Для сети АЗС «Газпромнефть» создана автоматически обновляемая база данных всего ИТ-оборудования, участвующего в бизнес-процессах сети автозаправочных станций. Цель проекта – повышение эффективности процесса инвентаризации оборудования, улучшение качества принятия управленческих решений на основе аналитики. О реализации проекта рассказывает Филипп Сильвестрович, специалист направления отраслевых решений «Газпромнефть-Центр» и номинант на премию Data Award.
- Для чего создавался проект?
Станции сети АЗС «Газпромнефть» располагаются в 50 регионах России, собирать данные обо всем оборудовании вручную – трудозатратная задача. Однако актуальная информация об оборудовании крайне необходима, в том числе для планирования его замены и расчета реальной стоимости использования.
- Почему это важно для компании?
Сеть АЗС «Газпромнефть» стремится улучшать качество сервиса для своих клиентов. Повышение эффективности управления инфраструктурой оборудования наших заправочных станций – часть этого процесса.
- Какой подход был выбран?
Команда создала функционал Автодискаверинга. Онлайн мы получаем все учетные данные об оборудовании (серийный номер и т.д.), отслеживаем перемещение оборудования между автозаправочными станциями и сервисной компанией, в реальном времени формируется актуальный список всего ИТ-оборудования.
- Что собой представляет созданное решение?
Это веб-приложения с данными в двух форматах: по отдельной АЗС и свод по выбранному пулу АЗС. Мы постарались объединить информацию по всему оборудованию. Также для каждого параметра фиксируются критически важные события. Благодаря интеграции с ITSM-системой происходит наполнение и актуализация информации по конфигурационным единицам CMDB (Configuration management database).
- На каких платформах и технологиях построена система?
Обработка данных — на российской интеграционной платформе Интернета вещей АggreGate, хранение – на Postgres Pro. Получение данных обеспечивается по протоколам MQTT, SNMP, используется инструмент Windows Management Instrumentation. Конечно, работаем с базами данных смежных систем, API подрядчиков.
- Что в построенной системе получилось особенно удачным?
Наполнение CMDB в ITSM-системе позволяет использовать актуальные конфигурационные единицы в ITSM-процессах: incident management и problem management, а также для расчета совокупной стоимости владения оборудованием. Предиктивная аналитика снижает возможные причины выхода оборудования из строя.
- Какие результаты достигнуты и ожидаются?
Созданное решение охватило более 14 тыс. единиц оборудования: автоматизированные рабочие места, сетевое оборудование, система управления, периферия. Они опрашиваются по 100 тыс. параметрам: модель устройства, серийный номер, версия прошивки, модель процессора, версия ОС, MAC-адрес и т.д. Система фиксирует около 4,7 тыс. изменений в месяц.
Уже достигнута экономия на проведении инвентаризаций, важную роль играет улучшение качества данных в учетных системах. Это напрямую влияет на скорость и качество принимаемых решений. Наконец, упрощаются процессы соблюдения стандартов и корпоративных политик.
- Каковы направления развития решения?
В планах улучшение качества и объема собираемых данных за счет автоматизации процессов: обнаружение новых устройств, контроль несанкционированных изменений. Развитие существующих и внедрение новых процессов IT service management для повышения качества ИТ-сервисов в компании и, как следствие, повышение качества услуг на АЗС для наших клиентов.