Internet-магазинами сейчас уже никого не удивишь, но далеко не все их создатели могут похвастаться такой переносимостью, какой удалось добиться компании «Альтервест» с помощью использования Java-технологии. Магазин Ulter-Shop может работать в разных операционных средах, от Linux до Solaris, включая даже Win32, поскольку его клиентская и серверная части полностью написаны на «стопроцентно чистом» Java. Причем можно использовать даже СУБД на Java - InstantDB, хотя магазин работает и с любыми другими базами данных через стандартный интерфейс JDBC. Апплет, который загружается на машину клиента, имеет небольшой размер порядка 70 Кбайт, написан на Java и поддерживает русскую кодировку для основных типов браузеров. Это достигается с помощью распознавания типа браузера и использования его характерных особенностей. Рабочая область апплета разделена на три части: иерархию товаров, список товаров в группе и «товарную корзину», куда помещаются выбранные товары. Реализованы также средства поиска по сложным правилам, а через некоторое время появится возможность просмотреть внешний вид товара и его текстовое описание. Передача данных между клиентской частью системы и сервером оптимизирована - все данные о товаре загружаются динамически и хранятся в кэше.
Серверная часть магазина также реализована на Java и работает как промежуточное программное обеспечение, с которым клиент устанавливает связь по специальному порту с использованием разработанного «Альтервест» протокола. Далее сервер связывается либо с поставляемой в комплекте базой данных на Java - Instant DB (ее также можно найти по адресу http://www.instantdb. co.uk), либо с любой другой базы данных через интерфейс JDBC. Сейчас проверена работа с базами данных Postgres и Sybase. Кроме того, есть специальное место администратора магазина, с помощью которого можно контролировать его работу и вносить оперативные изменения. Место администратора представляет собой Java-приложение, которое написано с использованием библиотеки Swing.
Благодаря реализации серверной части магазина на Java он получился легко переносимым с одной платформы на другую. Это позволит владельцу устанавливать его, например, на арендованных у провайдера серверах или использовать уже купленные ПК (например, с Windows 95). Сейчас работа программного обеспечения проверена на Linux, FreeBSD, Windows 95/NT и Solaris. Причем скоро будет разработан автоматический инсталлятор системы, с помощью которого можно удаленно установить Ulter-Shop на любой сервер, для чего потребуется указать адрес сервера и завести на нем специального пользователя.
Следует отметить, что хотя многие компании уже пробовали создавать свои Internet-магазины, но не все они до конца понимали возможности и назначение этой технологии. Видимо, слово «магазин» сбивало с толка, и эффективность его работы оценивалась по количеству продаж, совершенных таким способом. Если же продаж было немного, то проектом просто переставали заниматься. Однако технология Internet-магазина постепенно развивается и сейчас превратилась в удобное средство поиска, выбора и заказа товаров в реальном магазине или на складе. Правда, при этом считается, что покупатель уже знает, чего хочет. Таким образом, технология скорее рассчитана на дилера, чем на Web-путешественника, который зашел в магазин, случайно увидев баннер.
Впрочем, эта технология найдет хорошее применение и в качестве системы поиска и заказа товаров в огромных торговых залах крупных супермаркетов, где можно потеряться, а покупатель хочет за несколько минут купить несколько конкретных товаров. В этом случае Web-терминал, стоящий у входа в супермаркет, поможет не только выбрать необходимый товар, но и заказать его и оформить счет. Аналогичную схему обслуживания посетителей может использовать и оптовый склад, в котором хранится множество различных товаров, а торговая площадь очень мала. Это не только сэкономит время посетителей, но и улучшит отчетность и эффективность продаж. В этом случае и клиентская и серверная части будут работать на одном компьютере даже без подключения к сети.
Впрочем, не менее интересно и классическое применение технологии электронной торговли. Сейчас в российских компаниях начинают понимать, что Internet-магазин можно расценивать как «удаленную дверь» в обыкновенный магазин, то есть не как самостоятельную торговую точку, а как один из элементов классической торговли. Кроме того, некоторые компании занимаются оценкой возможностей этой технологии для организации виртуальных супермаркетов, в которых отдельные «торговые места» будут сдаваться в аренду торгующим предприятиям. Это позволит централизованно решать вопросы поиска, оплаты и доставки товаров. По словам Сергея Козырькова, генерального директора «Альтервест», компания ведет переговоры с некоторыми провайдерами для разработки таких супермаркетов с возможностью сдачи Internet-магазина в аренду. Однако пока только один заказчик полностью оплатил магазин и сейчас проводит его тестирование.