Импортозамещение и его реализация в различных отраслях стало главной темой панельной дискуссии «Индустриальный ИТ-ландшафт и стратегия цифровой перестройки экономики», состоявшейся в рамках конгресса «Флагманы цифровизации-2024», организованного издательством «Открытые системы». Какие траектории отраслевой цифровизации просматриваются сегодня?
Как подчеркнул Эдуард Шереметцев, заместитель министра энергетики РФ, один из самых важных на сегодня моментов – определить возможность применения того или иного отечественного аналога взамен иностранного ПО. «Энергетика – довольно специфичная отрасль, и мы далеко не всегда можем погрузиться в процесс импортозамещения с головой, как бы этого ни хотелось. Приходится обращать внимание и на функционал, и на надежность решений, которая является главным критерием качества работы ТЭК», — отметил он.
Важна консолидация усилий
Импортозамещение и цифровизация стали носить обязательный характер, и это создало рынок для отечественных производителей ПО – началась плодотворная работа, на рынке появилось довольно много достойных решений. Однако есть компании, которые за долгие годы самостоятельно разработали на базе зарубежных платформ сотни мелких систем для поддержки своей работы, и заменить их будет очень непросто.
Эдуард Шереметцев: «Важно не копировать иностранные решения, а создавать что-то новое на основании своего опыта и проблем, отмеченных при эксплуатации западных систем. Создаваемое ПО должно быть лучше и иметь возможности для продажи в дружественные страны» |
Отдельно Шереметцев выделил пользу от создания индустриальных центров компетенции (ИЦК). В их рамках были определены приоритетные проекты, которые довольно успешно выполняются. Кроме того, ИЦК, помимо консолидации усилий отрасли, способствовали внедрению института «якорного заказчика». Часто компании, даже создав отличный продукт, пробиваются на рынок годами. Появление якорных заказчиков позволило перенести центр ответственности за выделенные ресурсы и внедрение продуктов на предприятия, что облегчает принятие решений. Это подтолкнуло рынок к более активному использованию появляющихся на рынке отечественных систем. Наконец, при помощи ИЦК различные отрасли начинают общаться между собой, договариваться и перестают тратить ресурсы на одну и ту же работу.
«Важно не копировать иностранные решения, а создавать что-то новое на основании своего опыта и проблем, отмеченных при эксплуатации западных систем. Создаваемое ПО должно быть лучше и иметь возможности для продажи в дружественные страны», — резюмировал Шереметцев.
Импортозамещение завершится, а отраслевая кооперация останется
Алиса Мельникова, директор по цифровым и информационным технологиям «Сибура», согласилась, что создание ИЦК стало гениальной идеей, которая заставила компании общаться друг с другом. До сих пор многие не понимали всей ценности и возможностей коллаборации, но сейчас входят во вкус.
«ИЦК рано или поздно исчезнут, и импортозамещение завершится, а вот отраслевая кооперация останется. Мы должны учиться кооперации, создавая инфраструктуру российской промышленности», — уверена Мельникова. При этом, по ее словам, важно не стать «страной MVPшников». Как показывает практика, в России проблемы вовсе не с созданием опережающих технологий, а с их внедрением в производство. Как известно, между созданием так называемого минимально жизнеспособного продукта (minimum viable product, MVP) и промышленной эксплуатацией решения – огромная пропасть. И если с функционалом и ошибками мы разбираться умеем, то надежность и производительность систем требует совершенно других компетенций.
Алиса Мельникова: «ИЦК рано или поздно исчезнут, и импортозамещение завершится, а вот отраслевая кооперация останется. Мы должны учиться кооперации, создавая инфраструктуру российской промышленности» |
Как заявила Мельникова, в ходе цифровизации «Сибуру» за несколько лет удалось достичь значительных результатов, исчисляющихся десятками миллиардов рублей, причем как минимум половина из них была обусловлена применением искусственного интеллекта. При этом все «низко висящие фрукты» оказались собраны, и сейчас, чтобы повышать эффективность, требуется прикладывать уже гораздо больше усилий. Однако ИИ в «Сибуре», пусть и является довольно массовым, по-прежнему используется лишь на отдельных участках. Основные перспективы ожидаются от внедрения ИИ более широким фронтом, охватывая различные направления и точки принятия важнейших решений.
«Шесть лет назад мы просто не могли запустить такую масштабную программу внедрения ИИ, потому что множество процессов были не оцифрованы», — признала Мельникова.
ИИ не заменит человека
«В сфере ИИ перед нами стоят огромные вызовы, это включает и взаимодействие с разработчиками, и отраслевое внедрение, и поиск вычислительных мощностей», — считает Вероника Строголева, начальник отдела развития технологий искусственного интеллекта Минцифры. По ее мнению, ИИ уже сейчас вполне может выполнять многие рутинные задачи, в том числе в области государственного управления. Надо понимать, что это не замена человеку, а скорее инструмент, который следует использовать для оптимизации процессов. Традиционно внедрение ИИ в госуправлении принимается в штыки, причем как самими чиновниками, видящими риски непосредственно для себя, так и населением, не желающим подчиняться машине. В первую очередь людей беспокоит, где искать правду, если решение «электронного чиновника» будет неверным, и кто за это ответит.
Вероника Строголева: «ИИ уже сейчас вполне может выполнять многие рутинные задачи, в том числе в области государственного управления. Надо понимать, что это не замена человеку, а скорее инструмент, который следует использовать для оптимизации процессов» |
«Мы сейчас работаем над формированием унифицированной системы оценки ИИ», — поделилась Строголева. В рамках этой системы разработчик, создавая решение, будет видеть уже существующие примеры и иметь возможность сравнить их. Уже проведен тест по созданию такой системы оценки ИИ для сельскохозяйственной отрасли, сейчас в Минцифры определяются со следующими отраслями, на которых можно будет проводить пилотные проекты.
Маятник цифровизации
Как напомнил Дарий Халитов, вице-президент по развитию информационных систем Ростелекома, еще пять лет назад деятельность по импортозамещению воспринимались многими как потемкинские деревни.
«Раньше бизнес редко задавался вопросом, на базе какого стека технологий реализовывать ИТ-решения, его больше интересовали бизнес-эффекты. Но два года назад маятник качнулся в другую сторону: цифровизация стала практически тождественной технологической независимости», — сказал Халитов. Сейчас же большинство компаний нашло решение проблем, связанных с геополитическими изменениями, и снова встает вопрос о том, что технологическая независимость должна рассматриваться через призму качественных и количественных эффектов – того, что несет реальную пользу бизнесу.
Дарий Халитов: «Раньше бизнес редко задавался вопросом, на базе какого стека технологий реализовывать ИТ-решения, его больше интересовали бизнес-эффекты. Но два года назад маятник качнулся в другую сторону: цифровизация стала практически тождественной технологической независимости» |
Если говорить о будущем до 2030 года, то для российской экономики видится много вызовов. Вычислительные мощности хоть и дешевеют, но их требуется кратно больше. Рынок ИТ в целом дорожает, и особенно это касается кадров.
«Мы неизбежно сталкиваемся с вопросом производительности труда, и именно этот вопрос станет ключевых для большинства компаний», — констатировал Халитов. Чуть ли не единственным выходом в этой ситуации станет применение технологий ИИ, их встраивание в процессы жизненного цикла создания продуктов. И это может радикально сказаться на будущем отрасли ИТ.