Станет ли ESG-трансформация не просто хайпом, а долгосрочной стратегией компаний в РФ? Какие AI-решения интересуют бизнес чаще всего? Об этих и других трендах цифровизации рассказали Эдуард Жучков и Виталий Астраханцев, эксперты ИТ-конкурса Directum Awards 2022.
Российские ИТ-руководители охотно делятся опытом с коллегами. Такой обмен практиками часто проходит в рамках конкурсов, на которых они представляют свои проекты, рассказывают о реальном применении продуктов и решений в компаниях.
Directum Awards – именно такой случай. Ежегодно на конкурс поступают истории внедрения от организаций бизнеса РФ и СНГ. За 12 лет организаторы собрали свыше 530 кейсов (https://club.directum.ru/awards/Index/10271?utm_source=media&utm_medium=misc&utm_campaign=article&utm_content=trends_awards). Каждый из них – отражение текущих трендов в ИТ-развитии бизнеса и госсектора.
Какие решения актуальны в этом году?
Главный ИТ-тренд, который явно прозвучит в большинстве кейсов 2022 года, – гиперавтоматизация. В этом уверен Виталий Астраханцев, руководитель AI-направления Directum и эксперт Directum Awards.
«Чтобы сделать бизнес эффективным, компании переводят в электронный вид максимально возможное количество операций, – поясняет он. – Они передают их информационным системам. Речь идет об автоматических проверках, заполнениях какой-либо информации, сравнении данных в разных источниках и т.д.».
По его словам, многие компании уже осознают – сотрудники должны заниматься более интеллектуальными и важными задачами, собственным профессиональным развитием, а не рутинными операциями. Тем более ручной труд, который можно переложить на систему, не приносит бизнесу добавленной стоимости.
Еще одно актуальное направление в развитии бизнеса – ESG-трансформация (забота о природе, сотрудниках и прозрачности управления). Подробнее о ней рассказывает второй эксперт Directum Awards 2022 – Эдуард Жуков, Digital Innovations & Big Data Director IDS Borjomi International.
«ESG – общемировая повестка, продиктованная на уровне ООН и других международных организаций. Многие компании пытаются её как-то монетизировать, используют термин в маркетинговых целях, ради PR и хайпа, – напоминает он. – Однако параллельно в этих и других компаниях разрабатываются серьёзные ESG-стратегии, выбираются инструменты, набираются сильные команды».
Эдуард Жучков подтверждает, что российские инвесторы начинают вкладывать огромные суммы в ESG и на долгие сроки. Обычно речь идёт о вложениях, которые могут окупиться минимум через 2-3 года или даже больше.
Всё это говорит о том, что для таких компаний ESG-трансформация – не хайп, а важное направление развития. Именно поэтому в ближайшее время, как отмечает эксперт, на рынке появятся вакансии ESG-менеджеров, а крупнейшие компании начнут создавать профильные департаменты и планировать их деятельность в своих ключевых бизнес-стратегиях.
Искусственный интеллект – почти мастхэв
Развитию ESG-политики уже способствуют внедряемые AI-решения, считает Виталий Астраханцев. Интеллектуальные инструменты в первую очередь связаны с развитием ESG в бизнесе, а именно с созданием комфортной работы сотрудников. «Они призваны сделать труд людей менее однообразным и интересным, предоставить им больше свободы действий», – отмечает он.
Среди наиболее популярных AI-решений, внедряемых в России, на первое место постепенно выходят механизмы машинного обучения и нейросети. По словам Виталия Астраханцева, бизнес начинает всё чаще использовать их для работы со структурированной информацией, что дает максимальный экономический эффект.
«Прежде всего это помощь пользователю на основе исторических данных в принятии решений: формировании проектов резолюций, в выборе верной статьи затрат и т.д. Всё это уже умеет делать искусственный интеллект», – подчеркивает Виталий Астраханцев.
В качестве примеров он предлагает рассмотреть AI-кейсы Directum Awards прошлых лет. В их числе история АО «ОДК-Авиадвигатель» (https://club.directum.ru/award/321722?utm_source=media&utm_medium=misc&utm_campaign=article&utm_content=trends_awards), где искусственный интеллект уже формирует проекты резолюций без участия человека. Также показательным остаётся кейс АО «Л’ОРЕАЛЬ» (https://club.directum.ru/award/255648?utm_source=media&utm_medium=misc&utm_campaign=article&utm_content=trends_awards). В компании выстроили интеллектуальный сквозной процесс обработки первичных документов, сократив при этом трудозатраты и ускорив работу с поставщиками.
Цифровые кадры и неочевидные выгоды
«В 2020-2021 годах проявился мощный тренд на HR-решения и электронный кадровый документооборот, – добавляет Эдуард Жучков. – Российские компании стали массово переводить это направление в цифру».
Интересный момент: HR явно не относится к ключевым функциям бизнеса – не приносит напрямую деньги, как это делают sales-направление или производство. Однако, как отмечает эксперт, цифровизация кадрового направления обеспечивает предприятия более эффективными и лояльными сотрудниками, а любой бизнес начинается именно с них. И именно поэтому цифровизация HR сегодня становится особенно актуальной.
Как отражаются ИТ-тренды на практике российских компаний, рекомендуем узнать на странице конкурса Directum Awards (https://club.directum.ru/awards/Index/10271?utm_source=media&utm_medium=misc&utm_campaign=article&utm_content=trends_awards). В единой библиотеке можно ознакомиться с кейсами текущего года, а также прошлых лет.