15.06.2022
TerraLink на Всероссийском форуме ЭДО 2022 – итоги
С 7 по 10 июня состоялся Всероссийский форум «Развитие электронного документооборота. Тренды. Регулирование. Практика», который стал открытой площадкой для обсуждения перспектив развития правового регулирования ЭДО и вопросов практической реализации обмена электронными документами, как между компаниями (B2B), так и между бизнесом и регулирующими органами (B2G). Мероприятие проводилось Ассоциацией "РОСЭУ" совместно с Академией Информационных Систем, при поддержке Минцифры, Минэкономразвития и ФНС.
Пленарная дискуссия и выступление главы ФНС Даниила Егорова
Форум открылся пленарной дискуссией с участием руководителя ФНС России Даниила Егорова. Он перечислил основные вопросы, стоящие сейчас перед электронным документооборотом (ЭДО) в России и выделил такие темы, как необходимость «рождения форматов», повышение «дружелюбности» решений, электронной подписи, машиночитаемой доверенности (МЧД). Руководитель налоговой службы пояснил участникам Форума, что компании должны переходить на цифру не из-за распоряжений ФНС или ещё чьих-то, а в связи с комфортом и удобством системы. В дискуссии также приняли участие президент Ассоциации РОСЭУ Юрий Малинин, заместитель председателя правления Газпромбанка Елена Борисенко, партнер, руководитель группы оказания услуг по совершенствованию налоговой функции компании Б1 (ранее Ernst & Young) Иван Родионов и директор компании «1С» Борис Нуралиев.
Практика внедрения ЭДО и выступление TerraLink и Tarkett
Двухдневная программа форума была также очень насыщенной. Участники форума проявили высокий интерес к сессиям «Практика внедрения ЭДО в организации», которые проходили в оба дня мероприятия. В первый день в рамках сессии состоялся совместный доклад экспертов компаний TerraLink и Tarkett. Спикеры поделились опытом перевода в ЭДО 90% операций продаж на базе TerraLink xDE ведущим производителем напольных покрытий. Надежда Демина, Директор по проектам в логистике АО «ТАРКЕТТ РУС», рассказала об опыте единовременного перехода трех российских предприятий Tarkett на полностью автоматизированный электронный документооборот с общим объемом в 150 000 документов в год. Ключевыми результатами реализации первой фазы проекта стали: перевод в ЭДО 90% операций продаж товара внешним покупателям и 100% операций продаж и закупки товаров между предприятиями Tarkett, сокращение объема документов по отгрузкам после перехода на УПД в 2 раза, прямое подключение новых контрагентов к ЭДО за 2 часа. По итогам выступления Надежда получила много вопросов о проекте и предложений по обмену опытом.
Во второй день Зарина Сафиуллина, директор по развитию направления ЮЗЭДО и продукта TerraLink xDE выступила модератором сессии «Практика внедрения ЭДО в организации». В ней приняли участие компании STADA, Платформа ОФД, КПБС и обсудили вопросы автоматизации при внедрении ЭДО, роуминга, возможности использования нового формата договора PDF/A3, обмена приглашениями для малого бизнеса, а также использования единой терминологии в сервисах операторов ЭДО. В жаркой дискуссии по итогам сессии также приняли участие представители ФНС и компании Контур.
Перенос сроков внедрения МЧД
Центральное место в программе второго дня конференции занимали сессии, посвященные вопросам развития и применения электронных транспортных накладных (ЭТрН) и машиночитаемых доверенностей (МЧД). По опросам, проведенным РОСЭУ и представленных на одной из сессий форума, 63% компаний не готовы к такому переходу, поскольку не все бизнес-процессы по работе с доверенностью подкреплены нормативными регламентами (вопрос передоверия, срок подписи (доверенность может быть рассчитана на 20 лет, а подпись - год), реализация классификатора полномочий, формат (регуляторы настаивают только на xml формате, но статья 160 ГК РФ допускает и иные) и др.). По словам главы ФНС, служба уже готова к запуску электронных доверенностей: идут подписания дорожных карт по апробации обмена МЧД на базе блокчейна. И решение о переносе сроков обязательного применения электронных доверенностей на 1 сентября 2023 года вызвано именно неготовностью рынка.
ЭДО в секторе B2B
В рамках форума также представители ФНС и Минцифры рассказали о том, как движется проект налоговой по развитию ЭДО в секторе B2B. Судя по вопросам из зала самый острый запрос бизнеса на текущий момент - разработка новых форматов документов и скорейшее внедрение возможности трансграничного ЭДО.
ЭДО для государственных органов
Минцифры России презентовало платформу ГосЭДО на форуме. Сервис государственного электронного документооборота ГосЭДО — это совокупность решений, которые позволят обмениваться различными видами документов, включая документы для служебного пользования в госорганах, в которых не реализованы собственные системы электронного документооборота. Также он будет содержать новые форматы документов, на которые со временем будут переходить в ведомствах. С ГосЭДО уже работают федеральные и региональные органы исполнительной власти. Сервис также позволит гражданам и бизнесу отправлять свои запросы в органы власти.
Итоги форума и резолюция
Всероссийский Форум ЭДО проводился уже второй раз. По итогам пленарных дискуссий, выступлений, докладов и экспертных диалогов принята резолюция, которая будет направлена на рассмотрение в правительство.