02.12.2022
Участники рынка ИТ-услуг предложили пути к преодолению цифрового кризиса
Чтобы обеспечить эффективную работу цифровых технологий в новых условиях, важнее экспертные знания, чем аппаратное и программное обеспечение: к такому выводу пришли участники конференции «IT-сервис сегодня: от вызовов до решений», прошедшей 30 ноября в Москве. Организаторами мероприятия выступили компании Мобиус Технологии и ФОРС Дистрибуция – два российских лидера в области обслуживания критичных ИТ- инфраструктур и консалтинга объединились, чтобы обозначить самые неотложные вызовы, стоящие перед IT-отраслью, и наметить пути их решения. В конференции приняли участие IT-директора, технические директора и другие руководящие специалисты российских компаний, ищущих перспективы роста в изменившихся реалиях.
Уход вендоров в разгар цифровизации страны, невозможность купить лицензии или скачать обновления, отсутствие поддержки, растущие риски информационной безопасности, а также санкции, инфляционные и валютные качели, логистические сдвиги – вот лишь неполный список изменений, которые стали триггером серьезного технологического сдвига в России, влекущего за собой и смену бизнес- моделей. Тем не менее ряд ведущих российских компаний успешно справляются с этими вызовами: их представители поделились своим опытом и факторами успеха в ходе круглого стола «BANI-мир: выживать или развиваться?», ставшего центральным событием конференции.
Николай Молчанов, директор департамента технологического консалтинга «Мобиус технологии», рассказал об одном из трех ключевых направлений компании – цифровом консалтинге. Компания начала внедрять решения с открытым исходным кодом несколько лет назад на волне глобального тренда и сумела сохранить и обогатить этот опыт. Сейчас она располагает эффективной методологией и предлагает ее своим заказчикам, испытывающим проблемы от ухода западных поставщиков. Методология предполагает использование российских разработок, решений с открытым исходным кодом, а также доступных решений западных поставщиков. «Тем самым мы передаем заказчику знания и компетенции, – объясняет Николай Молчанов, – но не подсаживаем заказчика на себя, а, наоборот, снижаем собственное вовлечение. Мы хотим способствовать максимальному росту российской ИТ-отрасли и в наших проектах уделяем значительное внимание обучению и передаче экспертизы».
Андрей Тамбовский, директор по технологиям компании «ФОРС дистрибуция» отметил, что уход поставщиков создает не только вызовы, но и возможности, поскольку освободилась большая и перспективная рыночная ниша. «Да, с одной стороны после ухода вендоров появились проблемы с доступами к обновлениям ПО и комплектующими для оборудования, но одновременно нам подарили шанс развиваться в ту сторону, куда мы раньше развиваться не могли, поскольку производители неохотно делились сервисным рынком», – говорит эксперт. При этом Андрей Тамбовский обращает внимание, что импортозамещение невозможно провести одномоментно, а поэтому видит смысл в консервативной стратегии с обеспечением бесперебойной работы существующей инфраструктуры заказчиков на западных решениях с постепенным замещением их отечественными.
Успешнее других этот переход смогут выполнить компании, которые еще раньше начали поиск аналогов. Так, по словам Николая Шуткина, заместителя руководителя департамента развития инфраструктуры и вице-президента ВТБ, банк еще в 2020 году задумался о повышении устойчивости и выбором решений, которые подходят для его бизнеса. Это позволило создать запас производительности, который сейчас помогает группе ВТБ оставаться в авангарде рынка. При этом Николай Шуткин отмечает, что гораздо более серьезным вызовом стал массовый отток квалифицированных кадров из страны. Эту проблему банк решает с помощью смарт-сорсинга, когда специалисты приглашаются под конкретную задачу.
Важность сохранения накопленного опыта и знаний внутри локальных команд подчеркнула и Мария Григорьева, управляющий директор, руководитель департамента «Технологии и системная интеграция», AXENIX (ранее – Accenture). Она отметила, что удержание и развитие потенциала сотрудников, сохранение высоких стандартов, культуры компании – один из трех ключевых приоритетов AXENIX наряду с сохранением качества исполнения проектов и выполнения обязательств перед клиентами и обеспечением надежной бесперебойной работы внутренних процессов при выходе из глобальной структуры. Она также отмечает, что все игроки рынка оказались в разных условиях, и бОльшие проблемы испытывают те компании, которые сильнее других зависят от сервисов, централизованных в штаб-квартирах вне России. «Сейчас для них важно оценить необходимость, возможность и приоритетность замены, подыскать возможные альтернативы и осознав ограничения локальных решений осуществлять постепенный переход. Отмечу также что это время больших возможностей для разработчиков локальных приложений, применив на практике наработки мировых гигантов для развивающихся систем, захватывая освобождающийся рынок», – подчеркивает Мария Григорьева.
Участники круглого стола пришли к выводу, что российским игрокам необходимо создавать некий запас прочности, чтобы подготовиться в том числе к худшим из возможных сценариев, причем важная составляющая этой «подушки безопасности» – воспитание новых специалистов и формирование эффективных команд. Они также отметили, что переход на отечественную технологическую базу неизбежен, тем более что к нему подталкивает регулятор, и уже сейчас нужно перестраиваться и постепенно переносить свои системы.
«Наша компания убеждена, что техническая поддержка должна соответствовать реальным потребностям заказчика и его планам развития своих информационных систем, – отметил Андрей Тамбовский. – Эффективная работа «ФОРС Дистрибуции» как сервисной компании опирается на три столпа: высококвалифицированная команда; собственная база знаний, общий объем которой составляет 3,5 терабайта; информационные системы, обеспечивающие высокое качество предоставляемых услуг».