02.02.2022
АО «Ижевский радиозавод» повышает конкурентоспособность на рынке приборостроения с помощью «1С:Корпорация»
Ижевский радиозавод — российская группа приборостроительных компаний, реализующая российские и международные проекты в области космоса, железной дороги, топливно-энергетического комплекса. На текущий момент предприятие насчитывает более 5 500 человек.
Ижевский радиозавод активно развивает товарные направления:
• бортовые и наземные радиотехнические комплексы;
• железнодорожная автоматика и связь;
навигационная аппаратура;
• телекоммуникационное оборудование;
оборудование для нефтедобычи;
системы визуального контроля;
• контрольно-измерительная аппаратура.
Современные технологии, высококвалифицированные кадры позволяют предприятию успешно конкурировать на рынке и предлагать только самые совершенные конструкторские решения.
До 2021 года основу корпоративного IT-контура предприятия составляли системы, разработанные силами ИТ-подразделений «ИРЗ» и разноплатформенные решения. Для их развития и сопровождения требовались уникальные специалисты, что значительно увеличивало стоимость владения корпоративной информационной системой. Отсутствовала формализованная модель взаимосвязей и инструменты эффективного взаимодействия подразделений, исполнителей в рамках бизнес-процессов управления производственной, финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. У руководства было недостаточно инструментов для оперативного получения управленческой отчетности. Наблюдалась рассинхронизация данных, получаемых из разных информационных систем.
Руководство предприятия рассматривало различные варианты модернизации корпоративной информационной системы, в том числе незначительную модернизацию с сохранением исторических ИС. Выбор остановился на использовании современных решений фирмы «1С». Было принято решение реализовать ИТ-архитектуру информационных систем на комплексе программных продуктов «1С:Корпорация»:
• 1С:ERP Управление предприятием,
• 1С:Документооборот КОРП,
• 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП.
Для достижения целей проекта было необходимо, чтобы бухгалтерская и налоговая отчетность, а также отчеты по исполнению контрактов формировались в новой системе. Требовалось обеспечить регистрацию оперативных, бухгалтерских и налоговых операций с детализацией для раздельного учета, рассчитать финансовый результат года с соблюдением требований законодательства по раздельному учету. В части производственного учета — реализовать полуфабрикатный метод учета затрат и расчет себестоимости продукции с детализацией до изделий. Основные процессы согласования первичных документов должны осуществляться в электронном виде, с помощью специализированной системы. Все новые продукты должны быть интегрированы с временно сохраненными историческими системами предприятия до их полного вывода из эксплуатации.
Производственные процессы компании напрямую зависят от работоспособности и доступности информационных систем. В случае отказа одной из них произойдет полная остановка работы предприятия. Перед командой «1С-Рарус» стояла задача внедрить решение 1С:ERP без остановки ключевых бизнес-процессов и реализовать проект в максимально короткие сроки — не более 6 месяцев от старта работ до запуска в опытно-промышленную эксплуатацию.
Результаты проекта
• Обеспечен раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в разрезе контрактов в соответствии с требованиями законодательства.
• Реализован расчет себестоимости продукции с детализацией до изделий. Своевременная и подробная информация о реальной себестоимости производства изделий позволяет более точно управлять ценовыми параметрами контрактов, что одновременно повышает прибыльность и конкурентоспособность предприятия.
• Значительно снижены риски замедления или полной остановки производственных процессов, связанных с утерей компетенций по уникальным программным продуктам собственной разработки.
• Выполнен переход части корпоративной информационной системы с проприетарных программных продуктов собственной разработки на современные тиражные программные продукты.
• Разработан универсальный инструментарий для построения интеграционных механизмов с использованием брокера сообщений RabbitMQ, который связал информационные системы. Благодаря этому удалось гармонично вписать 1C:ERP в ИТ-архитектуру предприятия, в разы сэкономив время на реализацию проекта и трудозатраты специалистов.
В ходе опытно-промышленной эксплуатации повышена производительность самых затратных шагов процедур расчета себестоимости для соответствия регламентам закрытия периода на предприятиях. На момент завершения проекта корпоративная информационная система «ИРЗ» включает более 20 информационных систем и ежедневно поддерживает более 300 потоков данных между ними. В рамках проекта удалось создать программно-аппаратную платформу, которая позволила обеспечить комфортную работу до 1 500 одновременно работающих пользователей в единой ERP-системе.
Исполнение требований законодательных органов позволило предприятию продолжать свою работу на рынке радиоэлектронной аппаратуры для космоса, транспорта и топливно-энергетического комплекса. Заказчики в лице государственных корпораций и частных компаний сохранили надежного производителя уникального радиоэлектронного оборудования, которое теперь может предлагать продукцию по более привлекательным ценам.
Гилязов Руслан Маратович, заместитель директора по финансам, директор по информационным технологиям АО «ИРЗ»:
«После старта проекта нашим основным ресурсом стало время. Мы поставили перед собой достаточно амбициозную цель — отказаться от части старых систем и ввести в промышленную эксплуатацию новые всего за 6 месяцев. И нам это удалось. Опыт коллег из „1С-Рарус“, нашей ИТ-службы и, конечно, специалистов „ИРЗ“ по функциональным областям позволял нам справляться с проблемами, которые возникали в ходе проекта. Мы повысили прозрачность и оперативность понимания потоков создания стоимости, что будет способствовать повышению конкурентоспособности „ИРЗ“ на рынке приборостроения».