышая ее безопасность и эффективность. При этом телематические системы могут выступить как важный канал сбора оперативных данных, необходимых для создания, функционирования и развития таких цифровых моделей. В частности, речь о маршрутах транспортных средств, манере езды водителей и многом другом».