Трудно переоценить значение грамотного подхода к управлению ремонтами в сфере, где техническое состояние объектов эксплуатации напрямую связано с обеспечением безопасности человека. Одной из таких сфер является аэропортовая деятельность. Интерес к решению «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» для управления средствами производства аэровокзальных комплексов стремительно растет среди лидеров рынка.
Функционал предприятий группы «Домодедово» не ограничивается деятельностью аэровокзальных комплексов. Многопрофильный бизнес включает различные задачи от заправки воздушных судов и обработки грузов до сбора урожая с земельных участков и обучения сотрудников в тракторной школе. Система технического обслуживания должна быть универсальна для всех средств производства, и при этом ее должно быть удобно кастомизировать.
Автоматизация ТОиР в группе компаний «Аэропорт «Домодедово» — процесс не новый, ранее в качестве EAM-системы выступала платформа «IBM MAXIMO». Решение о переходе на отечественный софт было продиктовано не только программой импортозамещения, но и рядом существенных требований, речь о которых пойдет ниже.
В качестве мастер-системы в компании используется «1С:Управление производственным предприятием» (1С:УПП), интеграция с «IBM MAXIMO» была налажена, но корпорация постоянно растет и развивается, требуя адаптации программного обеспечения под бизнес-задачи. С прежней EAM-системой каждая дополнительная доработка требовала существенных вложений денег и времени. Более того, сам по себе процесс внесения изменений в программный продукт весьма трудоемкий в связи с тем, что на рынке труда не так много специалистов, которые работают с зарубежным ПО. И все это вкупе с непомерно высокой стоимостью лицензий и владения программным комплексом.
По совокупности фактов было принято логичное решение о переходе на новую систему на платформе «1С: Предприятие», чтобы управление техническим обслуживанием всегда было в согласовании с потребностями бизнеса, а не отставало от него.
Решение о внедрении EAM-системы (Enterprise Asset Management — управление основными фондами предприятия) на платформе 1С частично предопределило выбор программного продукта. Фирма «1С» позиционирует единственное специализированное отраслевое решение класса EAM, это 1С:ТОИР, разработчиком которого является компания «Деснол Софт». С учетом уровня технического оснащения и критичности определенных групп объектов в «Домодедово» рассматривалось только профильное решение.
1С:ТОИР 2 КОРП имеет максимально полный функционал, позволяющий не только обеспечивать корректный учет материальных активов, но и всесторонне управлять процессами их обслуживания. Это учет простоев, наработки и показателей эксплуатации, планирование работ по техническому обслуживанию и ремонтам и их материальное обеспечение, а также управление ремонтным персоналом и работами, в том числе удаленно, посредством мобильных устройств. Вместе с тем в программе реализованы удобные аналитические инструменты, с помощью которых руководство имеет возможность оценивать эффективность проделанной работы, прогнозировать будущие результаты и корректировать план действий по управлению объектами эксплуатации.
Проект внедрения 1С:ТОИР длился с 2018 по 2021 год, планомерно вовлекая в процессы технического обслуживания различные предприятия группы компаний аэропорта «Домодедово».
Сегодня разработанная система управления техническим обслуживанием находится в опытной эксплуатации. Ежедневно одновременно в ней работают более 300 пользователей, общее число автоматизированных рабочих мест — 1500. Массив данных включает порядка 123 тысяч средств производства, подлежащих обслуживанию, для проведения которого в системе создано более 12 тысяч технологических карт. В числе активов самые разнообразные объекты эксплуатации: от мест на парковках и спецтехники до котельных, электроподстанций и топливозаправочного комплекса.
За один месяц в системе 1С:ТОИР обрабатывается около 14 тысяч наряд-заказов, а за год число обработанных заявок приближается к 170 тысячам.
Для более оперативного выполнения задач сотрудники аэропорта пользуются разработанным на платформе 1С мобильным приложением, оно позволяет быстро передавать информацию об обнаруженных дефектах и локации объекта в 1С:ТОИР, а исполнитель получает доступ к технологическим картам и истории обслуживания актива. Для контролера приложение предоставляет возможность оперативной проверки работ на качество и соответствие стандартам.
Основной эффект, которого удалось достичь группе компаний «Аэропорт «Домодедово» в результате перехода с IBM MAXIMO на 1С:ТОИР 2 КОРП, — это экономия.
• Экономия денег на лицензиях составила около 16 млн рублей, а стоимость владения системой за 5 лет, согласно расчетам специалистов, высвободит для компании почти 45 миллионов.
• Экономия времени: обработка наряд-заказов исполнителями стала в 2,5 раза быстрее (ориентировочное время обработки — 4 минуты против 10 минут прежде), а уровень нагрузки на сотрудников в процессе приемки работ снизился на 30%.
Процесс миграции с западного ПО, как правило, достаточно длительный и трудоемкий, и компании стараются отложить его на максимально возможное время. Однако опыт организаций показывает, что эффект от перехода стремителен и значителен, так есть ли смысл откладывать на завтра выгоду, которую можно получить сегодня.